Тема: «Узорная салфетка» (Рисование клеем ПВА, манной крупой)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: Развивать умение детей рисовать вологодские кружева нетрадиционными техниками рисования. Помочь освоить нетрадиционную технику рисования – (рисование клеем ПВА и манной крупой).
Задачи: Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного и творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волна, прямая линия). Развивать зрительную наблюдательность, желание отразить увиденное в творчестве.
Развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы.
Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Узорная салфетка»
(Рисование клеем ПВА, манной крупой)
Цель: Развивать умение детей рисовать вологодские кружева нетрадиционными техниками рисования. Помочь освоить нетрадиционную технику рисования – (рисование клеем ПВА и манной крупой).
Задачи: Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного и творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волна, прямая линия). Развивать зрительную наблюдательность, желание отразить увиденное в творчестве.
Развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы.
Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева.
Предварительная работа.
Рассматривание альбома «Декоративные узоры», объяснение, узоры.
Материалы к занятию:
Бумажные квадраты и круги разных цветов - по одному на каждого ребенка (длина стороны или диаметра 12-15 см); клей ПВА, манная крупа, салфетки бумажные и матерчатые, 3 декоративные салфетки, подготовленные воспитателем для показа детям вариантов орнамента.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, воспитатель читает стихотворение:
Что я вижу! Что за диво?
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети здесь красиво,
Аж, захватывает дух?
Посмотрите, эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо – люди мастера.
Вос.: оказывается, кружевоплетение было известно на Руси давно. Скажите, что вы знаете о кружевоплетении? Послушайте, я вам расскажу.
РАССКАЗ-ДОКЛАД
Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки, особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах. Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами и т. д.
Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону. Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.
(стук в дверь, приносят письмо)
Вос.: «Что за письмо? Интересно! И адрес наш: пер. Сосновый, 12. д/с № 10 «Чайка», ребятам подготовительной группы.
Вос.: Давайте прочитаем, что в нем написано.
«Здравствуйте ребята, пишут вам Вологодские кружевницы. Обращаемся к вам с огромной просьбой. Мы готовим кружева на ярмарку, ярмарка скоро, а работы еще много. Скатерти, воротники, жилеты мы успеваем сплести, а вот салфетки – не успеваем. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь - хоть брось.» (кружевницы)
Вос.: Ну, что ребята, поможем кружевницам-мастерицам?
Дети: поможем
Вос.: А как мы можем помочь, ведь у нас нет умений для того, чтобы сплести кружева? (ответы детей)
Вос.: Я предлагаю вам создать самим кружево. Если вы его создадите своими руками — это будет здорово. Давайте сначала рассмотрим кружева, прежде чем приступить к делу.
Вос.: Какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева, какое оно (ответы детей)
Вос.: С каким временем года можно сравнить Вологодское кружево? (зимой)
Вос.: Почему так думаете?
Дети: кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле; оно белоснежное, как снежный покров; легкое, как первый выпавший снежок; оно легкое, воздушное, как падающие снежинки; в нем присутствует неповторимая сказочная красота; похоже на зимнюю волшебную сказку.
Вос.: молодцы ребята.
Вологодская метель - кружева,
И заснеженная ель – кружева,
Занавески на окне - кружева,
От мороза на окне - кружева.
Вос.: Чтобы выполнить задание кружевниц, нам надо подготовиться. Давайте нарисуем ее. А рисовать мы будем ее по точкам, соединяя линиями. Но сначала разомнем пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Что принес нам почтальон (сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. (шагают пальчики по столу)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты,
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. (загибают пальчики по одному)
УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СНЕЖИНКУ»
Вос.: Проверьте друг у друга - правильно ли выполнили задание, ровные ли линии, все ли точки соединили.
Вос.: Ребята, рисунок для своего узора кружевницы могут увидеть в поле, в лесу, на реке, в городе, т. е. там, где можем увидеть мы. И для своих узоров они берут все самое прекрасное, что нас окружает.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (ребенок)
Окружают нас кружева:
Одуванчик дорожный едва,
Пенный гребень на гладкой волне,
И узор на морозном стекле,
Кружева в стрекозиных крылах,
И в летящих сквозных облаках,
В паутинке воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава—
Кружева, кружева, кружева.
