Опыт работы по обучению старших дошкольников коррекционной группы рисованию через знакомство детей с живописью.
статья по рисованию (старшая группа)
Потребность к красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и утихает, услышав звуки музыки. И если спросить у взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он назовёт красивую маму, бабушку, лес, поляну и т.д.
Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранялось на всю жизнь. Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Незаметным средством формирования духовного мира детей является искусство; литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство "говорит" образным языком. Оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 164.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по обучению старших дошкольников коррекционной группы рисованию через знакомство детей с живописью.
Воспитатель: Зеневич Ирина Владимировна
Литература:
,,Музей и подрастающее поколение,, Л. ПП. Михеева ,,В Художественном музее,, Л.П.Михеева ,,Дошкольникам о живописи,, Р. М.Чумичёва ,,Методика экскурсионной работы с детьми в художественном музее,, Н. Д. Рева ,,Методические рекомендации по самостоятельной подготовке,, ,,Художники иллюстраторы детской книги,, Л.Г.П.И. им. Герцена ,,Поэтический образ природы в детском рисунке,, Л. В. Ком панцева ,,Дети и народное творчество,, Л.В. Шевчук ,, Знакомство с натюрмортом,, Н. А. Курочкина ,,Азбука общения,, ( основы коммуникации) Л. М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т. А. Нилова.
Потребность к красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и утихает, услышав звуки музыки. И если спросить у взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он назовёт красивую маму, бабушку, лес, поляну и т.д. Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранялось на всю жизнь. Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Незаметным средством формирования духовного мира детей является искусство; литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство ,,говорит,, образным языком. Оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста. Искусство пробуждает у детей эмоциональное творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Ознакомление детей с живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни. Понимание художественных образов в произведении; вызывает у детей сильные чувства. Оценивая содержание картины, дети изменяют собственное поведение. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменятся восприятие красоты. Ребёнок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины. В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени. Дети правильно воспринимают выразительность средства – как форму передачи содержания произведения, его настроения картины. Труднее детям даётся выделение композиционного настроения картины. Они легко выделяют композиционный центр, но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине так, а не иначе, что он хотел этим подчеркнул.
Какие же задачи можно поставить перед собой?.
1.Содержательная, объединяющая задача, ставящая целью обучение умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник. 2.Эмоционально – личностная, - формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. 3.Воспитательная, - направлена на то, чтобы формировать познавательные интересы, нравственно- эстетические качества, желание самому нарисовать подобное.
При рассматривании картины я использовала метод диалога, живой беседы, в основе которой лежат непосредственные ассоциации. Беседа создаёт атмосферу, благоприятствующую творческому поиску и познавательному интересу. Это сочетание непринуждённости и дисциплины, когда дети чувствуют себя достаточно и сохраняется обстановка заинтересованности. Вопросы к детям должны быть доступны, отличатся ясностью, конкретностью. Необходимым качеством для развития эстетического воспитания является эмоциональная восприимчивость на содержание произведение произведения, способность ,,входить,, в художественный образ. И поэтому вопросы задавала особого характера, которые позволяли ребёнку поставить себя на место героя произведения.
Например:
,,Как бы ты поступил?,,
,,Наблюдал ли ты в жизни нечто подобное тому, что изобразил художник?,,
,,Посмотри внимательно на это произведение и постарайся представить себе, что это не картина, а реальный мир; какие чувства ты испытываешь в окружении этой природы?,,
Вопросы могут быть поставлены и к выразительным средствам ?
Например: ,,Какой цвет ты считаешь главным в этой картине?,,
,,Почему художник именно так расположил предметы?,,
Так же вопросы относятся и к технике исполнения и к эмоциональному впечатлению.
Например:
,,Какое настроение вызывает у тебя эта картина? Почему?,,
Очень важно задавать вопросы на воображение, сравнений и сопоставлений определённого исследования, способствующие проявлению инициативы, пробуждающие к поиску самостоятельных решений.
Например:
,,Как бы ты назвал эту картину?,,
,,Напоминает ли тебе эта картина, какое либо музыкальное или поэтическое произведение?,, ,,Придумай сказку,,
Для лучшего развития воображения я включаю в свою работу фрагменты поэтических произведений. Искусно воспевая в стихах образность природы, произведение, помогает ребёнку увидеть прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, пробуждает желание выразить свои чувства и переживание в рисунке. Стихи помогают ребёнку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображение на листе бумаги. В стихах поэт очень точно и выразительно выделяет образы с помощью эпитетов- прилагательных.
Например:
,,Тёмный лес,,
,,Прозрачный лес,,
Дети уже знают, какими красками надо рисовать лес, какой насыщенности надо брать краски.
