План-конспект мастер-класса. Музыкальная гостиная «Синтез музыки и изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка по рисованию

Познакомить родителей(детей) с произведением Фредерика Шопена «Осенний вальс», научить соотносить музыку с присущим ей цветом, научить родителей (детей) передавать явления природы в изображении разными нетрадиционными техниками,воспитывать положительное отношение к природе, музыке. Способствовать развитию воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить с многообразием нетрадиционных техник рисования. Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master-klass_muz_gostinnaya_k_festivalyu.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класса.

Музыкальная гостиная

«Синтез музыки и изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»

Тема: «Рисуем Музыку. Осенний вальс»

Задачи: Познакомить родителей(детей) с произведением Фредерика Шопена «Осенний вальс», научить соотносить музыку с присущим ей цветом, научить родителей (детей) передавать явления природы в изображении разными нетрадиционными техниками,воспитывать положительное отношение к природе, музыке. Способствовать развитию воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить с многообразием нетрадиционных техник рисования. Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству.

Репертуар: Фредерик Шопен «Осенний вальс»

Оборудование:картины художников на тему «осень» (видеоряд), репродукции картин с изображением, телевизор, аудиозапись.

Материалы: Различная по размеру, цвету и фактуре бумага; краски – гуашь, разведенная до консистенции жидкой сметаны в тарелочках (красная, жёлтая, оранжевая, зелёная, синяя, коричневая); стаканчики – непроливайки; кисти разного размера; поролоновые губки; зубные щётки; нитки; овощи; фрукты; фольга; ватные палочки.

Ход занятия:

1. Беседа об осени. Вспомнить  названия осенних месяцев;

признаки осени; обсудить с родителями (детьми), какие краски присущи данному времени года.

2.Слушание музыки в аудиозаписи (Фредерик Шопен Осеннийвальс) с просмотром видеоряда. Музыка звучит и в самом процессе рисования, как необходимая эмоциональная «подпитка»,  не являясь ни в коем случае просто «фоном», а помогая детям создавать свои работы, вызывая ассоциации,принимая на себя функцию своеобразного усилителя эстетических переживаний.

3.«Рисуем музыку» с использованием нетрадиционных методов, используя доступные, подручные материалы(поролоновые губки, зубные щётки, нитки, овощи, фрукты, фольгу, ватные палочки, ладошки и пальчики) на выбор.

См. приложение с описанием.

Родителям (детям) предлагается изобразить осень, по своим музыкальным впечатлениям, опираясь на  своё воображение, фантазию.

4.        Выставка работ.

Ход занятия:

Беседа о временах года, об их цикличности. Вопросами подвести родителей (детей) к разговору об осени. Вопросы для беседы-общения:

1) Какое сейчас время года?

2) Назовите осенние месяцы.

3) Что происходит осенью с природой?

4) Какого цвета бывает осеннее небо?

  5) Изменяются ли деревья осенью?

  6) Что происходит с птицами?

  7) Что происходит с реками и озерами?

  8) Часто ли идут дожди?

  9) Какое настроение преобладает в природе? Почему?

 10) Какие цвета присущи данному времени года?

Обратить внимание взрослых (детей) на то, что осень бывает ранняя (золотая) и поздняя.

Родителям (детям) предлагается прослушать музыкальное произведение, сопровождаемое видеорядом и изобразить осень. Слушание музыки в аудиозаписи (Фредерик Шопен Осенний вальс) с просмотром видеоряда.

Родителям (детям) поясняется, что музыка не рисует картины действительности, как художник,а передаёт её через звучание мелодии, тем самым помогая художнику создавать  свои картины.Художник же, не может заставить предметы двигаться, он только изображает это через застывшие позы.В отличие от музыки живопись показывает нам конкретные картины осени, хотя и запёчатлённые как остановившиеся мгновения.

Затем, родителям (детям) предлагается ещё раз послушать музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» но уже, с закрытыми глазами и немного пофантазировать − о чём нам может рассказать это музыкальное произведение и изобразить на бумаге осень, пользуясь своим музыкальным впечатлением, воображением и фантазией.

Педагог: -  Уважаемые гости, а вы любите рисовать?

- А чем рисуют художники? Давайте представим, что кисточки - наши помощники в рисовании, потерялись! Чем же еще можно рисовать?

Дети: - Пальчиками, ватной палочкой, ладошкой…

Педагог: - А как называются техники рисования, когда мы рисуем кисточкой, карандашом?

Педагог: - Это традиционные техники рисования. А если мы используем для раскрашивания рисунка предметы, которые вы мне назвали: пальчики, ладошки, можно даже рисовать стопой ноги, ватные палочки, пробки …?

