Методика формирования основ цветоведения у детей средней группы детского сада.
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно, поэтому задача взрослого – обеспечить детей интересными материалами, удивить детей, создать на занятии положительный эмоциональный настрой. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_osnov_tsvetovedeniya_u_detey_sredney_gruppy_detskogo_sada.doc | 967.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования основ цветоведения у детей средней группы детского сада.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно, поэтому задача взрослого – обеспечить детей интересными материалами, удивить детей, создать на занятии положительный эмоциональный настрой. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. В средней группе детского сада надо использовать только те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы окружающих ребёнка, так как в этом возрасте закладываются основы цветоведения. Приведенное в качестве примера занятие – одно из цикла специальных, направленных на развитие цветовосприятия у детей, потому что мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности.
При проведении серии занятий по формированию основ цветоведения, реализуются основные дидактические принципы креативного образования:
- принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой;
- принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ,
- принцип поисковой деятельности;
- принцип развития и воспитания личности через творчество,
- принцип положительного эмоционального фона;
- принцип природосообразности принимаемых решений;
- принцип демократизации учебного процесса.
На занятиях, предшествующих описанному в статье, были актуализированы знания детей о трех основных цветах, проведены игры-занятия по темам: «Что на земле красного цвета? (синего, желтого)», «Кто в домике живет?», «Кто в каком вагоне едет» и др. с целью формирования у детей умений узнавать и называть цвета, обучению сопоставлению цвет-предмет.
Описанное в статье занятие построено с учетом интеграции образовательных областей:
- «Художественное творчество» – занятие способствует формированию интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности (многоцветность мира).
- «Познание». Для занятия подобраны сюжеты близкие опыту детей, которые позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, обобщить, способствуют усвоению и расширению знаний о цвете.
- «Коммуникация». На занятии используется прием комментированного рисования. В процессе работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. На занятии используются стихотворения, иллюстрирующие основные цвета, развиваются коммуникативные функции речи.
- «Физическая культура». На занятии использована физкультурная пауза.
На занятии решаются следующие обучающие и развивающие задачи:
- Учить детей рассуждать, анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения простейших явлений;
- Активизировать знания детей об основных цветах;
- Научить смешивать основные краски для получения из них дополнительных;
- Совершенствовать умения работать с кисточкой;
- Развивать чувство прекрасного, которое приходит к ребенку через цвет;
- Доставить детям эмоциональную радость от процесса смешивания красок на листе бумаги;
- Формировать адекватное цветовое восприятие мира.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная (упражнение по смешиванию трех основных цветов, выполнение задания «Волшебная бабочка»).
Оборудование и материалы:
демонстрационные: макеты цветных замков для красной, синей и желтой принцесс; три кисточки, декорированные как цветные принцессы; красный прозрачный стакан и ярко-желтый шарик; карточки основных и дополнительных цветов для «цветной математики»
раздаточные: три акварельные краски – красная, синяя и желтая, акварельная кисть № 6, два листа акварельной бумаги А4.
Предварительная работа:
Игра «Цветовое лото».
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть цвета, обучать детей сопоставлению цвет-предмет, развивать чувства восприятия цвета.
Оборудование: три карточки, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый), три карточки с бесцветным изображением предметов.
Ход игры
Детям предлагаются карточки с бесцветным изображением предмета и карточки, окрашенные в основные цвета. Воспитатель раскладывает перед детьми бесцветные изображения предметов: лимон, помидор, цветок василёк, (солнце, долька арбуза, изображение моря) и предлагает детям положить рядом с этими изображениями карточки соответствующих цветов. Детям, правильно разложившим карточки, воспитатель выдает поощрительный приз. А затем вместе с детьми повторяются названия основных цветов.
1. Блок мотивации
В начале урока учитель предлагает детям путешествие в страну красок.
- Ребята, сегодня мы вами будем волшебниками и научимся делать разные волшебства. Какие три самых главных цвета вы уже знаете? Правильно – красный, синий, желтый.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну красок! Приготовьтесь – расслабьтесь, расслабьте плечики, опустите свободные руки, расслабьте личико.