Так же в своей работе я использую записи музыкальных произведений для более эмоционального восприятия детьми художественного произведения. Дети учатся видеть в музыкальном произведении определённые образы.
Большое впечатление на детей оставляет совместное рассматривание художественного произведения и произведения живописи в сопровождении музыкального произведения.
Дети с интересом слушают записи музыкальных произведений П.И. Чайковского, Вивальди, Глинки, слушаем произведения П. Мориа и других композиторов.
Использую стихи таких поэтов как И.Бунина, А.Фета, А.Пушкина, Ф.Тютчева, С. Есенина, произведения современных поэтов.
В своей работе, которую я начала, большое внимание уделяла созданию благоприятных условий для деятельности. Большое внимание обратила на подбор живописных произведений, от чего во многом зависит успех художественного восприятия детей. Следует выбирать произведения с выразительными ,,говорящими,, деталями.
Самое первое занятие начала я со знакомства детей с трудом художника, скульптора, мастеров декоративно – прикладного искусства.
В своей работе использую элементы сюрпризных моментов для большей заинтересованности детей. Обыграла внесение цветных карандашей, кисточек, волшебных красок, при помощи которых дети будут создавать свои работы.
На занятие внесла и показала необходимый атребут для художника мольберт – этюдник.
Рассмотрели с детьми портрет ,,М.В. Нестеровой,, , автопортрет Репина за работой, портрет мальчика с палитрой красок.
Беседой с детьми стараюсь заинтересовать их, вызвать желание приходить ко мне и творить свои собственные произведения. И в последствии мы с детьми стали называть себя художниками – мастерами, и стали творить своё ,, волшебство,,.
- Одним из первых жанров живописи, с которой я познакомила детей – это натюрморт.
Это жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, снеть, то есть всё то, что создано человеком и природой. А так как в нашем саду находятся дети с задержкой психического развития – натюрморт самый лучший жанр живописи,, который доступен ребятишкам. Это показывают исследования наших педагогов и психолога, мои наблюдения.
Свою работу по знакомству детей с натюрмортом проводила совместно с воспитателем – логопедом и дефектологом, которые помогают закреплять знания детей по лексическим темам, знакомят детей с дарами природы.
Начала я знакомство детей с натюрмортом с небольшой предварительной работы, которая даёт навыки понимания и восприятия форм предмета, их краски.
Например.
Проводились дидактические игры:
,,Накрой на стол,,
,,Составь букет,,
,,Сложи овощи и фрукты в вазу или в миску
,,Узнай по форме. По описанию,,
,,Составь картинку,,
Дидактические игры повысили эмоциональное восприятие детьми материала, так как ребятишкам нужно всё потрогать и попробовать, чтобы ощутить особенности предмета. Дети могли сравнивать овощи и фрукты не только зрительно, но и на вкус.
На первом этапе дети радуются изображению знакомых предметов, которые узнал на картине. Потом дети начинают видеть привлекательность картины, и у них появляется желание самим попробовать нарисовать вазу, цветы, овощи, фрукты и другие предметы. В процессе практической работы закрепляла я навыки детей в рисовании геометрических форм, цветовых решений, умении ориентироваться на листе бумаги, создавать определённую композицию.
Познакомила детей подготовительной группы не только с натюрмортами, на которых изображены фрукты и овощи, но и с натюрмортом изображающие предметы.
,.Натюрморт с музыкальными инструментами,,Петера де Рита. Дети увидели много нового, необычного для себя. Дети привыкли видеть и рассматривать натюрморты с овощами, фруктами, цветами – дарами природы, а тут музыкальные инструменты. Трудно было детям найти композиционный центр, но они хорошо увидели, что действие происходит в позднее время. По наводящим вопросам выяснили, что предметы были оставлены неубранными из-за усталости человека.
- Следующим этапом было знакомство детей с пейзажем.
Эта тема так же близка детям. Дети дают пейзажу предпочтение, передают определённые чувства, настроение.
Перед тем, как начать рассматривать картины об осени я провела ряд экскурсий с детьми в природу. Наблюдали за разнообразием красок, рассматривали разное строение деревьев и кустарников, сравнивали их в разный период осени, в разную погоду. Вспоминали отрывки из поэтических произведений, а затем приступили к рассматриванию картин. Познакомив детей с репродукциями картин И.Левитана «Осень» , «Золотая осень» ,В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» , Ю. Подполянского «Тишина», иллюстрации Н.Устинова к сборнику «Листопад»И.Бунина, и предварительно обговорив с детьми приёмы выразительного исполнения своего рисунка, предложила устроить свою картинную галерею из наших работ. Этим я заинтересовала детей, подняла эмоциональное настроение.
