Проект "Арт - терапия для детей и взрослых"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему
Проект по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_art_terapiya.docx | 337.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Рябинка»
Проект по здоровьесбережению
«Арт- терапия для детей и взрослых»
Воспитатель Приданникова О.А.
г.Южноуральск, 2018г.
Проект «Арт – терапия для детей и взрослых»
Вид проекта: Оздоровительно-профилактический
Участники проекта: воспитанники (подготовительная и младшая группа) ; родители сотрудники ДОУ
Место реализации проекта:
МДОУ «Детский сад № 18 «Рябинка»
Продолжительность: долгосрочный (2018-2019г)
Этапы реализации проекта:
• Подготовительный: изучение тематической методической литературы; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
• Планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
• Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
• Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии.
Здесь следует отметить, что при реализации любого проекта как стратегии необходимо учитывать реалии, соблюдать ряд принципов:
1) наличие алгоритма, т.е. намеченных действий на конкретное время, с чётким обоснованием и тщательной проработкой;
2) вариативность – учёт индивидуальных особенностей детей.
3) сотрудничество с семьёй и социумом - объединению усилий педагогов, родительской общественности, общественных объединений;
4) энергоёмкость - рациональная организация собственного рабочего места и времени, оптимизацией собственных ресурсных трат;
5) демократичность - равенство прав каждого участника образовательного процесса для полной реализации его способностей.
Вот 5 принципов, соблюдая которые, с моей точки зрения, возможна успешная реализация проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта – это:
• раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
• развитие творческих способностей дошкольников;
• выработка коммуникативной компетенции;
• налаживание тесной взаимосвязи с семьей и творческими организациями.
• Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
• Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.
Сохранение семейных традиций, почитание опыта предков, социальная адаптация детей с проблемами здоровья, формирование общей культуры - это далеко не полный перечень, определяющий сегодня воспитательные задачи, которые стоят перед обществом. Совместные усилия образовательных учреждений с возможностями других организаций позволяют решать их успешно.
Актуальность
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.
Проблема: Увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.
Цель: Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников и создание условий для социально-личностного развития ребёнка средствами арт-терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам
- Стабилизация эмоционального состояния детей
- Облегчение процесса лечения.
- Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.
- Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.
- Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций у дошкольников
- развитие высших психических функций, соотношение которых меняется в разные возрастные периоды (память, мышление, воображение и др.);
- снятие страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками через реализацию принципов игры, скоростной импровизации и коллективного сотворчества;
- моделирование атмосферы духовно-эмоциональной безопасности и комфорта для эффективной художественно-эстетической реабилитации детей с проблемами здоровья;
- формирование художественно-эстетического вкуса;
- развитие слуховой памяти;
- активизация умственной деятельности;
- гармоничное развитие личности посредством активизации чувств и эмоций;
- повышение собственной самооценки, адекватности коммуникативных проявлений.
В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.
Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.
Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.
Остановимся на некоторых техниках изотерапии.
Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Штриховка, каракули
Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.
Акватушь
Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.
Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Кляксография
«Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании. В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.
Монотипия
Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.
Тестопластика
Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.
Рисунок на пене.
Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
3D-рисунок
Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.
Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.
Мандала
Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.
Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.
Интуитивное рисование ( рисование под музыку)
Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.
Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)
Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.
Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.
Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение к разделу «Арт-терапия»
«ЭСКИЗ-ИГРА»
Технология создания индивидуального эскиза.
Для работы необходимы: маркеры с толстым фетровым стержнем (темных тонов), бумага однотонного размера А4, А5 (по количеству участников), фантики от конфет, блестки, наклейки, клей-карандаш.
1 ЭТАП. Из обычного толстого маркера темного цвета делаем «волшебный», наклеивая блестки, полоски, кусочки цветной самоклеющейся пленки.
2 ЭТАП. Предложив участникам встать вокруг вас, закройте все вместе глаза и чуть-чуть «похулиганьте»: своим фломастером порисуйте, «попачкай-те» белые листы бумаги. После этого вместе с участниками начинайте просмотр закорючек на бумаге. У кого завиток, у кого плавные линии, у кого поросячий хвостик..
