Программа кружка "Русский сувенир"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Знакомство дошкольников с декоративно- прикладным искусством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_suvenir.docx | 130.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №11
Зам.заведующего по ВМР
______________Хамраева Н.Е.
Образовательная программа
Кружок «Русский сувенир» (декоративно-прикладное искусство)
Составитель:
педагог высшей квалификационной категории
Шевцова Н.В.
г.Фрязино, 2018-2019 уч.год
Пояснительная записка:
Для детей старшей группы №4 «Радуга» разработалась программа кружковой деятельности, в основу которой была взята парциальная программа Н.В.Ермолаевой «Эстетическое восприятие дошкольников через декоративно-прикладное искусство» (Санкт-Петербург, 2011 год). Кружок получил название «Русский сувенир».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуальности и своеобразия личности. О роли и значении народного декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в воспитании детей писали многие ученые: П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и многие другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Так что можно заявить, что знакомство детей с ДПИ является средством патриотического воспитания дошкольников.
Время наше сложное- это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на коммерциализованные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей- это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения ДПИ.
Знакомство детей с основами ДПИ осуществляется во всех программах воспитания и обучения в ДОУ, но не систематично и в недостаточном количестве и не очень глубоко. Проанализировав программу по которой работает наше учреждение, я пришла к выводу, что целесообразно использовать в своей работе, со своей группой, более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость организовать кружок «Русский сувенир» еще и обусловлен тем, что мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать приемы выполнения элементов росписи, лепки, образной стилизацией растительного и геометрического орнаментов. Специально для кружка «Русский сувенир» были разработаны и изготовлены компьютерные презентации «Декоративно-прикладное искусство».
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на 1 учебный год с октября по апрель, с детьми 5-6 лет.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное ДПИ
Задачи программы:
- Приобщение детей к народному ДПИ в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, любовь к Родине, ее национальным традициям;
- Способствовать знакомству с классическими закономерностями народного ДПИ (колорит, содержание, чередование, симметрия, ассиметрия в узоре, изобразительные приёмы)
Направления работы:
- Знакомство детей с образцами ДПИ
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий
Основная форма работы: групповые занятия. Занятия проводятся один раз в неделю (день недели и время определяется методистом МДОУ№11). Длительность занятий 25-30 минут.
Ожидаемый результат:
- Узнают и называют знакомые виды ДПИ
- Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие
- Самостоятельно применять умения и навыки, полученные на занятиях
Список детей, посещающих кружок «Русский сувенир»
- Рамазанов Абдуризак
- Голбурян Милена
- Шеханов Андрей
- Журавлёва Василиса
- Дмитриева Валерия
- Абрамкина Ольга
- Гаджигаибов Саид
- Умрик Иван
- Сухарев Максим
- Мицкевич Екатерина
- Угольков Егор
- Гонгало Дмитрий
- Гребенюк Максим
- Журавлёва Василиса
- Коляда Яна
- Круподёрова Вика
- Кузнецов Кирилл
- Мачина Даниэла
- Мицкевич Катя
- Раков Никита
- Смирнова Милена
- Худжаева Маргарита
Работа объединения
Месяц: октябрь 2018 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
03.10.18 | «Путешествие по народным промыслам» (использование компьютерной презентации «ДПИ») | Выявить знания детей о ДПИ; расширить представления детей о многообразии изделий народного ДПИ; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. |
10.10.18 | Знакомство детей с легендой «Откуда появились знаки в рисовании». «Обереги древних славян» (придумывание своего собственного оберега- талисмана. Рисование фломастерами и цветными карандашами) Н.В.Ермолаева стр.42 | Развить фантазию воображение при создании своего орнамента, познакомить с жизнью и традициями древних славян |