Большое внимание детей я уделила на композицию рисунка, на его динамику. После завершения всех работ предложила детям подобрать к рисункам художественно - поэтические образы из знакомых им стихов таких как: ,,Лес точно терем расписной…,, ,,Под ногами коврик новый, жёлто-розовый - кленовый ,, и др.
Поэтические произведения помогли детям оценить свои работы. Заключительным этапом работы осеннего периода была совместная педагогическая деятельность всех воспитателей и музыкального руководителя с детьми, где дети показали свои знания об осени и показали все свои умения. Чему была дана положительная оценка.
С наступлением зимы я стала знакомить детей с живописью зимнего пейзажа: И.Попов « Первый снег » , А.Пластов «Первый снег », П.Мальцев « Зимний день » , И.Грабарь « Февральская лазурь» , иллюстрации к А.Парамоновой к сборнику ,,Черёмуха,, С.Есенина. Во время просмотра картин непременно звучали стихи, музыкальные произведения, использовались элементы сказочности, таинственности. С приближением Нового года познакомила детей с творчеством Ю.А. Васнецова, с его иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам, где так самозабвенно пляшет заинька, так уютно горят огоньки в избушках, где, зверюшки наряжены в яркие костюмы. Это было знакомство с художником иллюстратором. После этого в практических работах у детей получились яркие, выразительные рисунки. Прошли новогодние праздники, и я предложила детям тему ,,Заколдованное ледяное царство,, Работы детей превзошли все мои ожидания. Ледяные замки детей получились действительно сказочными.
- Зима. Бело - голубой снег навёл меня на мысль, что можно предложить детям декоративное рисование по Гжельской росписи.
Холодное сочетание белой и синей краски перенесло детей в мир волшебства. На наших столах расцвели синие, голубые цветы, зверюшки. Дети рисовали необычные образы цветов и зверей, которыми расписывали «посуду» , « шаль» для Снегурочки.
Для контрасного сравнения с наступлением весны предложила детям рассмотреть предметы Городецкой росписи . Дети увидели отличие Гжельской и Городецкой росписи . Отличие не только по технике росписи и цветовой гамме, но и по материалу из которого выполнено изделие. Показала детям предметы домашнего обихода городецкой росписи, и предложила вспомнить у кого дома есть нечто подобное. Затем дети выполняли ряд работ на разных форматах и форм бумаги. Заключительным этапом этой работы было выполнение детьми подарков к празднику 8 марта. Работы были выполнены на различных досках. Что вызвало у детей большую гордость и ответственность за свой труд. Эти яркие и весёлые подарки были предвестниками наступающей весны.
- Первая картина, которую дети увидели весной, была картина И. Левитана « Март»
Художник сумел в непритязательном мотиве выразить всю лирическую красоту русской природы. В картине Н.Романдина « Весенние воды» весна представлена в свою переломную пору, где снег уже растаял и ручьи талой воды устремились в низины. Совместное рассматривание этой картины с музыкальным сопровождением записи «Весна» Вивальди прошло эмоционально. Дети эмоционально и точно заметили характер картины и характер музыкального образа. « Подснежники» А. Грицая .В этом пейзаже заключена какая та таинственность. Она проявляется в появлении подснежников – вестников весны. Используя поэтический образ, прочитав стихотворения Г.Ладонщикова «Подснежники», Г.Новицкой , О.Белявской вызвало у детей желание нарисовать этот удивительный цветок. Много радости принесла весна детям. Рисунки у детей стали яркими, выразительными. Дети стали всё чаще рисовать весенние пейзажи, цветы в вазе, солнышко.
Дети вспомнили о лете. Все стали мечтать о том, как они будут отдыхать на даче, чем они будут заниматься. Свои мечты дети воплощали в рисунке, но всё- же внимание у них было к концу года обращено на улицу, внимание рассеянным. Я почувствовала, что дети устали перенесла занятия на улицу. Ведь не зря так плодотворно ребятишки трудились весь год. Наступит новый учебный год, и мы снова возьмёмся за работу, и дети станут получать новые знания, которые я с большим удовольствием передам.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок
В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения через игры и игровые ситуации"
Воспитание культуры поведения на улице -актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованность пребывания на улице и дороге, в общественном транспорте необходимо начин...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
Опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России у старших дошкольников.
Я предлагаю познакомиться с опытом работы по ознакомлению старших дошкольников с государственой символикой России, родного города - Нижний Новгород и городов Нижегородской области....
Опыт духовно нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – любвик своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь,эта любовь пере...