Рабочая программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

Рабочая программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rladoshki.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

   

Приложение

к ОП МАДОУ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Г.ЮГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "СНЕГУРОЧКА"

Рабочая программа

по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»

30 в год

г. Югорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через показ детям именно способов рисования, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

 Поэтому недаром заинтересовалась я этой проблемой и занялась изучением «Нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей». Моими проводниками в эту тематику стали исследования Бондарского, Л.В. Компанцевой, а также наших корифеев в изобразительной деятельности Флериной, Лубенской, которые помогли ознакомиться как с теорией, так и с практикой. Но большую помощь в разработке практической части мне оказали воспитатели нашей необъятной России, занимающиеся уже несколько лет этой проблемой. Они добились успеха в свой работе и публикуют ее результаты на страницах журнала «Дошкольное воспитание», а именно это Г. Утробина, Л. Афанасьева, М. Трунова. Хотелось бы отметить книгу М.Д. Лахути «Как научиться рисовать»- более 200 идей, всевозможные рисунки и поделки из различных материалов.

Известны различные подходы к обучению детей на занятиях по изодеятельности. Но мне хотелось, чтобы у детей появился «взгляд художника». Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с кистью, краской и другими материалами, у  него следует развивать чувство прекрасного, способностьполучать наслаждение от рисования.

    Использование нетрадиционных способов изображения доставляет детям множество положительных эмоций. Раскрывает возможность использования  хорошо знакомых  им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают  детей, что, образно говоря, в изостудии разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

       Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, на столе, на листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.

      Нетрадиционные способы рисования:

  1. Кляксография.
  2. Монотипия.
  3. Рисование теплым пластилином.
  4. Рисование воском, мелками.
  5. Рисование нитью, ручкой, клеем.
  6. Выдувание из соломинки.
  7. Рисование солью и т.д.

      Научившись рисовать, выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он будет уверен, что у него все получится и даже очень красиво. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к «изображаемому».              

  Цель: обеспечить возможность самореализации творческой  личности ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо и интересно.
  2. Помогать детям, осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения светлых, тёмных и новых цветов и оттенков.
  3. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия,
  4. Создавать условия для работы с разными изобразительными материалами, способствовать использованию их как одного из средств самовыражения.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию образного мышления, творческого воображения.
  2. Развить способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
  3. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

  Воспитывающие:

  1.  Вызвать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера.
  2. Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца и добиться результата, несмотря на возникшие трудности.

Ожидаемый  результат:

  1. Повысится доля детей с высоким уровнем развития в изобразительной деятельности.
  2. Повысится уровень сформированности школьнозначимых функций у выпускников ДОУ: развитие мелкой моторики руки, произвольность внимания, усидчивость, познавательная активность детей. Сформируются умения доводить начатое дело до конца; навыки самообслуживания.
  3. Овладеют определенной терминологией.
  4. Воспитанники познакомятся с различной техникой в изобразительной деятельности.

 Общие показатели развития детского творчества:

  • Компетентность (эстетическая).
  • Творческая активность.
  • Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
  • Креативность (творческость).
  • Произвольность и свобода поведения.
  • Инициативность.
  • Самостоятельность и ответственность.
  • Способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества

в продуктивных видах деятельности

(по данным исследования Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флериной):

  • Субъективная новизна, оригинальность и вариативность результата  (продукта) детского творчества.
  • Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
  • Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
  • Индивидуальный «подчерк» детской продукции.
  • Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
  • Способность к инерпритации художественных образов.
  • Общая ручная умелость.

Признаки творческого продукта.

  • Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.
  • Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
  • Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.
  • Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
  • Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя.
  • Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.

Основные педагогические принципы:

  1. Принцип последовательности и систематичности в работе с детьми;
  2. Принцип эстетизации воспитания и обучения детей в изобразительной деятельности;
  3. Принцип воспитания и обучения в коллективе (коллективные коллажи, рисование в парах);
  4. Принцип научности (направлен на познавательную активность в изобразительной деятельности);
  5. Принцип развития (определяет исходную позицию педагога по отношению к воспитаннику, опора делается на имеющийся природный потенциал, стимулирование изобразительных навыков);
  6. Принцип ненасилия;
  7. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  8. Принцип преемственности образования (характеризуется содержанием и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивающей личностное развитие воспитанника).

 

Условия реализации программы:

  1. Наличие изостудии.
  2. Технические средства: музыкальный центр, аудиокассеты.
  3. Разнообразный изобразительный материал.
  4. Наглядно - дидактические пособия, дидактические игры.