17.10.18 | «Барышни-франтихи» (рисование дымковского узора в квадрате ватными палочками). Использование д/и «Подбери узор для юбки барышни» | Закрепить знания детей о дымковских игрушках, познакомить с сочетанием гладко окрашенных частей с узором; учить правильному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими. |
24.10.18. | «Народный костюм» (Летний костюм Костромской губернии, праздничный костюм Смоленской губернии). Украшение шаблона рубахи «вышивкой» (рисование красным и черным цветными карандашами) Журнал «Куклы в народных костюмах. Выпуск №9» | Познакомить с женским русским народным костюмом, учить находить сходства и различия; обратить особое внимание на украшение рубахи |
Работа объединения
Месяц: ноябрь 2018 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
Сказка «Иван-Богатырь» (знакомство детей с видами орнамента: геометрический, растительный, животный) Н.В.Ермолаева стр.43 | Познакомить детей с видами орнамента, научить находить среди данных видов орнамента заданный, описывать его, называя составляющие орнамента; продолжать развивать воображение в ходе придумывания своего собственного орнамента, продолжать учить рисовать гуашью, подбирать нужный цвет, учить рисовать кончиком кисти, всей кистью. | |
«Филимоновские свистульки». Рассказ об истории промысла | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров; расширить представления о народной игрушке, с элементами росписи. | |
«Каргопольские легенды». Просмотр компьютерной презентации | Познакомить с каргопольской игрушкой; закрепить знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России; дать представления об особенностях каргопольской росписи. | |
Лепка «Волшебная птица Сирин» (каргопольская игрушка) | Развивать замысел; учить лепить пластическим способом из целого куска; закрепить умение плотно скреплять части; передавать пластику перехода одной части к другой (от шей к туловищу) |
Работа объединения
Месяц: декабрь 2018 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
Золотая Хохлома. Рисование «Шарфики для козлят» (узор в полосе) | Продолжать знакомить с хохломскими изделиями и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки» | |
«Мезенская прялочка» | Познакомить детей с наиболее древним русским промыслом, прялкой; учить рисовать гелевыми ручками двух цветов: красным и черным; учить сравнивать разные виды ДПИ, вспомнить когда ещё они рисовали только красным и черным цветом (роспись женской рубахи- имитация вышивки) | |
«Каргопольская игрушка». Роспись шаблона каргопольской игрушки | Познакомить детей с глиняной игрушкой древнего русского города Архангельской области; познакомить с тематикой каргопольской игрушки, эмоциональным фоном, образным строением. | |
«Пермогорская тарелочка» (узор в круге) | Познакомить с ДПИ народа северной Двины- пермогорской росписью. Дать представления, что данным видом росписи украшались предметы быта: ковши, блюда, солоницы, сундуки, люльки, санки и пр. |
Работа объединения
Месяц: январь 2019 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
«Сине-белое чудо Гжели». Рассказ о промысле. Выставка гжельской посуды и мини-фигурок. | Познакомить с историей гжельского промысла; учить выделять характерные особенности промысла. | |
«Семь Катерин» (Вологодское кружево) Н.В.Ермолаева стр.44 | Познакомить с народным промыслом- вологодское кружево; учить рисовать на тонированном листе бумаги кружевной узор кончиком тонкой кисти и только белилами | |
«Прянички» | Познакомить с тульским пряником, историей создания печатного тульского пряника | |
«Ярмарка» | Продолжать учить рисовать по замыслу, закрепить знания детей о филимоновской, каргопольской, дымковской игрушках; подбирать нужный материал для воплощения своего замысла; учить оформлять коллективную работу |
Работа объединения
Месяц: ФЕВРАЛЬ 2019 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
«Лоскутная мозаика» Изготовление лоскутного одеяльца для куколки из конфетных фантиков | Познакомить с традиционным народным ремеслом, дать представление о «лоскутной мозаике» (лоскутном одеяле), о том почему возникло данное рукоделие и кто им изначально занимался, познакомить с понятием «гармоничное сочетание цветов». | |
«Кольчуга богатырская» | Дать представление о богатырях на Руси на примере картины Ю.Васнецова «Три богатыря», обмундировании богатырей, обратить особое внимание на кольчугу (как одежду и военное снаряжение) | |
