«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
статья на тему
Изотворчество позволяет детям самовыразиться. С помощью изотворчества они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotlyarova.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
Воспитатель МБДОУ№173 Котлярова Ж.В.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. |
В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам, перенапряжению нервной системы, неврозам. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.
Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.
Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии. Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Термин введен британским врачом и художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог и обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.
Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.
Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.
Психологический механизм воздействия искусства был раскрыт отечественным ученым Л.С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее необыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которая несет в себе искусство».
Одним из современных основоположников арт-терапии является Александр Иванович Копытин (4 февраля 1959, Воронеж) — доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Проявив интерес к изучению и применению художественной экспрессии душевнобольных в диагностике, лечении и реабилитации, еще во время своего обучения в клинической ординатуре, Александр Иванович продолжил работу в этом направлении и стал создателем уникальной системы арт-терапевтического образования в России, а также основателем и председателем РОО «Арт-терапевтическая ассоциация». Во многом благодаря Александру Ивановичу Копытину арт-терапия получила свое распространение на территории бывшего СССР.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Если говорить о возможностях арт-терапии, то можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
На мой взгляд, ценность изучения основ изобразительного искусства через нетрадиционные техники заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.
Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).
В течение учебного года я проводила занятия по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, с применением нетрадиционных техник, которые способствовали коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.
Нельзя не согласиться, что эти техники создают положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.
Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства?
Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Задачи:
- создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта.
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
- поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
- формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим.
- воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:
- Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
- Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
- Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Вот уже 22 года я работаю с детьми разных возрастов. Основным направлением моей деятельности является декаративно-прикладное творчество и ИЗО. На своих занятиях я использую много нетрадиционных техник: живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного рисования.
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, я решила обогатить техническую сторону детского рисования.
Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы с такими известными в широкой практике изобразительными материалами, как гуашь и акварель (растяжка цвета, по-сырому, вливание цвета в цвет, техника раздельного мазка), овладевая различными приемами работы кистью (всем ворсом, концом, примакиванием, тычок сухой жесткой кистью), используя нетрадиционные техники (монотипия, ассамбляж, кляксография), где линия, контур, пятно - выразительные средства рисунка, и, таким образом, подводя детей к сочетанию в одном рисунке разных техник и изобразительных материалов.
Виды активности изотворчества.
- наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью
- совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности
- совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений
- совместная изобразительная игровая деятельность, сопровождаемая общением.
Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других. Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.
Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок – это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния ребенка.
Заповедь изотворчества: Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Правила изотворчества.
Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:
- мечтаешь или сомневаешься – рисуй;
- расслабленный или напряженный – рисуй;
- скучно или занят – рисуй;
- весело или грустно – рисуй;
страшно или смело – рисуй;
- радостно или печально – рисуй;
- тяжело или слишком легко – рисуй;
- устал или отдыхаешь – рисуй;
- одиноко или со всем миром сразу – рисуй.
Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:
Изотворчество позволяет детям самовыразиться. С помощью изотворчества они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Литература:
1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)
2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006. – 88с.
5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.
6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.
7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с.51-53.
8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет..Поэтому, чтобы повысить интерес детей младшего возраста к рисованию, я использую нетрадиционные техники., которые позволяют детям быстро д...
"Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей "Использование нетрадиционных техник в ИЗО-деятельности детей дошкольного возраста"
В консультации раскрыты техники, используемые в ИЗО-деятельности детей-дошкольников...
"Использование нетрадиционных техник рисования при ознакомлении детей дошкольного возраста с цветом"
Художественно-эстетическое развитие...
Статья для воспитателей детских садов. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста...
Статья «Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве детей дошкольного возраста»
Развитие детского творчества путем внедрения нетрадиционныз техник в художественном творчестве....
Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии детей дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии детей дошкольного возраста играет важную роль...