3 ЭТАП: Под разнохарактерную музыку из балетов П.И Чайковского предлагаем фантазировать дальше. Кто спрятался в белом листе? Какая сказка утонула в «белом тумане?». Ведущий дает установку, что волшебный фломастер «приклеился» к плоскости белого листа, дети «приклеивают» фломастер к одной из закорючек и начинают вглядываться в «туман». А отклеится волшебный фломастер только тогда, когда юный художник спасет (нарисует) всех, кто заблудился в «белом тумане», а произойдет это тогда, когда закончится понравившийся фрагмент балетной музыки. Музыка длится не более 20 минут, продолжительность творческого задания – 30 минут.
4 ЭТАП. Музыка замолкает… Ребятам предлагается (по желанию) поискать друг у друга на рисунках дополнительные сказочные моменты и дорисовать их (5 минут). По уже готовому эскизу каждый участник выбирает тот материал, ту технику исполнения, какая (наиболее точно отразит его мысли и желания). Педагог должен посоветовать тот материал, с которым успешно сработает ученик, зная его возможности, но не умаляя его достоинств при этом. Материал возможен любой: кожа, солома, камешки, лоскутки, пуговицы, зерновые, бисер и т.д.
«ЭСКИЗ-СИНТЕЗ»
Технология создания коллективного эскиза
В работе могут принимать участие сразу до 15-30 человек любого возраста.
1ЭТАП. Выбор темы коллективной работы («Подводный мир», «Город моей мечты» и др.) Подбирается соответствующая музыка. Работа по исполнению коллективного эскиза идет сразу же в музыкальном сопровождении.
2 ЭТАП. Начинаем «хулиганить»: берем листы формата А4 или меньше, разрываем пополам или меньше по количеству участников. Если формат желаемой работы превышает размеры рабочего стола, тогда не стоит делать особо мелкие зарисовки и не рвать на мелкие кусочки листы бумаги. Все участники под музыку в течение 20 минут рисуют толстыми маркерами (темных тонов) одного цвета отдельные фрагменты будущей работы. Не требуется четкого качественного рисунка, рисуйте, как в детском саду – просто и лаконично. Ведущий проговаривает заранее с участниками, кто и что рисует, чтобы не получилось наложений. Время творческого поиска не должно превышать 30 минут. Музыкальное сопровождение обязательно лишь первые 10-15 минут.
«ЭСКИЗ-ЭКСПРЕСС»
Технология дает возможность создать свой круговой орнамент за 20 минут. Данный эскиз можно использовать в любой виде ДПИ: вышивка, выжигание, гравировка по металлу, чеканка, аппликация из кожи, меха, бисера и т.д.
1 ЭТАП. Создание кругового орнамента идет под вальсы Штрауса от начала и до конца рождение кругового орнамента. Музыкальный размер ¾ позволяет особенно удачно размещать геометрические фрагменты (квадраты, треугольники и т.д.) на плоскости тарелки, блюдца. Исполнение фрагмента начинается с очерчивания круга на плоскости белого листа – это место «проживания» будущего фрагмента.
2 ЭТАП. Сначала необходимо освоить геометрический орнамент. Для облегчения работы по составлению эскиза кругового орнамента необходима самоклеющаяся пленка одного или нескольких цветов (с обратной стороны пленки должна быть сантиметровая разбивка на квадратики). Нарезаем пленку по разметкам на треугольники, квадраты, ромбы для выполнения эскиза будущей работы.
Музыка Штрауса помогает равномерно распределить квадраты и треугольники по краю круга. Затем от краев композиции переходим к центру. Центр композиции стараемся сделать самым ярким пятном. Его выделяют или цветом или более сложным, замысловатым рисунком.
НА ЗАМЕТКУ: Самоклеющая пленка дает возможность (в отличие от работы простым клеем) не бояться испачкать, испортить эскиз. В случае надобности, безболезненно исправить неточность, переклеить деталь, исправит ошибку.
Для исполнения в материале необходимо: с тыльной стороны подклеить бумагу «в клеточку» на подготовленную пластину соломки, кожи, меха (для исполнения геометрического орнамента).
Клейстер – не использовать!
Для взрослых возможно при работе с кожей или мехом чертить «сетку» по мездре.
Готовые детали композиции клеим клеем ПВА на плоскость тарелки на объем (например, вазу).