Педагог: - Так вот, если мы рисуем не с помощью общепринятых материалов: кистей, карандашей, фломастеров, это называется нетрадиционными техниками в рисовании. И сегодня мы с вами будем учиться рисовать в одной из таких техник  (на выбор).

Предлагаядетямвоплотить в рисунке осеннюю тему, мы учитываем их возрастные особенности. Дети среднего дошкольного возраста ещё не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники. Поэтому им предлагаем «нарисовать музыку», передавеё настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков, используя (на выбор) разные предложенные методы нетрадиционного рисования.

Почти каждый  в этой воображаемой ситуации хорошо узнаёт известный ему жизненный сюжет. Восприятие музыки обогащается яркими эмоциями, связанными с прошлыми положительными переживаниями, а так же с возможностью посмотреть на них «со стороны».

Педагог: - Уважаемые гости, что нового вы сегодня узнали, посетив нашу музыкальную гостиную?

- Чем отличаются традиционные и нетрадиционные техники рисования?

- Что вам больше всего понравилось на нашем мастер - классе?

- Дома вы можете рассказать об этой технике и нарисовать что-то вместе и с другими членами семьи.

Ожидаемый результат:

У каждого  при помощи фантазии, способности к творческому взаимодействию получится свой неповторимый сюжет.

В данном виде работы имеет место опора на субъективные ощущения в поиске наиболее удачного решения задания.

Такое нетрадиционное рисование доставит взрослым и детям множество положительных эмоций, раскроет возможность использования хорошо знакомых всем предметов в качестве художественных материалов, удивят  своей непредсказуемостью.

Таким образом, занятия, на которых «рисуют музыку», всегда являются  подлинным праздником, особенно для детей. Дети и взрослые, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

Приложение.

Методы нетрадиционного рисования.

Метод «Оттиск поролоном».

Взрослым и детям разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Очень просто и удобно сделать штампики из поролона. Из куска поролона (поролоновой губки) вырезаются контуры предмета нужной формы. Затем их обмакивают в краску необходимого цвета, разведенную до консистенции жидкоообразной кашицы, и оставляют отпечатки на бумаге.

 Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком.
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, вырезав нужную фигурку,  подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на поверхности листа.

Метод «Рисование нитками» или «ниткография».

Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков.  Вот один из них: Бумажный лист сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются нити, окрашенные и хорошо пропитанные краской,их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Нитки, нарезанные от 20 до 45 см. Лист снова складывается, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок. Необычная картинка готова.

Метод «Печатание фольгой (смятой бумагой)».

Очень простой метод получения рисунков нетрадиционным образом. Для творческого процесса нужна фольга, бумага для изображения на ней рисунка и гуашь, разведенная так, чтобы она имела консистенцию жидкой однородной кашицы.Для начала необходимо смять фольгу, лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки, прижав к листу, оставляя на нем отпечатки в том порядке, который нужен.

Метод «Набрызг».

Для этого метода берется обычная зубная щетка, на которую наносится краска и любым предметом (можно использовать линейку) проводят по ворсу на себя. Краска будет напыляться на бумагу. После высыхания рисунок готов.

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками.

Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников. Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Рисование точками.

Как метод изобразительного творчества можно выделитьрисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на листе бумаги.

Существуют и другие способы нетрадиционного рисования. Все они очень интересны и увлекательны и являются отличной обучающей игрой для детей и взрослых всех возрастных категорий. Не нужно бояться экспериментировать. Результат всегда получается отличным.

Рисунок – прекрасная возможность не только для детей, но и для  взрослых, проявить себя. В изобразительном творчестве человекимеет возможность передать свое отношение к окружающему миру, поделиться страхами и отрицательными эмоциями, а может и передавать чувство радости.  Любая из представленных нетрадиционных техник – своеобразная игра для детей и взрослых, позволяющая ощущать себя увереннее, смелее. Развивать воображение, давать полную свободу самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования- рисование губками. Тема: «Домашние животные – наши друзья»

Познакомить с новым видом нетрадиционного рисования - рисования губками. Знакомство с новым жанром рисования- анималистическим. Воспитывать доброе отношение к домашним животным....

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы «Осень золотая».

Непосредственно-образовательная   деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы«Осень золотая».Ц...

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе "Рисование Лошарика"

Расширить представления о цирке.Учить из частей составлять целое.Находить парные картинки.Различать цвета, а также называть голубой и розовые цвета и как их получить.Учить располагать изображение на б...

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – мыльными пузырями». (для детей 4-5 лет)

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми среднего дошкольно...

Мастер – класс на тему: «Формирование экологического сознание детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования» для педагогов

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много в...