Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Незабудка» Тема "Чорон"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Тема: «Якутский Чорон»
Цель: Расширение знаний детей о культуре и обычаях якутского народа
Задачи:
Познакомить детей с древним декоративно-прикладным видом искусства – чороном. Воспитывать любовь к родному краю. Научить детей самостоятельно составлять узор по мотивам якутской росписи по дереву. Учить рисовать последовательно, аккуратно нанося узор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_choron_-_kopiya.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей
средней группы «Незабудка»
Составила: Степанова Р.С.. воспитатель МБДОУ Детский сад №43 «Улыбка» г. Якутска Республики Саха (Якутия)
Тема: «Якутский Чорон»
Цель: Расширение знаний детей о культуре и обычаях якутского народа
Задачи:
Познакомить детей с древним декоративно-прикладным видом искусства – чороном. Воспитывать любовь к родному краю. Научить детей самостоятельно составлять узор по мотивам якутской росписи по дереву. Учить рисовать последовательно, аккуратно нанося узор.
Наглядный материал:
1. кубки чоронов разных видов;
2. образцы якутских орнаментов;
3. аудиозапись якутских мелодий.
Раздаточный материал:
1) силуэты чоронов;
2) фломастер
Форма работы с детьми:
Групповое занятие.
Методы и приёмы:
Наглядные, словесные.
Виды детской деятельности:
познавательная, двигательная, коммуникативная.
Ход:
I. Вступительное слово воспитателя:
- Как называется наша большая Родина? (Россия)
- Как называется наша Республика, в котором мы живём? (Республика Саха Якутия). Столица нашей Республики город Якутск. Наша Республика большая, красивая и богатая, славится золотом и алмазами. В тайге много красивых и пушистых зверей. В реках и озерах много рыбы. Вся территория Якутии лежит в зоне вечной мерзлоты. Якутия – это долгая и холодная зима, бурная и многоцветная весна, короткое и знойное лето. Мы любим свой край и гордимся им! Славится Якутия делами людей, которые живут на её необъятных просторах: якуты, русские, эвены, чукчи, ненцы и другие народы Севера.
Воспитатель: А Сегодня мы узнаем много нового об одном из классических видов древних якутских сосудов «Чороне».
Воспитатель демонстрирует разные виды чоронов:
—Посмотрите внимательно, какие красивые посуды нас окружают.
После 1–2 минут восприятия спрашиваю:
— Вы знаете эти предметы? (Это якутская посуда чороны)
— А для чего она использовалась? (Раньше из неё ели и пили, когда не было другой посуды)
— А как вы думаете, кто всё это сделал? (Якутский народ, народные мастера)
Все эти вещи изготовлены якутскими мастерами. Якутия богата талантами, в старину народные мастера зимними вечерами вырезали из березы чороны, кытыйа и другие изделия. Красивая резьба, прочность, удобство – все эти качества отличают якутскую посуду.
Вот чорон (беру и показываю чорон). Чорон – любимый и обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, особенно он необходим в обрядовых церемониях и на празднике «Ысыах». В чорон наливают кумыс. Кумыс – это напиток из кобыльего молока. Его подносят молодым на свадьбе, встречают гостей. Чорон у якутов является символом изобилия, богатства. Чороны – это деревянные чаши или кубки, их форма напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица в Якутии служит символом красоты и грации.
II. Игра «Сложи»
Орнаменты на чоронах вырезали острыми ножиками. При рождении каждому ребёнку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов:
1) Мужские – на трёх фигурных ножках, окончания которых выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии. Считается, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.
2) Женские – это кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А
коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство. Чороны делали разных размеров: для праздников – большие, маленькие – на каждый день для всех членов семьи. Орнаментом украшали горло чорона, его тулово и ножку.
Чорон – это произведение искусства, так как весь кубок покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. Орнаменты имеют названия, и названия у них разные. Показываю якутские орнаменты и детям называю их:
-вот зарубка, это зубчатый орнамент, это гребенчатый орнамент.
1) серёжковые, похожие на шитьё волосяными нитями;
2) цепочные, похожие на цепочку;
3) ромбовидные и треугольные как геометрические фигуры – ромб и треугольник;
4) арочные, как дуга;
5) сетевидные, как переплетенные нити;
6) силуэтные, изображающие силуэты предметов или животных.
Физминутка «Движения танца “Якутские узоры” под якутскую мелодию»
После физминутки приглашаю для показа одного ребёнка – на образце уже украшено тулово чорона.
III. Вырезать по дереву мы ещё не умеем, но мы можем выполнить орнаменты кубков чоронов, которые находятся перед вами.
-Подумайте и решите, какими видами орнаментов будете украшать чорон, и сколько у вас будет поясов или ярусов. Орнаменты следует рисовать именно фломастером, чтобы они получились аккуратными и красивыми. Начинать рисовать пояса узоров нужно сверху чорона.
Во время работы детей помогаю показом на отдельном образце.
В это время звучит негромкая инструментальная музыка.
В конце занятия рассматриваем работы.
Спрашиваю, какими орнаментами украсили работы, какие чороны самые красивые
IV. Подведение итогов: рассматривание чоронов детей.
- С каким декоративно-прикладным якутским искусством вы сегодня
познакомились? (с изготовлением чоронов)
- Что такое чорон? (Чороны – это деревянные чаши или кубки)
- Что наливают в чорон? (кумыс)
- Что такое кумыс? (напиток из кобыльего молока)
- Что вы узнали об истории чорона? (Чорон обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, он необходим в обрядовых церемониях и на празднике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Окружающий мир Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Зима не лето, в шубу одета".
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Зима не лето, в шубу одета"....