Рабочая программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к ОП МАДОУ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Г.ЮГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "СНЕГУРОЧКА"
Рабочая программа
по обучению детей нетрадиционным техникам рисования в кружке «Разноцветные ладошки»
30 в год
г. Югорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через показ детям именно способов рисования, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Поэтому недаром заинтересовалась я этой проблемой и занялась изучением «Нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей». Моими проводниками в эту тематику стали исследования Бондарского, Л.В. Компанцевой, а также наших корифеев в изобразительной деятельности Флериной, Лубенской, которые помогли ознакомиться как с теорией, так и с практикой. Но большую помощь в разработке практической части мне оказали воспитатели нашей необъятной России, занимающиеся уже несколько лет этой проблемой. Они добились успеха в свой работе и публикуют ее результаты на страницах журнала «Дошкольное воспитание», а именно это Г. Утробина, Л. Афанасьева, М. Трунова. Хотелось бы отметить книгу М.Д. Лахути «Как научиться рисовать»- более 200 идей, всевозможные рисунки и поделки из различных материалов.
Известны различные подходы к обучению детей на занятиях по изодеятельности. Но мне хотелось, чтобы у детей появился «взгляд художника». Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с кистью, краской и другими материалами, у него следует развивать чувство прекрасного, способностьполучать наслаждение от рисования.
Использование нетрадиционных способов изображения доставляет детям множество положительных эмоций. Раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в изостудии разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, на столе, на листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.
Нетрадиционные способы рисования:
- Кляксография.
- Монотипия.
- Рисование теплым пластилином.
- Рисование воском, мелками.
- Рисование нитью, ручкой, клеем.
- Выдувание из соломинки.
- Рисование солью и т.д.
Научившись рисовать, выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он будет уверен, что у него все получится и даже очень красиво. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к «изображаемому».
Цель: обеспечить возможность самореализации творческой личности ребенка в изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо и интересно.
- Помогать детям, осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения светлых, тёмных и новых цветов и оттенков.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия,
- Создавать условия для работы с разными изобразительными материалами, способствовать использованию их как одного из средств самовыражения.
Развивающие:
- Способствовать развитию образного мышления, творческого воображения.
- Развить способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
- Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Воспитывающие:
- Вызвать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера.
- Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца и добиться результата, несмотря на возникшие трудности.
Ожидаемый результат:
- Повысится доля детей с высоким уровнем развития в изобразительной деятельности.
- Повысится уровень сформированности школьнозначимых функций у выпускников ДОУ: развитие мелкой моторики руки, произвольность внимания, усидчивость, познавательная активность детей. Сформируются умения доводить начатое дело до конца; навыки самообслуживания.
- Овладеют определенной терминологией.
- Воспитанники познакомятся с различной техникой в изобразительной деятельности.
Общие показатели развития детского творчества:
- Компетентность (эстетическая).
- Творческая активность.
- Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
- Креативность (творческость).
- Произвольность и свобода поведения.
- Инициативность.
- Самостоятельность и ответственность.
- Способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества
в продуктивных видах деятельности
(по данным исследования Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флериной):
- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность результата (продукта) детского творчества.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
- Индивидуальный «подчерк» детской продукции.
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
- Способность к инерпритации художественных образов.
- Общая ручная умелость.
Признаки творческого продукта.
- Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.
- Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
- Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.
- Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
- Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя.
- Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.
Основные педагогические принципы:
- Принцип последовательности и систематичности в работе с детьми;
- Принцип эстетизации воспитания и обучения детей в изобразительной деятельности;
- Принцип воспитания и обучения в коллективе (коллективные коллажи, рисование в парах);
- Принцип научности (направлен на познавательную активность в изобразительной деятельности);
- Принцип развития (определяет исходную позицию педагога по отношению к воспитаннику, опора делается на имеющийся природный потенциал, стимулирование изобразительных навыков);
- Принцип ненасилия;
- Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Принцип преемственности образования (характеризуется содержанием и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивающей личностное развитие воспитанника).
Условия реализации программы:
- Наличие изостудии.
- Технические средства: музыкальный центр, аудиокассеты.
- Разнообразный изобразительный материал.
- Наглядно - дидактические пособия, дидактические игры.
Организация и содержание работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность
Для достижений целей необходимо создать условия. Прежде всего, необходимо обеспечить безопасность жизни и здоровья детей. Создать своеобразное пространство, которое будет давать простор творчеству, воображению, открытием, которое будет отвечать возрастным особенностям и потребностям.
