«Внедрение элементов техники Эбру в художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста»
консультация по рисованию (младшая группа)
Виды техники Эбру, приемы, которые можно использовать с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_elementov_tehniki_ebru_v_hudozhestvenno.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение элементов техники Эбру в художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста»
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Наиболее благоприятной для развития творческих способностей воспитанников является изобразительная деятельность, которая организуется в образовательной деятельности, в режиме дня, а также осуществляется в самостоятельной деятельности. Порой можно наблюдать, что детям для рисования не нужны краски или карандаши, они с удовольствием рисуют пальчиками на стекле, на разлитой на столе воде, палочками на песке.
Именно познание чего-то нового, исследования и творческие эксперименты с красками и другими материалами развивают в детях художественный вкус и воображение, стимулируют к проявлению самостоятельности и выражению индивидуальности.
Поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания условий развития творческих способностей воспитанников младшей группы, применяя элементы нетрадиционной техники рисования в детском саду - Эбру.
Эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция), а потом постепенно появилась и в Европе. В переводе слово «Эбру» означает «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки в технике Эбру называли «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Техника Эбру предполагает использование в качестве полотна специально сгущенной воды, на которую с помощью инструментов наносятся краски и оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. Суть данного способа рисования заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются.
В современной живописи используются разные виды техники Эбру. Наиболее популярны следующие:
Баттал Эбру. Краска также разбрызгивается по поверхности воды. Затем полученный узор без каких-либо изменений переносится на бумагу. Таким образом, от уровня мастерства художника здесь мало что зависит: он просто одна из составляющих творчества наравне с водой и бумагой.
Эбру Неджмеддина или с изображением цветка. На основе рисуются концентрические окружности разного размера, которые затем преобразуются в узоры или образы. Таким способом очень хорошо изображать бутоны цветов.
Гребенчатое Эбру. Здесь для получения узоров применяется специальный инструмент – гребень. Вначале на поверхность воды кистью разбрызгивают краску. Затем берут шило и проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз. При этом получается характерный рисунок.
Эбру «Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем – окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».
Эбру шаль. Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных турецких платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом.
Осветлённое Эбру. Краска сильно разводится водой. В итоге изображение получается очень светлым, будто нанесённое лёгкими штрихами. Используются такие рисунки в основном как фон.
Мраморное Эбру. Как следует из названия, с помощью этой техники получают структуры «под мрамор». Рисунок выполняется так же, как и в технике баттал-Эбру, только кисть отжимают сильнее, чтобы краска распылялась более мелкими каплями. За счет этого на поверхности получаются прожилки.
Эбру с орнаментом в виде приливов и отливов. Этоотдельный вид Эбру, когда бумага перемещается по всей ванночке, справа налево, по параллели вверх и вниз. Образующиеся линии приливов Эбру, при движении перпендикулярно уже выполненным, позволяют уменьшить эффект мрамирования.
В работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста в индивидуальной и подгрупповой форме можно использовать виды техники Эбру такие как:
- Баттал Эбру
- Эбру Неджмеддина или приём изображения цветка
- Гребенчатое Эбру
- Эбру «Соловьиное гнездо».
Использование элементов техники Эбру помогает решить следующие задачи:
Обучающие:
• Способствовать формированию у детей творческих способностей, посредством использования приёмов и инструментов техники Эбру.
• Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.
• Активизировать интерес к рисованию.
Так же развивающие и воспитывающие задачи, которые вы можете видеть на слайде
Развивающие:
- Чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- чувство фактурности и объёмности;
- Мелкую моторику;
- Воображение;
- Пространственное мышление;
Воспитывающие:
- Эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;
- Личностные качества: развитие уверенности в своих силах, умение доводить начатое дело до конца.
Предлагаю вашему вниманию примерное перспективное планирование в первой младшей группе по внедрению элементов техники Эбру в художественно-эстетическом развитии детей. Планирование рассчитано на проведение одного занятия в месяц с октября по май.
В течении года дети получают представление о технике Эбру. Знакомятся с приемами рисования, такими как - набрызг, расчесывание краски, вливание цвета в цвет, закручивание краски и оттиск.
Кроме этого у детей в течении года развивается воображение, образное мышление, творческие способности. Вызывается интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.
К концу года у детей совершенствуются умения пользоваться инструментами для этой техники. Развивается интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитываются эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Итог работы представлен в нашем дошкольном учреждении в форме альбома детских рисунков, который с каждым месяцем пополняется новыми работами
Детские работы в технике Эбру всегда получаются яркими и неповторимыми.
Технику ЭБРУ можно интегрировать с различными видами детской деятельности такими как:
- Игровая деятельность - Эбру в виде творческой игры, игры фантазирования
- Познавательно - исследовательская деятельность - например экспериментирование - то есть, вода и краски не смешиваются, как исследование - можно провести исследование на примере обычной воды и гуаши; моделирование - рисование по образцу
- Коммуникативная деятельность - Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками во время рисования
- Изобразительная деятельность - рисование– основная техника
Применение техники Эбру в работе с детьми дошкольного возраста позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности. Данная техника рисования формируется мотивацию к изобразительной деятельности, даёт толчок к развитию воображения, творчества, индивидуальности. Она позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети испытывают незабываемые, положительные эмоции, получают удовлетворение в процессе эксперимента с материалами и инструментами. Это позволяет им чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, успешнее в процессе воплощения уникальной идеи.
Список литературы
1. Рисование в технике Эбру. Сайт творческой студии «ArtDecoupage» [Электронный ресурс] - https://art-decoupage.ru/ebru.html
2. Сайт «Школа моей мечты» [Электронный ресурс] -https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/tehnika-risovaniya-ebru-v-detskom-sadu.html
3. Сайт «Цветное творчество. Рукоделие. Хобби» [Электронный ресурс] - https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/
4. Международный образовательный портал«MAAM.RU» [Электронный ресурс] - https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii-proekt-yebru-risovanie-po-vode-v-podgotovitelnoi-grupe.html
5. Журнал для работников образования «Метод-сборник»[Электронный ресурс] - http://www.metod-sbornik.ru/doshkolnoe-obrazovanie/1278-05057
6. Система поиска / Детский сад / Социальная сеть работников образования «nsportal.ru»[Электронный ресурс] - https://nsportal.ru/detskiy-sad/poisk
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с испол...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3-4 лет "Волшебная радуга"
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...
Перспективное планирование в I младшей группе по внедрению элементов техники Эбру в художественно-эстетическом развитии детей
Планирование в первой младшей группе по развитию художественно-эстетического развития с помощью техники эбру...
ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой «КЛЯКСОЧКА»
Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельно...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев
Цель программыРазвитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации. Задачи программыСоздание условий для а...