Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Чужикова Ольга Сергеевна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Зимний лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zimniy_les.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ в старшей группе «Зимний лес»

Программные задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и обобщить  представления детей о времени года – зима;
  • учить видеть и сравнивать характерные особенности деревьев в разное время года (осенью и зимой);
  • познакомить детей с новым способом рисования, «рисование капустой»;
  • закрепить умение смешивать на палитре краски, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка;
  • учить детей , рисовать несложный зимний пейзаж,

Развивающие:

  • развивать творческие способности, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, фразовую речь, эстетическое и образное восприятие;
  • развивать сенсорные умения, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру;
  • помогать детям, почувствовать всю красоту природы.
  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, инициативу.

Здоровьесберегающие:

Следить за осанкой детей, соблюдать режим двигательной активности на протяжении всего занятия; развивать потребность в двигательной активности.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: познавательные беседы о времени года – зима; наблюдение за деревьями во время прогулок,; чтение и разучивание стихов о деревьях и о зиме; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме; экскурсия в парк, наблюдения за деревьями, снегопадом.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материал к занятию:

Демонстрационный: презентация на тему « Зимний лес», макеты деревьев, снеговик, искусственный снег, шарики.

Раздаточный: тонированные листы бумаги синего цвета формата А4;, гуашевые краски холодных оттенков, ватные палочки, кисточки, банки с водой, салфетки, капустные листы.

Ход занятия

Вводная часть. Приветствие

- Ребята, сегодня к нам в группу на занятие пришло много гостей.

- Давайте поздороваемся и улыбнёмся им.

Молодцы!

  • 1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

-  Отгадайте-ка, про кого моя загадка?

« Я белым одеялом всю землю укрываю, белю поля, дома зовут меня … (зима).

- Сейчас Эдик прочитает нам стихотворение, а вы внимательно послушайте, присаживайтесь на коврик, закрывайте глазки и послушайте. Педагог предлагает детям прослушать аудиозапись музыкального произведения ( П.И. Чайковского «Времена года. Январь»)., при этом ребенок читает отрывок из стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой пухлой ватой

Все убрал кусты.

Педагог спрашивает у детей, о каком времени года было прочитано произведение.

- Посмотрите на экран, как вы думаете, подходят  эти картины к стихотворению? (ответы детей) (Слайд 1)

Тихо звучит музыка Свиридова «Метель». Входит Зима.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пожаловала сама Зимушка-зима.

Зима: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а в какие игры любите вы играть зимой? (Ответы детей)

Зима: Дети, я предлагаю вам сыграть в такую игру: я буду бросать снежный ком, а вы в ответ - одним словом называете какая бывает зима. Например, зима какая?- снежная, холодная.

Игра «Снежки»

Воспитатель: Да, ребята, вы действительно правы,- зима у нас бывает очень разная. Какая?  

Дети: студеная, и с оттепелью, и с метелями, и с капелью, и со снегом хрустящим.

3. Сюрпризный момент (слышен звук сообщения, приходит электронное письмо от деда мороза), (5-й слайд)

- Ребята, нам пришло письмо от Деда Мороза, интересно, что он нам написал?

Педагог читает письмо. ( Здравствуйте мои дорогие ребята, я вам отправил елку и гостинцы через снеговика почтовика, а он заблудился в лесу, пожалуйста, встретьте его в лесу!)

- Педагог, не пойму что за ёлка, кто просил ёлку у Деда Мороза.

Показ слайда как дети писали письмо Деду Морозу.(6- й слайд )

Ну что отправляемся? (Да)

Воспитатель: А вы знаете, как пройти в лес? Дорогая Зима, ты нас проводишь?

Исполнения песни «Зимняя сказка» А. Пинегина (ритмопластика под музыку)

Пинегин Александр → Зимняя сказка

Тихо-тихо сказку напевая, 
Проплывает в сумерках зима. 
Теплым одеялом укрывая, 
Землю и деревья, и дома.


Над полями легкий снег кружится 
Словно звезды падают с небес. 
Опустив мохнатые ресницы, 
Дремлет в тишине дремучий лес 

Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны. 
На опушке леса спят сугробы 
Как большие белые слоны.


Все меняет форму и окраску. 
Гасят окна сонные дома 
И зима, рассказывая сказку, 
Засыпает медленно сама.

В лесу стоят деревья, сделанные из веток деревьев, все усыпано снегом.

-Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите.

Какие они? (Красивые, заснеженные, голые)

Педагог предлагает детям рассмотреть эти деревья и узнать, как они называются. Дети затрудняются, так как все деревья стоят голые и им тяжело узнать.

Педагог предлагает поиграть в игру.

6 .Игра « Найди листочек от дерева по отпечатку на снегу»

На столе лежат листочки сделанные за ранее  от деревьев, ( клёна, берёзы, ели, дуба, рябины).

Воспитатель предлагает детям, взять ему понравившийся листочек и найти от какого он дерева по отпечатку листочка остающегося ещё с осени около дерева.

Каждый ребёнок берёт листок, и ищет, от какого он дерева, когда он находит, называет названия дерева.