Вос.: Сейчас ребята попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными, волнистыми и красивыми движениями.
ЭТЮД
(под музыку дети выполняют движения, воспитатель в это время читает стихотворение)
Вологда завьюжила белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами.
Рассыпает искорки северные краски,
Снежные присказки кружевные сказки.
Вос.: Молодцы ребята, замечательные кружева у вас получились.
Вос.: - Я приготовила краски вот на этом столе… Но где же они? Ребята, это вы их убрали? Куда же они подевались? А как же мы тогда будем рисовать?
Вос.: -Подождите-ка, а что это стоит на столе? (Подходим с детьми к столу и видим клей ПВА и манную крупу)
Вос.: - Ребята, сможем ли мы рисовать с помощью этих предметов ? (Дети высказывают предположения).
Основная часть
Вос.:- А теперь, я предлагаю вам подойти к этому столу. (На столе лежит манная крупа и клей.) Мы попробуем нарисовать вологодские кружева тем, что у нас есть.
Воспитатель знакомит детей с техникой рисования и предлагает детям самостоятельно украсить свои бумажные салфетки произвольными узорами-кружевами.
На лист клеем наносится рисунок «вологодского кружева» при помощи клея с дозатором, затем сверху засыпается манной крупой. Частички манной крупы прилипают к клею и образуют вологодские кружева. Проговорить с детьми этапы выполнения рисунка. Проводится индивидуальная работа с детьми.
Вос.: А вы хотите ненадолго стать мастерами кружевного дела? Тогда представьте, что вы в кружевной мастерской, вы мастера, ваши столы это подушка - валик, кисточки-коклюшки, белая краска - нити.. Приступайте к заданию наших кружевниц.
ДЕТИ РИСУЮТ КРУЖЕВНЫЕ САЛФЕТКИ
В конце занятия рассматривание рисунков.
Обсуждение с детьми, каким образом будем отправлять заказ.
РЕФЛЕКСИЯ
(Примерные вопросы к детям)
Понравилось занятие?
О чем сегодня говорили на занятии?
Что нового узнали?
Какое задание было самым трудным, легким?
Февраль 2019 г.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/09/img_5417.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/09/img_5419.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/09/img_5735.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/09/img_20170207_153036.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-690215-1445080470.jpg)
Конспект занятия по рисованию нетрадиционными методами (манной крупой) тема "Снежинка"
Обучение детей рисованию нетрадиционными методами (манной крупой)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-968114-1510592098.jpg)
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию во второй младшей группе по теме "Нетрадиционная техника рисования из окрашенной манной крупы "Мой веселый звонкий мяч".
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по художественно - эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: "Нетрадиционная техника рисования из окрашенной манной крупы "Мой веселый з...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45752.jpg)
Конспект ООД Художественно – эстетическое развитие Рисование «Фрукты» (нетрадиционное рисование с использованием манной крупы)
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об находящемся окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепит...
Нетрадиционное рисование клеем и манной крупой "Снежинка"
С помощью манной крупы можно создавать много поделок. Мы нарисовали клеем ПВА снежинку на картоне. Когда клеевая основа готова, ее нужно засыпать манной крупой обильно толстым слоем. Затем поделке нуж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275272-1601972974.jpg)
Нетрадиционное рисование в старшей группе на тему ЗИМА (с помощью клея и манной крупы)
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразитель...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/19/picture-1496608-1700397782.jpg)
Рисование пальчиками по манной крупе
Увлекательное занятие получилось с малышами по рисованию нетрадиционными способами.Развиваем пальчики, работаем над мелкой моторикой, сенсорным восприятием и тактильными ощущениями.Подобные заня...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/18/picture-1423415-1702907972.jpg)
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию с помощью клея и манной крупы в старшей группе «Красавица Зима»
Зима необычайно красивое время и волшебное время года. Белоснежные пейзажи здорово смотрятся нарисованными на бумаге. Рисование зимы нетрадиционными техниками -отличный способ увлечь ребенка,когда мор...