КОНСПЕКТ Занятия по рисованию в старшей группе д/с №18 Тема: «Знакомство с хохломской росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Дать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров - хохломской росписи и её особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hohloma.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Занятия по рисованию в старшей группе д/с №18

Тема: «Знакомство с хохломской росписью»

Воспитатель: Савельева Т.В.

Цель: Дать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров - хохломской росписи и её особенностях.

Программное содержание:

Образовательные задачи.

-  Дать представления детям о хохломской росписи. Закрепить знание о дымковской росписи.

-Учить рисовать главный стебель криуль, упражнять в рисование тонких плавных линий концом кисти в конце делаем завиток утолщенным, рисовать ягоды палочкой тычком.

-Дать знания о цветовых особенностях характерных элементов хохломской росписи.

-Учить составлять узор по мотивам хохломской росписи.

Развивающие задачи.

-Способствовать развитию творческих особенностей детей.

-Развивать эстетическое восприятие.

-Способствование развитию внимания, памяти, мелкой моторики пальцев. Воспитательные задачи.

-Воспитывать интерес и уважение к труду хохломских мастеров.

-Воспитывать чувство сопричастности к русским традициям, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.

Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка), готовые чашки для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем, образец чашки с хохломской росписью.

Раздаточный материал: готовые силуэты чашки затонированные в желтый цвет, краски, баночка с водой, салфетка, ушные палочки, кисточка на / каждого ребенка.

Методические приемы:

1.  Словесный - рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.

2.   Наглядный - рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.

3.   Практический - работа детей за столами.

Словарная работа: «завиток», «криуль», растительность, осочки, усики, травинки, капельки, ягодки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-  Доброе утро, дети!

-  Доброе утро, гости!

-Доброе утро глазки! (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль).

Вы проснулись?

-Доброе утро, ушки! (Погладить ушки, приложить ладошки к ушам.)

Вы проснулись?

-Доброе утро, ручки! (Погладить руки, похлопать в ладоши).

Вы проснулись?

-Доброе утро ножки! (Погладить ножки, потопать).

Вы проснулись?

Доброе утро дети! (Поднять руки вверх).

Мы проснулись.

Воспитатель: Ребята, в д/с пришло письмо от домовёнка Кузи с просьбой о помощи.» Дорогие ребята, пишет вам домовёнок Кузя. Был недавно на ярмарки, видел много предметов узорчатых да прикладных, а особо понравилось яркие, красивые, расписные чашки. Ложки, ковши да плошки. Называются они хохломской росписью. Мне нужно для друзей украсить чашки. Купил разную посуду, а разобраться не могу. Поможете? А я в уголочке посижу. Да на вас я посмотрю, да всему научусь. И узнаю про хохломскую роспись. А коль, справитесь с заданием ждёт вас сюрприз. Ребята, а знаете вы пословицы про труд и работу.

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

-Без труда нет плода.

-Воля и труд дивные восходы дают.

-Всякая работа мастера хвалит.

-Дело мастера боится.

-Кто не работает. Тот не ест.

-Труд первое лекарство от всех болезней.

-Труд человека кормит, а лень портит.

Ребята, я сейчас вам и домовёнку Кузи, про хохломскую роспись (дети садятся на стульчики).

Предметы из дерева делали в Семенове и других сёлах Нижегородской области, однако называется промысел Хохломским. Яркие, красивые, расписные изделия народных умельцев из Нижегородских сёл продавали весной, на ярмарке в большом торговом селе Хохлома, так и стали называться Хохломской. Существует легенда. Жил в одном из Нижегородской сёл искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки, ложки, ковши да плошки. Кашу варил из ложек ел её, да не жалел каши для птиц в саду кормил их. Как то прилетела в сад сказочная птица - жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду, и стала она золотой. Это конечно сказка, но когда смотришь на расписные хохломские изделия, так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью делая плавный изгиб ветки (называют элемент « криуль»), как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды,

грандиозные усики. Хохломские мастера знают много замечательных приёмов росписи.

Каждый цвет имеет своё значение.

Красный - огонь, любовь, преданность.

Золотой - солнце. Свет. Тепло.

Чёрный - земля. Торжественность.

Зелёный - жизнь.

Физкультурная пауза. 

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше подтянитесь.

Ну - ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись.

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали.

И на месте побежали (проводит рук. физ. вос.)

Вот и отдохнули. Но что, отправляемся помогать домовёнку Кузи. Куда мы с вами отправляемся, когда нам нужно что - ни будь приобрести? (магазин). Верно, это в настоящее время, а в давние времена покупали товары на ярмарке? Что было на ярмарке (разные товары, карусели, сладости.) Кто изготавливает товары на ярмарку?  (мастера). Мы отправляемся на ярмарку, но в качестве мастеров, а не покупателей. Покружились, покружились и на ярмарке очутились (звучит весёлая музыка).

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары - бары,

Хохломские есть товары!

Гости дорогие. Подходите, поглядите (дети рассматривают на ярмарке изделия).

Помните, Кузя писал, что он закупил изделия, но не может разобраться, где изделия из хохломской росписи.

1 задание. Вам нужно найти изделия из хохломской росписи и найти что здесь лишнее. Какие изделия здесь дымковская роспись.

2 задание. Показать Кузи и назвать элементы хохломской росписи. Давайте назовём.

3 задание. Вот Кузя дал вам чашки, и он просит расписать хохломской росписью. Поможем Кузи? Мы находимся в настоящий мастерской и каждый из вас мастер (художник). Занимайте свои места в мастерской.

Показ. Сейчас мы будем учиться рисовать вначале главный стебель, запомнили, как он называется, «криуль», обводим кончиком кисточки, где нарисованное карандашом; обмакнём кисточку в воду затем в чёрную краску и рисуем стебель в конце стебля делаем завиток немного утолщенным. И ещё 2 завитка. Затем берём палочку и рисуем красной краской ягодки. Давайте вспомним, как нужно нарисовать.

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась и ещё 2 колечка.

Ягоды цветом алым засияли, поднялись, соком сладким налились.

Пальчиковая гимнастика.

1.2,3,4,5,- вышли пальчики гулять (сжимаем и разжимаем).

-  Этот пальчик рыл песок

-  Этот делал пирожок (соединяем поочерёдно пальцы).

-Этот с горки катался.

-Этот, умницей был.

-Рисовал и лепил (трут ладошки).

Работа детей.

Выходит домовёнок Кузя.

Спасибо, вам ребята.  Какие красивые у вас получились чашки. Вот придут мои друзья и увидят такую красоту. Какой росписью вы расписали? А, я сидел и узнал от вас много интересного про хохломскую роспись. Теперь расскажу своим друзьям.

Кузя послушай стихи, которые выучили дети.

-  Хохлома, хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые.

-   Резные ложки и ковши

-   Ты разгляди -ка не спеши. Там травка вьётся и цветы. Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

-Все листочки как листочки. Здесь же каждый золотой Красоту такую люди, Называют хохломой.

Спасибо, вам я обещал вас угостить. Кузя угощает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема: «Знакомство с городецкой росписью»

Конспект разработан для детей старшей группы детского сада. Цель: Обучение рисованию элементов городецкой росписи....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и гуашь)...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Знакомство с гжельской росписью»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Знакомство с гжельской росписью»Программные задачи.Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине &ndash...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского сада на тему "Портрет мамы".

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Портрет мамы". Составила воспитатель Багинская Т.А....

Конспект занятия по «Экологии» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Знакомство с волком»

Конспект занятия по «Экологии»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Знакомство с волком» Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных...