Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Куреева Наталья Викторовна

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования поможет детям не только раскрыть свой творческий потенциал, но и разовьёт память, мышление, внимание, воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kureeva_rogova_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc93.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Подготовили: Куреева Н.В., Рогова О. М.,

воспитатели ГБОУ "Школа № 842", г. Москва ЗелАО

        Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Маленьким детям сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую в должной мере развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования поможет детям не только раскрыть свой творческий потенциал, но и разовьёт память, мышление, внимание, воображение.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. так толкует понятие «нетрадиционно»: не основываясь на традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю, отличаясь оригинальностью, происходя не в силу установившейся традиции, не придерживаясь традиций.

Синонимы понятия: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

        Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

        Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации РППС нужно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

В каждом доме много ненужных интересных вещей (старая зубная щётка, сломанная расческа, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Много интересного можно наблюдать на прогулке в парке: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок художественной деятельности.

Необычные материалы и нетрадиционные техники рисования привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

        • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

        • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

        • внимания и усидчивости;

        • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

        • навыки контроля и самоконтроля.

        • способствует снятию детских страхов;

        • развивает уверенность в своих силах;

        • развивает пространственное мышление;

        • учит детей свободно выражать свой замысел;

        • побуждает детей к творческим поискам и решениям;

        • учит детей работать с разнообразным материалом;

        • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;

        • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

        • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими приёмами могут быть:

        • игра, которая является основным видом деятельности детей;

        • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

        • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

        • музыкальное сопровождение. И т. д.

        С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

        • рисование пальчиками;

        • оттиск печатками из картофеля;

        • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

        • тычок жесткой полусухой кистью;

        • печать поролоном;

        • печать пробками;

        • восковые мелки + акварель

        • свеча + акварель;

        • отпечатки листьев;

        • рисунки из ладошки;

        • рисование ватными палочками;

        • волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более сложные техники:

        • рисование песком;

        • рисование мыльными пузырями;

        • рисование мятой бумагой;

        • кляксография с трубочкой;

        • монотипия пейзажна ;

        • печать по трафарету;

        • монотипия предметная;

        • кляксография обычная;

        • пластилинография.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя самостоятельней, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Список источников

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. – 2010
  2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010
  5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  6. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
  7. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  8. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  9. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 200
  10. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду//Дошкольная педагогика. 2009.
  11. Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет»-М.: Мозаика- Синтез, 2009
  12. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015
  13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2016
  14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2017.
  15. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
  16. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
  17. Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009
  18. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 2009
  19. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
  20. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.
  21. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
  22. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования поможет детям не только раскрыть свой творческий потенциал, но и разовьёт память, мышление, внимание, воображение....

Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов:«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

quot;В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"...

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - рисование пальцами"

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Индивидуальная программа развития педагога «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.Рисование – очень и...