Формы работы:
- Кружковая работа.
- Индивидуальная, подгрупповая работа.
- Работа с одарёнными детьми.
- Работа с родителями.
- Место: Изостудия хорошо освещена, светлая. Перед занятием проветривается, проводится влажная уборка, соблюдаются все гигиенические требования. Столы расставлены буквой «П». Демонстрационный материал развешивается на уровне глаз детей.
- Одежда: Если на занятии используются разные виды красок, дети надевают фартучки и нарукавники.
- Длительность: проводится 2 занятия в неделю : во II младшей группе - 15 минут; в средней группе - 20минут; в старшей группе – 25 минут; в подготовительной группе ЗО минут. В перерывах между занятиями проводится проветривание и влажная уборка.
Приступая к занятиям необходимо учитывать:
- Возрастные особенности детей.
- Уровень развития детей данной группы.
- Индивидуальные особенности детей.
- Добиться хорошего настроения и настроить детей на желание заниматься.
Методы и приемы:
Приемы организации детей в процессе обучения:
- Работа фронтально, подгрупповая, индивидуальная;
- Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- Специальные задания, требующие коллективного выполнения, работы в парах;
- Оценка своих работ и работ других детей.
Приемы организации умственной активности детей:
- Включение сюрпризных моментов, игровой мотивации, игровых упражнений;
- Выполнение нетрадиционных заданий;
- Решение проблемных ситуаций;
- Экспериментирование с красками;
- Руководство воспитателем самостоятельной изобразительной деятельности.
Приемы обучения:
- Показ или демонстрация новых способов или приемов действий в сочетании с объяснением;
- Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений, эксперимента;
- Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- Вопросы к детям.
Средства обучения.
Художественные средства:
- Художественные инструменты и различный художественный материал.
- Бросовый и природный материал.
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений. (слайд-шоу, презентации.
Технические средства:
- музыка,
- видеофильм,
- слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволит повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Учебный план
Разделы темы | всего | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Что такое рисование? 1.«Что такое рисование ?» Ознакомление. 2. Море 3. Петушок. | 4 | 1 2 1 | ||||||
Рисование тычком 1.Салют 2.Подсолнух 3.В цветнике 4.Зима. | 4 | 1 1 2 | ||||||
Обрывная аппликация 1.Елка 2. Елочные игрушки. 3,4. Рыбка | 4 | 2 2 | ||||||
«Монотопия» 1.Снеговик. 2.Бабочка. 3,4. Сказочный лужок | 4 | 2 2 | ||||||
Рисование губкой 1.Цветные сарафаны 2.Грибы в лесу 3,4.Аквариум | 4 | 2 2 | ||||||
Рисование рукой 1.Детская пирамида. 2.Юла 3.Барабан. 4,5. Наша посуда. | 5 | 1 1 1 2 | ||||||
1.Букет для мамы. 2.Платочек для Бабушки. 3.Цветет верба. 4.Пасхальное яйцо. 5.Рисуем цветы | 5 | 1 1 1 1 1 | ||||||
Всего | 30 |
Список литературы
- Айрис Пресс « Словарь терминов». Москва 2005 г.
- Борзова А.В., Борзов А.А. « Развитие творческих способностей у детей».
- Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников». Москва 1999 г.
- Доронова Т.Н. « Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». Москва « Просвещение» 2006 г.
- Доронова Т.Н. Программа « Радуга», «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Москва « Просвещение» 2004 г.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет. Москва 1997 г.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет. Москва 1998 г.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет. Москва 1999 г.
- Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет « Из детства – в отрочество». Москва « Просвещение» 2002 г.
- Комарова Т.С. « Обучение дошкольников технике рисования». Москва « Педагогическое общество России» 2005 г.
- Комарова Т.С. « Детское художественное творчество». Москва « Издательство Мозаика – Синтез» 2006 г.
- Королева Т.В. « Занятия по рисованию в детском саду». Москва « ВЛАДОС» 2007 г.
- Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» Москва « Просвещение» 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-53742-1457889518.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»
1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"
Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/03/picture-945713-1685808455.jpg)
программа по обучению детей нетрадиционной технике рисования "В мире фантазий"
Программа «В мире фантазий» создана на основе методических пособий «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/19/picture-896407-1713505638.jpg)
Рабочая программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)
В данном материале содержится программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1313971-1614492767.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Веселая акварелька»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям не...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1330195-1618926288.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Веселая акварелька»
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь реб...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1317282-1614144164.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию (нетрадиционные техники рисования)
Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать вним...