Для получения эффектного черного, глянцевого покрытия на плоскости пустой бутылки или старого блюдечка необходимо загрунтовать плос-кость «бросового предмета». Промыть в содовом растворе. Заправить нитрокраску в краскопульт. «Задуть» изделие. Высушить в жаровочном шкафу в течение 12 часов при температуре 40 градусов. При необходимости грунтовку можно заменить составом: 1 часть туши черной смешать с 1 частью клея ПВА (можно добавить лак и акрил).
3 ЭТАП. Берем лист кальки величиной с желаемую работу. Подкалываем под кальку отрисованные бумажки-эскизы каждого из участников (по смыслу), стараясь показать первый и второй план. Большие предметы и фрагменты будут центром общей композиции, более мелкие, не особо удачные – на втором плане. Самые удачные фрагменты компонуем впереди, в центре композиции, объясняя при этом ученику, почему именно так вы советуете расположить детали на общей работе. Этот творческий поиск может длиться и до следующего занятия, но должен быть завершен тогда, когда останутся все довольны своей работой.
4 ЭТАП. Со всех сторон сразу же отрисовываем на кальке толстым маркером просвечивающие фрагменты отдельные эскизов, стараясь их не сдвигать. На следующий день можно «поколдовать» над общим эскизом и, разработав отдельные эскизы, собрать на другом листе кальки не горизонтальную композицию, а вертикальную. И так до бесконечности можно «хулиганить», разваливая и собирая вновь замки, букеты и т.д.
5 ЭТАП. Создав коллективный эскиз, необходимо тщательно продумать в каком материале он будет исполнен.
НА ЗАМЕТКУ: Наиболее эффектно смотрится старинный замок из камешков, песка, зерновых, кожи и т.д. Цвет природного материала постарайтесь совсем не изменять. Самый «подручный» материал – соленое тесто (1 стакан соли на 1 стакан муки и 1/3 стакана воды, этот состав дает возможность высушивать пласты теста даже огромных размеров без обжига при комнат-ной температуре). Подкрасить фрагменты композиции можно с помощью старых грифеле, цветных карандашей и фломастеров, замочив их предварительно в небольшом количестве воды. Самый изысканный цвет соленому тесту придают пищевые красители, а так же сок свеклы и моркови. Работая с природным материалом (соломкой, зерновыми, камешками) во всех случаях плоскости деталей композиции промазываются клеем ПВА и природный материал просто наклеивается на поверхность бумажной детали. При работе с тканью, кожей при изготовлении объемных деталей композиции учитывайте, что необходим «припуск» на подгибку (каждая деталь как бы заворачивается в ткань, кожу или притачивается декоративной строчкой «стык в стык»).
Арт-терапия в конкретных упражнениях
А сейчас я хочу поделиться с вами интересными и действенными техниками, которые использую в индивидуальной работе, а также на тренингах. Хотите попробовать на себе чудеса творческого преображения?
Арт-терапевтическое упражнение «Карта счастья»
Цель: развитие чувственности, осознанности, понимания своего пути.
Продолжительность — 15 минут.
Необходимые материалы: бумага А3 (1 лист), краски, кисточка.
Алгоритм выполнения:
Возьмите бумагу и краски. На мгновение закройте глаза. Представьте себе вашу счастливую жизнь. Что необходимо изменить, внедрить, попробовать, чтобы к ней прийти?
Выберите в списке привычек для счастья 3 самых созвучных вам, или придумайте свои. Зарисуйте их в виде картинок на листе. В центре нарисуйте счастье – такое, каким вы себе его представляете, в любом образе.
Привычки для счастья: регулярная физическая активность, творческое и духовное развитие, интеллектуальная деятельность, занятие благотворительностью и добрыми делами, отдых с близкими и дорогими людьми, похвала самим себе и дарение приятных сюрпризов самому себе.
Соедините все картинки на листе между собой, чтобы получилась карта.
Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы:
• Нравится ли вам ваше творение?
• Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
• Если бы карта могла говорить, что бы она вам сказала?
• Какую привычку вы начнете внедрять прямо сегодня? Сделайте это!
Сказкотерапевтическое упражнение «Я все могу»
Цель: поиск собственного жизненного пути и ресурсов для движения и поиска.
Продолжительность – 10-15 минут.
Необходимые материалы: ручка, лист бумаги А4.