Деревья в разное время года (зимой и осенью)

Какие деревья осенью?  А зимой какие деревья? А чем они отличаются осенью и зимой?

Звучит музыка. Посмотрите вокруг, сколько вокруг чудесных деревьев, какая береза? Во что одета елочка, что случилось с деревьями зимой? Кого можно увидеть в лесу? Что слышите в лесу?

9. Встреча снеговика с детьми, вручение ёлки от Деда Мороза ребятам

- Ребята, смотрите, а вот и снеговик, а рядом с ним ёлка и гостинцы от деда Мороза!  Ребята находят снеговика сидящим под елкой.

Педагог: Большое спасибо тебе снеговик, за доставленную нам ёлку.

Дети прощаются.

Ребята, ну а нам уже пора возвращаться.

Подитог: Ребята, вот мы с вами и погуляли по зимнему лесу.

- Понравилось вам , в зимнем лесу? (Да)

А что вы там видели? (Разные деревья, много снега, красивую заснеженную зиму)

А что мы делали в лесу?

- Правильно ребята!

- А сейчас мы с вами попробуем, всю красоту зимней природы и леса, образно перенести на лист бумаги, т.е. нарисовать всю красоту на бумаге.

Но прежде чем мы начнем рисовать, мы немножко разомнемся.

1.Практическая часть

Зима: Дети, я принесла вам подарок. Посмотрите. ( Дети рассматривают картину И. Шишкина «Иней»)

Воспитатель: давайте полюбуемся этой замечательной картиной.

-Какого цвета краски использовал художник?

-Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?

- Ребята, но ведь вы сами тоже можете передать характер и настроение зимы. Давайте попробуем нарисовать картину на зимнюю тему.

Зима: Но прежде, чем вы приступите к рисованию, я хочу передать вам немного своего волшебства.

Пальчиковая игра

Воспитатель: Давайте поможем нашей зиме и устроим волшебный снегопад прямо в группе. Подставляйте свои ладошки, в них я насыплю снежинки и по моему сигналу устроим снегопад. Но чтобы снегопад стал волшебным на снежинки нужно правильно подуть. Делаем глубокий вдох носиком и тихонько выдыхаем ртом. Но щёчки не надуваем. ( Дети дуют на снежинки)

- Ну, что ребята давайте порадуем Зимушку, и нарисуем для неё картины.

- Послушайте музыкальную загадку (Если видишь на картине…) Как называют картины с изображением природы? (ответ детей) Правильно, пейзаж- это изображение природы.

Воспитатель: Как вы думаете, что же хочет увидеть в ваших рисунках Зимушка? (зимний лес).

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами рисовали зимние деревья? А кто помнит, с помощью чего мы создавали наши рисунки? (с помощью мятой бумаги, ватных палочек, рисовали поролоном). А сегодня я предлагаю вам научиться рисовать с помощью другой техники, для этого нам понадобится капустный лист. Как вы думаете, для чего? А как им можно рисовать?

Зима:  Я дарю вам волшебные полотна, на которых вы будете рисовать зимний лес.(Раздает детям листы китайской капусты)

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в художников, и будем рисовать пейзаж  этими листьями, хотите?

- Как вы думаете, что нам необходимо для того, чтобы рисовать? (Ответы детей.)

- Конечно же, нам нужны краски и кисти, а как вы думаете, какого цвета краска нам нужна, чтобы нарисовать зимний лес?

(Ответы детей.)

- Итак, мы с вами сегодня будем не просто рисовать, мы будем наносить на лист отпечаток или оттиск листа китайской капусты. Для этого нам необходимо кисточкой нанести на листы капусты толстый слой белой краски. Для начала окунем кисти в стаканчики с водой, аккуратно отожмем ворс кисти о край стакана, затем окунем кисть в краску и нанесем краску толстым слоем на лист китайской капусты. Кисть нам больше не нужна, помоем ее в стаканчике с водой и отложим на салфетку. Теперь аккуратно берем лист капусты и прикладываем его к нижнему краю листа, прижимаем его рукой, затем, аккуратно, двумя руками снимаем лист капусты, и у нас получился отпечаток, на что он похож? (Ответы детей.)

- Правильно, наш отпечаток похож на дерево, усыпанное снегом.  Чтобы дерево стало ещё больше похоже на зимнее, смешаем краску холодного оттенка и ватной палочкой нанесем ее сверху нашего отпечатка.

- Итак, всем понятно, как мы будем рисовать деревья? Если вы хотите нарисовать несколько деревьев, тогда вы делаете несколько отпечатков. А если захотите нарисовать ёлочку, используйте другой листик и конечно зелёную краску. Готовы? Тогда садитесь на свои места и приступайте к работе (дети садятся за столы, наносят оттиски листиков ).

Выполнение работ детьми.( Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима»)

Самостоятельная работа (под музыкальное сопровождение)

Дети рисуют, при этом педагог, помогает.

Заключительная часть

Работы выставляются на стенд, и проводиться их анализ

13. Итог занятия.

- Посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи получились! На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый зимний лес, в котором много сказок и чудес!

Анализ работ

- Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...