                   

Организация и содержание работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Для достижений целей необходимо создать условия. Прежде всего, необходимо обеспечить безопасность жизни и здоровья детей. Создать своеобразное пространство, которое будет давать простор творчеству, воображению, открытием, которое будет отвечать возрастным особенностям и потребностям.

Формы работы:

  1. Кружковая работа.
  2. Индивидуальная, подгрупповая работа.
  3. Работа с одарёнными детьми.
  4. Работа с родителями.
  1. Место: Изостудия хорошо освещена, светлая. Перед занятием проветривается, проводится влажная уборка, соблюдаются все гигиенические требования. Столы расставлены буквой «П». Демонстрационный материал развешивается на уровне глаз детей.
  2. Одежда: Если на занятии используются разные виды красок, дети надевают фартучки и нарукавники.
  3.  Длительность: проводится 2 занятия в неделю : во II младшей группе - 15 минут; в средней группе - 20минут; в старшей группе – 25 минут; в подготовительной группе ЗО минут. В перерывах между занятиями проводится проветривание и влажная уборка. 

Приступая к занятиям  необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности детей.
  2. Уровень развития детей данной группы.
  3.  Индивидуальные особенности детей.
  4. Добиться хорошего настроения и настроить детей на желание заниматься.

Методы и приемы:

     Приемы организации детей в процессе обучения:

  1. Работа фронтально, подгрупповая, индивидуальная;
  2. Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
  3. Специальные задания, требующие коллективного выполнения, работы в парах;
  4. Оценка своих работ и работ других детей.

Приемы организации умственной активности детей:

  1. Включение сюрпризных моментов, игровой мотивации, игровых упражнений;
  2. Выполнение нетрадиционных заданий;
  3. Решение проблемных ситуаций;
  4. Экспериментирование с красками;
  5. Руководство воспитателем самостоятельной изобразительной деятельности.

Приемы обучения:

  1. Показ или демонстрация новых способов или приемов действий в сочетании с объяснением;
  2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений, эксперимента;
  3. Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  4. Вопросы к детям.

       Средства обучения.

Художественные средства:

  • Художественные инструменты и различный художественный материал.
  • Бросовый и природный материал.

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений. (слайд-шоу, презентации.

Технические средства:

  • музыка,
  • видеофильм,
  • слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе  позволит повысить активность и внимание детей на занятиях,  развить  воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

   

   

Учебный план

Разделы темы

всего

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Что такое рисование? 

1.«Что такое рисование ?» Ознакомление.

2. Море

3. Петушок.

4

1

2

1

Рисование тычком

1.Салют

2.Подсолнух

3.В цветнике

4.Зима.

4

1

1

2

Обрывная аппликация

1.Елка

2. Елочные игрушки.

3,4. Рыбка

4

2

2

«Монотопия»

1.Снеговик.

2.Бабочка.

3,4. Сказочный лужок

4

2

2

Рисование губкой

1.Цветные сарафаны

2.Грибы в лесу

3,4.Аквариум

4

2

2

Рисование рукой

1.Детская пирамида.

2.Юла

3.Барабан.

4,5. Наша посуда.

5

1

1

1

2

1.Букет для мамы.

2.Платочек для

Бабушки.

3.Цветет верба.

4.Пасхальное яйцо.

5.Рисуем цветы

5

1

1

1

1

1

Всего

30

Список литературы

  1. Айрис Пресс « Словарь терминов». Москва  2005 г.
  2. Борзова А.В., Борзов А.А. « Развитие творческих способностей у детей».
  3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников». Москва 1999 г.
  4. Доронова Т.Н. « Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». Москва « Просвещение» 2006 г.
  5. Доронова Т.Н. Программа « Радуга», «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Москва « Просвещение» 2004 г.
  6. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет. Москва 1997 г.
  7. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет. Москва 1998 г.
  8. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет. Москва 1999 г.
  9. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет « Из детства – в отрочество». Москва « Просвещение» 2002 г.
  10.   Комарова Т.С. « Обучение дошкольников технике рисования». Москва « Педагогическое общество России» 2005 г.
  11.   Комарова Т.С. « Детское художественное творчество». Москва « Издательство Мозаика – Синтез» 2006 г.
  12.   Королева Т.В. « Занятия по рисованию в детском саду». Москва           « ВЛАДОС» 2007 г.
  13.   Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» Москва                           « Просвещение» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"

Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. ...

программа по обучению детей нетрадиционной технике рисования "В мире фантазий"

     Программа «В мире фантазий» создана на основе  методических пособий «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»  под ...

Рабочая программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)

В данном материале содержится программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)...

Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Веселая акварелька»

Пояснительная записка     Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям не...

Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Веселая акварелька»

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь реб...

Рабочая программа по дополнительному образованию (нетрадиционные техники рисования)

Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать вним...