Алгоритм выполнения:
Представьте, что у вас в руках – волшебная палочка, которая может все. Может исполнить любое ваше желание, убрать любую преграду на пути.
А теперь напишите сказку о себе — принцессе, которая нашла свой путь, но встретила на нем много преград. Напишите сказку о принцессе, которая искала (и нашла) дорогу к себе настоящей. К своему призванию, предназначению, к самореализации. И в итоге, конечно же, к счастливой и гармоничной жизни.
Детально опишите, что мешало принцессе, желательно в метафорической форме. Также опишите волшебные пути решения всех проблем. Даже самых трудных и непонятных. Разрешите фантазии выйти на волю и все «разрулить»
Принцесса научилась преодолевать трудности на пути, и получать радость от побед. Опишите максимально подробно, что она чувствовала, какие эмоции испытывала?
Задействуйте все органы чувств: что видела принцесса? Что она слышала? Какие вкусы, запахи, цвета, ощущения ее окружали? Что она чувствовала, какие эмоции испытывала?
Принцесса пришла к идеальному месту, времени, положению дел. Что это за точка? Опишите максимально подробно.
В процессе написания сказки можно вводить помощников, какие-то образы и т.д. А в остальном, просто позвольте своей руке писать.
По окончанию выполнения упражнения, ответьте на вопросы:
1. О чем эта сказка для вас?
2. Какие чувства пришли в процессе написания сказки?
3. Чему учит эта сказка?
4. Что можно взять в реальную жизнь?
5. Какие 2 конкретных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы сказка стала явью?
Арт-терапевтическое упражнение «Заправка»
Цель: поиск внутренних ресурсов самосовершенствования и развития, позитивное подкрепление в период упадка сил.
Продолжительность — 25 минут.
Необходимые материалы: пластилин, лист А-4, тетрадь и ручка.
Алгоритм выполнения:
1. Возьмите кусочек пластилина, который Вам нравится больше всего. Создайте из него чашу.
2. Поставьте чашу на лист А4, так, как вам подскажет интуиция.
3. Возьмите из коробки еще один кусочек пластилина другого цвета. Разделите его на две части, можно разных. Из одной части пластилина вылепите заправочную колонку, — то есть емкость, в которой хранится топливо. Вы наверняка видели такие на заправках. Из другой части вылепите длинный шланг.
4. На миг закройте глаза, и представьте, что в этой колонке – какой-то очень важный для вас положительный жизненный ресурс. Это может быть искренность, уверенность, здоровье, любовь, первая ассоциация, которая приходит в голову. Почувствуйте, как колонка наполнилась этим топливом, стала полной до краев. Аккуратно открывайте глаза и продолжайте работу.
5. Теперь возьмите еще один кусочек пластилина. Снова разделите его на две части, из одной сделайте емкость, колонку, а из второй – шланг. И тоже представьте, что колонка хранит в себе какой-то из ресурсов. Теперь это будет что-то другое. Снова прочувствуйте, что емкость полна до краев.
6. Повторите процедуру еще 2-3 раза, до ощущения «пока достаточно».
7. Разместите ваши изделия на белом листе бумаги перед собой, баки вокруг чаши.
8. Далее ответьте на следующие вопросы:
Как чувствует себя чаша? Она наполнена или пуста?
Как чувствуют себя колонки?
Какая из них находится ближе всего к чаше? А какая – дальше всего?
В каких отношениях между собой колонки и чаша?
Насколько они вам нравятся?
Какой смысл жизни этих предметов с вашей точки зрения?
Хочется ли вам наполнить чашу из какой-то из колонок? Если да, сделайте это, протянув шланг от емкости к чаше.
Как сейчас себя чувствуют чаша и колонка? Есть ли желание еще напитаться каким-то топливом?
9. Побудьте немного на собственной «заправке». Как изменилось сейчас ваше состояние? Помните, что вы всегда можете прийти и наполнится нужным вам топливом. Для этого достаточно просто взять шланг и опустить его край в чашу.
10. Запишите в тетрадь важные осознания.
Коллаж «Моя яркая, интересная жизнь»
Цель: взгляд со стороны на свои достижения, ресурсы и перспективы. Поиск путей самосовершенствования и улучшения качества жизни.
Продолжительность – 30 минут.
Необходимые материалы: ватман, два-три журнала, ножницы, ручки, карандаши или краски с кисточкой, клей.
