Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.
статья по рисованию (старшая группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей. Рисование – одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста. Оно глубоко волнует ребенка, вызывает массу положительных эмоций, знакомит с разными художественными материалами и учит с ними обращаться

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития                   творческих способностей детей. 

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей. Рисование – одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста. Оно глубоко волнует ребенка, вызывает массу положительных эмоций, знакомит с разными художественными материалами и учит с ними обращаться.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс, и не все дети рисуют одинаково хорошо. Есть дети, которые откровенно боятся рисовать в присутствии других людей. Они опасаются, что у них может что-то не получиться, что они не смогут выразить то, что они хотят. А кто-то просто не любит рисовать, его это не привлекает. Тогда на помощь воспитателю могут прийти нетрадиционные техники рисования, которые помогут увлечь ребенка и повести за собой. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.

Нетрадиционное рисование искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста развивают мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги, внимание и усидчивость, фантазию и наблюдательность. А главное дают ребенку уверенность в себе и желание творить.

Нетрадиционные техники рисования дают возможность ребенку думать, пробовать, искать, экспериментировать, творить, выражать свои мысли легко и непринужденно.

 Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

Используя нетрадиционные техники рисования в своей работе, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их умения и навыки. 

В работе с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники:

"Рисование пальчиками".

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Рисование ладошкой".

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Оттиск печатками из пробки или ластика ".

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

"Восковые мелки или свеча + акварель".

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

"Печать по трафарету".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

"Кляксография обычная".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Кляксография с трубочкой".

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

"Тычок жёсткой полусухой кистью".

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности..

Монотипия - это графическая техника.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, кисти, валики.

Способ получения изображения: рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие.

Печать листьями.

Возраст: любой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, кисточка.

Способ получения изображения: ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой.

Рисование печатками из овощей.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета.

Способ получения изображения: изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды.

Оттиск смятой бумагой. 

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце, рыбок, животных. Правило - не используется вода.

Рисование крупами, песком.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: линии, фактура.

Материалы: бумага, клей, крупы или песок.

Способ получения изображения: на заранее нанесённый клей по контуру рисунка, ребёнок пальчиками посыпает крупу, (песок, которая засыхает на клею, получается любой рисунок.

Набрызг. 

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, зубные щетки, палитра, палочки.

Способ получения изображения: смочить щетку водой, стряхнуть лишнюю воду, набрать немного краски на зубную щетку, взять щетку в левую руку, а стеку в правую и быстрыми движениями проводить стекой по щетке. В данной технике можно изобразить дождь, снег, звезды.

Рисование по мокрому.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: лист для рисования, акварель, кисточки, вода.

Способ получения изображения: кисточкой или губкой смочить лист водой, набрать на кисточку краску и рисовать легкими прикосновениями, краска должна растекаться  на 1-2 см от кисточки. Такой способ рисования позволяет получить легкие, прозрачные цвета с мягким переходом. В такой технике можно изобразить солнце, дождь, закат, море, аквариум и все, что подскажет вам ваша фантазия.  .

Ниткография – создание картин с помощью ниток.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: шерстяные нитки, гуашь или акварель, 2 листа плотной бумаги.

Способ получения изображения: есть 4 разновидности изобразительной деятельности с помощью ниток .                                                                                                        Ниткография – шерстяную нитку нужно окунуть в краску, выложить из нее рисунок, накрыть вторым листом бумаги, придавить и поводить нить влево-вправо. Снять верхний лист, убрать нить и дорисовать узор, придумав свой образ.                                     Ниткопись – выбрать или нарисовать картинку, нанести по ее контуру клей и выложить нить, чтобы она приклеилась. Теперь по элементам заполняем рисунок подходящими нитками.                                                                                                                        Аппликация нитками – нитки нарезаются небольшими кусочками и приклеиваются, создавая рисунок.                                                                                                               Изонить – на дощечку нужно приложить рисунок, по контурам всех элементов вставить кнопки-гвоздики, вынуть бумажный образец и обмотать гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натянуть нитки.                                                    

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Используя на занятиях нетрадиционные техники рисования, мы даем детям возможность чувствовать себя увереннее, раскованнее, смелее, непосредственнее и свободнее для самовыражения. Разнообразные техники и приемы рисования помогают раскрыть творческий потенциал ребенка и  повысить его интерес к художественной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей"...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»

Консультация для родителей«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»...

"Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…Э. Успенский...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации пр...

Проект по теме «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы».

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы....