Техника рисования по воде
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему
Занятия по рисованию в технике эбру стоит включать в изобразительную деятельность в ДОУ.
Поскольку такая работа требует развитой мелкой моторики и усидчивости, то практиковать её целесообразно со средней группы. Детям пятого года жизни в творческом процессе потребуется помощь педагога (в частности, перенос рисунка с жидкости на бумагу), ребята более старшего возраста, уже знакомые с данной техникой, будут более самостоятельными.
Значение техники эбру для развития дошкольников
Эбру — действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы.
В детском саду такие занятия имеют большое значение в силу ряда причин: Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.
Чтобы обучение было успешным, главное для воспитателя — учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций.
Главное в работе с детьми — не планировать заранее результат, а создать условия для погружения в творческий процесс
Используемые материалы и основа для работы
Чтобы предлагать дошкольникам творческую работу в технике эбру, воспитатель должен заранее подготовить необходимые материалы. Понадобится пластмассовый лоток: прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться лист бумаги формата А4) или круглый (подойдёт обычная пластиковая тарелка, под неё педагогу придётся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается водой. Лоток для рисования может быть разной формы, например, круглой Краски для рисования по воде желательно брать акриловые. Для воспитанников педагог может заранее развести их водой на палитре до необходимого жидкого состояния. Старшие дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно. Перед рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать, поскольку она оседает на дно. Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса, например, белки. Они должны хорошо вбирать воду. Кроме обычных кисточек, нужно взять веерные: они помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных линий на воде можно также предложить ребятам гребёнки. Для работы необходимы слегка заострённые пластмассовые палочки (из соображений техники безопасности шило дошкольникам давать не следует). С помощью такого инструмента можно формировать красивые цветовые переходы и узнаваемые образы. Можно предложить ребятам гребешок для создания «чешуйчатого» узора — с его помощью можно легко и быстро заполнить пространство оригинальным фоном, а также пипетку для точечного нанесения краски. Взрослые рисуют в технике эбру острым шилом, однако детям следует давать слегка заострённые пластиковые палочки В данной технике ключевую роль играет приготовление раствора для рисования. Жидкость должна быть более густой, чем краска, чтобы цвета не смешивались между собой, а на поверхности воды оставался рисунок. Воспитатель может приобрести в специализированном художественном магазине готовую основу — порошковый экстракт растения гевен. Настаивать его нужно в течение 24 часов. Существует альтернатива — это добавление в воду загустителя агар-агар, полученного из красных морских водорослей. Для получения однородности жидкости перед началом занятия её необходимо процедить через марлю или капрон. Воспитатель для занятия по рисованию в технике эбру может воспользоваться ещё одним адаптированным вариантом — сварить негустой клейстер из воды и крахмала, а когда он остынет, капнуть туда немного конторского клея. Раствор нужно тщательно перемешать. Если же на поверхности появятся пузырьки (это может произойти при использовании любого загустителя), то воду нужно накрыть примерно на 1 минуту газетой либо плотной бумагой. Рисование в технике эбру требует тщательной подготовки материала
Приёмы рисования в технике эбру в детском саду
После того как подготовлены все материалы для творчества, включая водный раствор, воспитатель наглядно и поэтапно объясняет дошкольникам конкретные приёмы рисования: Вначале нужно оформить фон. Для этого на кисточку или кончик палочки следует набрать краску и, слегка касаясь поверхности воды, поставить там несколько точек. Можно поступить иначе: не ставить точки, а тихонько стряхнуть краску на жидкость либо сбрызнуть её с высоты 5–6 см от поверхности. Для фона можно использовать 2–3 цвета. С помощью заострённой палочки краску следует перемешать в произвольном направлении. Это очень увлекательный процесс, который на детей действует успокаивающе. После того как фон готов, с помощью палочки следует выполнить основной рисунок — придумать и изобразить какие-то образы. Это могут быть цветы, деревья, птицы с красивыми хвостами, сердечки, бабочки и пр. Тематика здесь ограничена только детской фантазией (кроме случаев, когда педагог предлагает ребятам определённую тему, например, «Цветочная полянка»).
Воспитателю следует познакомить дошкольников с конкретными видами рисования в технике эбру. Например, удобный способ создания образов — из концентрических окружностей. Так легко и эффектно можно нарисовать цветы, листья, крылья бабочки, панцирь черепашки и многое другое. Когда композиция на воде готова, следует очень ответственный этап — перенести её на бумагу. Лист нужно аккуратно положить на жидкую поверхность и осторожно провести по нему палочкой, чтобы изображение отпечаталось. Край бумаги поддевается палочкой, и рисунок вынимается из воды. Работа должна высохнуть. После этого (например, на следующем занятии или вечером) ребята могут дополнить композицию деталями — прорисовать их тонкой кистью.
Поэтапное рисование цветка в технике эбру в детском саду
Рассмотрим на примере, как нарисовать цветок в технике эбру.
Ход работы: На поверхности воды делают набрызг из красок трёх цветов. Вначале делаем набрызг из трёх цветов С помощью пластиковой палочки проводят по поверхности воды произвольные волнистые линии, таким образом формируя фон будущего рисунка. С помощью палочки формируем фон — проводим произвольные волнистые линии Палочкой или пипеткой в центр композиции наносят друг на друга капли разной величины, формируя основу цветка. Палочкой или пипеткой наносим друг на друга капли разной величины С помощью палочки круги преобразуют в лепестки цветка. Капли красок преобразуются в красивый цветок Аккуратно перенести рисунок на лист бумаги. Ответственный момент — перенос рисунка с воды на бумагу Аккуратно извлечь рисунок из воды, дать высохнуть и при желании дополнить деталями. В итоге получился роскошный цветок, окружённый зеленью Видео: эбру — настоящий танец красок (мастер-класс) Проведение занятия по рисованию в технике эбру в детском саду
Занятия рисованием организуются в ДОУ со всей группой воспитанников в определённое время. При изучении техники эбру ребята могут работать в парах или мини-группах. Рисование в технике эбру позволяет каждому ребёнку почувствовать себя творцом, создающим необыкновенный шедевр. Возможные темы занятий Для занятий по рисованию в технике эбру подходящими будут следующие темы: Космический пейзаж: тема может звучать как «Земля в иллюминаторе», «На чужой планете». Зимний пейзаж: «Зимняя сказка», «Зимние фантазии» (при этом используются мотивы вьюги, снежинок, а сама композиция выполняется в сине-голубых тонах). Цветочные мотивы: «Цветочная поляна» «Летний луг», «Красивый цветок». Морские мотивы: «Подводное царство», «Сказочный мир Золотой Рыбки». Фантазийные мотивы: «Мир фантазий», «Мои мечты», «Сказочный мир». Создание узоров: «Ткань для маминого платья», «Платок для мамы». Красочные объекты природы, которые дают возможность для цветовых экспериментов: «Черепашка», «Бабочка», «Павлин». В технике эбру можно рисовать любые объекты, к примеру, даже фантазийную машинку Видео: рисуем черепашку в технике эбру
Организация мотивирующего начала занятия
Поскольку техника эбру непосредственно связана с водой, то мотивация (независимо от темы занятия) может происходить из этой сферы. Например, в гости к дошкольникам приходит Золотая Рыбка, которая приглашает их в свои морские владения. Как вариант это может быть Водяной, Морской царь, Русалочка, Дельфин. В гости к ребятам может прийти какой-нибудь морской обитатель, например, дельфин, чтобы познакомить их с чудесными свойствами воды Если тема занятия — космические пейзажи, то начать образовательную деятельность можно с виртуального путешествия по просторам вселенной. Здесь очень кстати будет музыкальное сопровождение, например, композиции группы «Space». На таком занятии тоже можно задействовать сказочного персонажа, например, Лунтика или инопланетянина. При рисовании на цветочную и фантазийную тему (сказочный пейзаж, волшебная поляна и пр.) особенно важно создание подходящей атмосферы. Опять-таки на помощь придут музыкальные композиции, релаксационные моменты, вымышленные волшебные персонажи. Например, можно рассказать историю про фею, которая всегда делала добрые дела. Однажды во время путешествия по миру она повстречала очень грустных и мрачных людей и, конечно же, захотела помочь им. Оказалось, что в их стране совсем нет цветных красок — только чёрный и белый цвет. И волшебница захотела показать этому народу, насколько прекрасным и красочным бывает мир. Задача дошкольников — помочь фее это сделать. Другой вариант мотивации — воспитательница сообщает детям, что волшебник подарил ей необычные краски. Ими можно рисовать на воде — разве это не чудо? Конечно же, ребята заинтересуются и сами захотят творить. Занятие можно начать с предложения отправиться в путешествие по морю в незнакомую страну Турцию, где ребята смогут узнать про новую технику рисования по воде.
Художественное творчество дарит детям радость, особенно когда малыши соприкасаются с насыщенными красками, замысловатыми узорами, яркими образами. У ребят вызывает восторг работа в нетрадиционной технике эбру, где они могут раскрыть свою творческую натуру. Рисовать картины на воде увлекательно, можно почувствовать себя волшебником, творящим чудо. Каждая композиция получается неповторимой, поскольку краски всякий раз растекаются по-разному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
папка передвижка "Использование нетрадиционной техники рисования на воде – эбру для развития дошкольников".
папка передвижка "Использование нетрадиционной техники рисования на воде – эбру для развития дошкольников"....
Мастер-класс: «Техника рисования на воде – ЭБРУ»
Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения, импульсивности....
Конспект мастер-класса с воспитанниками старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности и их родителями «Танцующие краски ЭБРУ» (Нетрадиционная техника рисования на воде, как новый вид арт-терапии )
Данная практика содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Таким образом, рисование становится Арт-терапией, где каждый участник процесса чувствует себя настоящим творцом и ...
Техника рисования на воде "Эбру" в ДОУ
Этот особый метод рисования предполагает использование в качестве холста необычную поверхность – воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным образом. Краски тоже...
Самообразование "Нетрадиционная техника рисования на воде "Эбру""
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные с...
Буклет- памятка " Техника рисования на воде "Эбру"
Буклет составила:БалахнинаОльга Александровна,воспитатель...
2. Конспект ООД в средней группе на тему: «Море волнуется раз…» (по области «Художественно-эстетическое развитие», с использованием нетрадиционной техники рисования по воде «ЭБРУ» )
Cовершенствовать творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование по воде ЭБРУ...