«Методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей»
консультация по рисованию
«Методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей»
Сказкотерапия. Арттерапия. Цветотерапия.
Сказкотерапия.
Основной метод, который я применяю в своей работе для развития творческого потенциала детей и развития их творческих способностей, это сказкотерапия.
В.А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи» (Сухомлинский В.А., 1982).
Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появиться чувство защищенности и аромата Тайны…
Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.
Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.
Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.
Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.
Для сказкотерапии были сшиты различные сказочные персонажи (куклы, которые надеваются на руку). Используется много сказочных вещей: волшебная палочка, исполняющая желания детей; Обруч, дающий магическую силу и выдержку. Есть «волшебное кольцо», которое может перенести в любую сказку. Эти вещи такие удивительные, красивые, блестящие, что даже сомнения не возникает, что это действительно волшебные предметы. А еще есть «волшебный цветок», который дает нам волшебную силу для путешествия в сказочную страну и много других удивительных вещей. Вместе со сказочными героями мы путешествуем по разным сказкам, попадаем в разные сказочные миры.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка будит его фантазию, развивает воображение.
На занятиях я использую сказки, героями которых являются художественные принадлежности: кисти, карандаши, баночки с красками и т.д. Благодаря сказкам дети узнают о многих художественных терминах, например, теплые и холодные цвета, основные и составные цвета и т.д.
Арттерапия
Арттерапия – это терапия творческим самовыражением и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности человека в самоактулизации – раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире.
Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия – это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.
Здесь и терапия рисованием, и музыкотерапия и многое другое. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, избавиться от страхов и немотивированной агрессии. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками или музыкантами, однако почувствовать радость творчества, увидеть и полностью раскрыть свои творческие способности на занятиях арттерапией сможет каждый.
На своих занятиях я использую упражнения с элементами арттерапии
Цветотерапия
С самого рождения нас окружает множество различных цветов и их оттенков.
С давних времен известно воздействие цвета на организм человека. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. Влияние цвета на нашу жизнь трудно переоценить.
Изучив многочисленную литературу по цветотерапии, я выделила те цвета, которые благоприятно влияют на мыслительную деятельность и развитие творческих способностей.
Красный – повышает поисковую активность, любознательность. Вызывает преобладание эмоций интереса, любопытства.
Желтый – благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Повышает познавательный интерес у детей.
Голубой – связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.
Зеленый - цвет концентрации, точного контроля, способности к анализу, логики и ясной памяти.
Оранжевый – способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Повышает творческий потенциал.
Фиолетовый – это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому.
Воздействие цвета на ребенка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображением образы цвета. Я активно применяю эти свойства цвета для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этого на занятиях я использую разнообразные материалы: цветные крышки из-под пластиковых бутылок, цветные ленточки, цветные деревянные брусочки, цветные геометрические фигуры, палочки, нитки, платочки, палочки, однотонные куски ткани разных размеров, цветные шары, цветное тесто, цветные карандаши и краски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"
"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...
Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрер...
Использование современных технологий, методов и приёмов изобразительной деятельности.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных к...
Сообщение на тему: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей»
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшн...
Использование методов и игр ТРИЗ, для развития творческих способностей детей
Приёмы и игры ТРИЗ, один из методов системного анализа с применением дидактического пособия «Кольца Луллия»....
«Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий и театральной деятельности»
Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчества имеет именно дошкольный возр...
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию с использованием методов и приёмов изобразительной деятельности. Тема: "Неваляшка танцует".
Совершенствовать умения детей группы раннего возраста создавать образ куклы "неваляшки"....