«Сказочное городецкое дерево» (выполнение коллективной работы) | Закрепить знание детей о ДПИ- городец, элементах росписи, умение риовать симметричные узоры- бутоны роз, розанов, ромашек, купавок, закрепить умение детей рисовать гуашью. | |
«Мы за чаем не скучаем» (лепка из соленого теста). Знакомство с русским самоваром | Познакомить с разновидностями самовара, рассмотреть части самовара. Лепить из соленого теста баранки, бублики, крендельки с дальнейшим раскрашиванием гуашью. |
Работа объединения
Месяц: Март 2019 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
«Рукотворная береста». Выставка изделий из бересты, компьютерная презентация | Систематизировать представления детей о народных традициях применения бересты; сформировать представления об особенностях применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте; познакомить детей со свойствами бересты как природного материала. | |
«Красавица матрешка» (на примере Полхов-майданской и семеновской росписи) Мосалова Л.Л. стр.33 | Закрепить знания детей о матрешке, развить творческое восприятие и воображение, развить представление об упорядоченной последовательности объектов | |
«Сказочный лубок» (использование компьютерной презентации) | Познакомить детей с народным искусством- лубочные картинки; приобщить детей к истокам народной культуры; учить видеть своеобразие и самобытность изображений | |
«Красивый сарафанчик». Роспись шаблона элементами владимирской росписи | Познакомить детей с ДПИ- владимирской росписью с точки зрения украшения одежды цветочным орнаментом, закрепить знания о народном костюме |
Работа объединения
Месяц: Апрель 2019 г.
Дата занятий | Тема занятия | Цель |
«Жостовский букет» (изготовление коллективной работы. Аппликация «Жостовский поднос») | Формировать представление о богатстве и разнообразии жестовского промысла, особенностях орнамента, цветовом решении, форме, предмете, который росписывается данной техникой | |
«Уфтюжская роспись» (платочек для мамочки) | Познакомить с новым ДПИ- уфтюжской росписью, продолжать учить составлять узор, правильно передавая элементы росписи | |
«Три цветочка» (Шенкурская роспись) | Продолжать учить детей создавать узор в полосе, дать представление о шенкурской росписи, ее особенностях и отличии от других видов ДПИ | |
«Чудесные писанки» (обведение по точкам, заштриховка) | Дать понятие писанка и крашенка; продолжать аккуратно заштриховывать круглую, овальную форму |
Литература:
- «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» под.ред. А.А.Грибовской
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие» М.Д.Маханева
- «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры» Т.Н.Панкратова, Т.В.Чумалова
- «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа» Н.В.Ермолаева
- «Занимаемся искусством с дошкольниками» под.ред. К.В.Тарасовой
- «»Картотека предметных картинок. Народные промыслы. Выпуск 12 Шайдурова Н.В.
- Журнал «Куклы в народных костюмах» №2, №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие на тему "Пасхальные сувениры из скорлупы"
Это занятие по конструированию из бросового материала. Из мусора - скорлупы и фантиков (спасибо Грише, у которого накануне было день Рождения) мы сделали замечательные подарки близким....
Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"
Занятие по развитию речи , развитие грамматического строя речи через выбор сувениров. Драмматизация сказки Колосок. Знакомство с новой пословицей о туде....
Рассматриваем и выбираем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"
На этом занятии используя наглядный материал вовлекла детей в беседу помогая им правильно по сути и форме отвечать на вопросы, упражнла в правильном употреблении прилагательных...
Рассматриваем сувениры. Драматизация сказки "Колосок"
На этом занятии не только развивается, обогащается речь детей, но и проявляются творческие способности , воспитываются нравственные качества на примере литературных героев...
Индивидуально адаптированная фольклорная музыкальная программа "Родная сторонка" для кружка "Донской сувенир"( детский сад"Тополек")
Пояснительная записка к фольклорной музыкальной программе «Родная сторонка» Я, Афанасьева Ольга Дмитриевна, работа...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
программа "Сувенир"
программма...