- В некотором царстве, в некотором государстве жили три принцессы-кисточки (детям демонстрируются акварельные кисточки декорированные изображением лиц и одежды, разные по цвету – красная, синяя и желтая). Каждая принцесса жила в своём волшебном цветном замке. (Кисточки помешаются рядом с макетами замков красного, синего и желтого цветов).
- Давайте сходим в гости сначала к красной принцессе-кисточке.
- Посмотрите, какой красивый красный замок – красные яблочки на красных деревьях, красные огурчики на грядках, красивые красные розы, светит красное солнышко!
- От лица кисточки : Я самая строгая красная краска!
Меня вы должны уважать и беречь!
Не то прикажу здесь огонь я зажечь!
И красное пламя сильней разгорится,
В горящие угли здесь всё превратится!
- Но, слышите, что-то говорит желтая принцесса-кисточка:
Ах, не спорьте! Ах, постойте!
Желтый – самый лучший цвет!
В нем тепло земли найдётся,
В нём солнца желтого привет!
- Дети, давайте посмотрим замок желтой принцессы-кисточки (детям предлагается самим рассказать, что они видят на макете) – прекрасные желтые одуванчики, желтый песочек на дорожках, желтые лимончики на желтых деревьях, светит желтое солнышко!
- Синяя кисточка: А вот и нет! Главный всё же – синий цвет!
Почему – даю ответ:
Спорить нет большой нужды,
Синий – это цвет воды.
Океаны и моря, воды речек и ручья!
Без воды нельзя умыться,
Без воды нельзя напиться!
- Ну, что ж, посмотрим замок синей принцессы – кисточки (детям предлагается самим рассказать, что они видят на макете) – очень красивое синее небо над синим замком, огромная поляна синих васильков, синие огурчики на грядках, огромные синие сливы растут на синих деревьях.
- Ребята, давайте снова внимательно посмотрим на замки и сады, в которых они живут… Вам ничего не кажется странным в их владениях? Если дети затрудняются ответить – задаётся наводящий вопрос: – Посмотрите, дети, на этот синий огурец, на это синее дерево, … а это – красный огурец и красное дерево… дерево бывает синим? Или красным? А огурец? Правильно, дерево и огурец – зеленые! Нужно раскрасить деревья в зеленый цвет! Значит нам нужен этот цвет? У вас на столах стоят три краски, какие? Правильно – 3 главные краски: красная, синяя и желтая, такие же, как и у наших принцесс, которые до сих пор ссорятся – какая же из них самая главная… Что же нам делать, дети, где взять зеленую краску? (Дети предлагают разные варианты, воспитатель также предлагает детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности).
2. Блок-сюрприз
Удивили – закрепляем познавательный интерес интеллектуальными игрушками
Встреча с чудом – удивление.
- Ребята, вы любите фокусы?
- Я хочу вам помочь – покажу интересный фокус: вот у меня есть прозрачный красный стакан и желтый шарик, кладу желтый шарик в красный стакан, закрываю рукой и кручу, верчу, посмотреть хочу! Раз, два, три! Ну-ка, посмотрим, что у нас внутри? На что похоже? Правильно, на апельсин. А какой цвет у апельсина? Оранжевый! Получился новый цвет! Что мы сделали? Смешали красный и желтый цвет, и получился оранжевый.
- Значит, что нам нужно сделать, чтобы получить новый цвет? Правильно – смешать краски!
3. Блок содержательная часть
- Сейчас мы с вами тоже будем волшебниками – будем создавать новые краски! Возьмите кисточку, наберите любую краску и сделайте на бумаге цветную кляксу – красную, синюю или желтую. Потом вымойте кисточку, наберите другую краску и поставьте новую цветную кляксу рядом с первой, так, чтобы кляксы касались друг друга и немножко перемешайте их. Что получилось? Какой цвет получился у тебя, Танюша? А какие краски ты смешала? (Дети по очереди показывают свои работы и рассказывают, как и какой цвет у них получился. Восхищаюсь полученными цветами и волшебниками).
