"Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС"
статья по рисованию
Художественно-эстетическое развитие- важнейшая сторонв воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnaya_deyatelnost_v_sisteme_raboty_vospitatelya_aspekty_trebovaniy_fgos.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Матвеева С.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида
Пушкинского района СПб
«Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС»
1. Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
2. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание
образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования;
- создание условий для художественно-эстетического развития (учебно- методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в рисовании, аппликации и лепке.
4. Основные цели и задачи:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
5. Целью уголка изобразительной деятельности является: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Организация предметно-пространственной развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям:
Насыщенность.
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Безопасность.
Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей. Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.
Трансформируемость пространства.
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
Полифункциональность материалов.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, коробка переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ.
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место.
6. Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности.
- единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;
- наличие соответствующих декоративных моментов;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;
- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.
- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);
- доступность материала для детей, удобное расположение.
Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте важно развивать: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом.
Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой), подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего относится к ножницам и т.п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.
Все острые предметы (ножницы) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык работы с ножницами — можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с ножницами.
Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).
Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.
На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).
На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем — все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).
В средней группе для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов. В средней группе при рисовании гуашь дают 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре. М.Н. Поляков рекомендовал в развивающей предметно-пространственной среде уголка изобразительной деятельности младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные восковые мелки. Преимущество цветных восковых мелков, утверждала Т.С. Комарова состоит в том, что они могут давать линию карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
Для рисования красками используются круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 -толстые.
Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью
Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе, городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А.А. Грибовской "Детям о народном искусстве". (М.: Просвещение, 2001).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрально-игровая деятельность в системе работы воспитателя речевой группы.
Применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста.Изучив, методическую литературу по данной теме, мы постарались систематизировать ма...
Подготовка детей к школе: аспекты требований ФГОС (из опыта работы)
Что является отличительной особенностью Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образован...
Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС
Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС...
«Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС»
laquo;Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС»...
Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС
Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС...
Педогогическая статья: «Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений аспект требований ФГОС»
Взаимодействие коррекционной работы логопеда с воспитателями и родителями....
«Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС»
laquo;Изобразительная деятельность в системе работы воспитателя: аспекты требований ФГОС»...