5. Актуализация новых знаний
- А теперь мы с вами расскажем нашим принцессам, какие замечательные цвета получаются, если смешивать краски.
- Открываем демонстрационную доску, на которой прикреплены карточки трёх основных цветов и занимаемся «цветной математикой»: если к красному цвету прибавить желтый, то получится какой? Правильно – оранжевый. Если к желтому цвету добавить синий – получим? Конечно зеленый! А как нам получить фиолетовый цвет? Нужно смешать красный и синий.
- Молодцы, волшебники, вы сегодня хорошо потрудились. Что вы сегодня научились делать? Правильно – вы теперь умеете смешивать цвета, чтобы получились новые краски. Вы очень умные и умелые волшебники!
6. Блок содержательная часть
- Волшебники, вы очень устали? Хотите еще творить чудеса? (После согласия детей предлагается новое задание)
«Волшебная бабочка» (монотипия складыванием).
Этапы работы: 1. Сгибаем лист пополам. 2. Рисуем на одной половине листа контур бабочки (два листика от линии сгиба – большой и маленький). 3. Возьмём три краски: красную, синюю и желтую, накапаем их в беспорядке, не смешивая краски, на контур бабочки.4.Опять сложим листок бумаги пополам, скажем волшебное слово… и ...раскроем листок... Вот и получилось у нас новое волшебство – красивая бабочка, (обязательно обратить внимание детей на богатство цвета).
- Посмотрите, ребята, сколько мы взяли красок? – Всего три. – Какие краски?- Красная, жёлтая и синяя. – А сколько у вас получилось новых красок? – Много…(дети показывают, какие новые цвета получились на их работах).
- А теперь, пригласим принцесс-кисточек посмотреть наши рисунки (кисточки восхищаются многоцветием рисунков). Ребята, хотели бы вы жить в таких городах, как у наших принцесс, где всё только красное, или только синее, желтое? Почему? Дети дают свои варианты ответов и на этой основе делается вывод: вокруг нас огромное множество цветов и оттенков и нам интересно жить в таком разноцветном мире
- У меня есть волшебная палочка, давайте с её помощью сделаем нашим принцессам-кисточкам подарок – пускай и они живут в прекрасном разноцветном мире (взмах палочкой, волшебные слова – и поворот одного из замков другой стороной к детям, на которой изображен тот же самый, но многоцветный мир).
- Как вы думаете, ребята, нашим принцессам-кисточкам весело будет жить в таком городе? Давайте и мы, вместе с принцессами, порадуемся – потанцуем! (Звучит ритмичная музыка, под которую дети произвольно танцуют)
- Занятие заканчивается стихотворениемА. Шлыгиной:
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
У ромашки – белый цвет.
У гвоздики – красный,
Цвет зеленый у листвы,
Это так прекрасно!
7. Резюме
- Ребята, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите, руки вверх, а если настроение плохое – опустите руки вниз.
Три основных цвета (красный, синий и желтый) и три составных – лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира, скромный его отголосок. На следующих занятиях по формированию цветовосприятия продолжается и значительно расширяется ознакомление детей с волшебным миром красок, дети знакомятся с радугой, дается понятие теплых и холодных цветов и их оттенков, проводятся игры-занятия на эмоциональное воздействие цвета на мироощущение ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных приемов логического мышления детей средней группы детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий»
Реформирование содержания дошкольного образования предусматривает внедрение в педагогическую практику, использование информационно-коммуникационных технологий....
Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».
Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада.
Игровая ситуация: «Маша идёт домой».Цель: закрепить умение отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много», «мало».Задачи:ОбучающаяЗакрепить умение различать количество предм...
Формирование Основ Безопасной Жизнедеятельности в подготовительной группе детского сада.
Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред, в окружающем мире очень много...
"Формирование первоначальных представлений о школе у детей средней группы детского сада"
В данном сообщении представлен опыт работы воспитателя по знакомству дошкольников с понятием "школа"....
«Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».
Консультация для родителей...
Статья для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗОдеятельности в младших и средних группах детского сада».
Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью.Оно направлено на...