Алгоритм выполнения:
Включите легкую, расслабляющую музыку, лучше классику. На минутку закройте глаза. Представьте себе ту жизнь, которой вы хотели бы жить. Яркую, интересную, насыщенную желанными для вас событиями. Побудьте в этом моменте.
Затем откройте глаза, и возьмите журналы. Начните их листать, выбирая те картинки, которые отзываются вашей душе. Также хорошо отметить созвучные вам заголовки, слоганы, надписи. Можно вырвать листы с этими образами, или просто загнуть уголок странички.
После того, как вы почувствуете: все, картинок хватит, — начните их вырезать.
Разложите все картинки на ватмане. Меняйте их местами, передвигайте до ощущения «вот так здорово!». Затем приклейте все вырезанные элементы.
Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы:
• Нравится ли вам ваше творение?
• Как вы его назовете (лучше надписать сверху на коллаже)?
• Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
• Если бы коллаж мог говорить, что бы он вам сказал?
• Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы приблизиться к жизни своей мечты? Сделайте это!
Арт-упражнение «Рисунок «Что я чувствую?»
Цель: знакомство с собственными чувствами и эмоциями, нахождения контакта между внутренним миром и внешними обстоятельствами.
Продолжительность – 15-20 минут.
Необходимые материалы: лист А4, кисти и краски.
Алгоритм выполнения:
Положите перед собой лист. На минуту закройте глаза. Попробуйте увидеть внутренним взором, что сейчас с вами происходит? Какие чувства наполняют душу? Что мучает, напрягает, а что, наоборот, радует? Постарайтесь «увидеть» образы.
Теперь откройте глаза и выплесните на бумагу то, что сейчас увидели. Старайтесь не анализировать рисунок, просто водите кистью по бумаге, периодически меняя цвет краски.
Когда почувствуете, что пора остановиться, положите кисть. Взгляните на свой рисунок. Ответьте себе на вопросы:
• Нравится ли вам ваше творение?
• Есть ли какие-то образы, которые вы сейчас увидели на рисунке? О чем они вам подсказывают? Запишите минимум три ассоциации, которые приходят в голову при взгляде на картину.
• Запишите все те чувства, которые изображены на рисунке (по внутреннему ощущению).
• Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
• Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал?
• Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы позволить себе дышать полной грудью, чувствовать и жить, не запирая эмоции и переживания глубоко внутри? Сделайте это!
Арт-упражнение «Река жизни»
Цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния.
Продолжительность – 20 минут.
Необходимые материалы: поднос, стакан манки.
Алгоритм выполнения:
Высыпьте манку на поднос. Положите на него руки. Попробуйте попересыпать манку, прочувствовать, какая она на ощупь? Мягкая или шершавая? Теплая или прохладная? Какие ощущения сейчас у вас появились?
А теперь закройте глаза. И попробуйте пальцами нарисовать на манке реку. Интуитивно, так, как пойдет. Здесь нет прямых указаний, какой должна быть ваша река – прямой или извилистой, широкой или узкой. Есть только вы и ваши ощущения.
Когда река будет готова, откройте глаза. Рассмотрите свою реку. Какая она?
Ваша река – это поток жизни. Он такой в данный момент времени, и это не хорошо и не плохо. Это так есть.
Но манка – сыпучий материал, он легко поддается изменению. Так и вы можете повернуть русло реки в том направлении, в котором вам угодно. Сделать множество рукавов, или, наоборот, слить поток воедино. Хотите ли вы что-то изменить? Сделайте это.
Почувствуйте, что сейчас происходит в вашем внутреннем мире. Какие новые чувства появились? Возможно, пришли новые мысли и озарения? Запишите их.
Когда почувствуете, что изменений достаточно, остановитесь. Взгляните на свой рисунок. Ответьте себе на вопросы:
• Нравится ли вам ваше творение?
• О чем говорит ваша картина? Что она вам подсказывает? Запишите минимум три ассоциации, которые приходят в голову при взгляде на картину.
• Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
• Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал?
• Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы позволить себе быть в потоке? Сделайте это!
Выберите упражнение, которое больше всего отозвалось вам, и… вперед! И пусть ваш творческий поиск будет очень продуктивным и счастливым!
Список используемой литературы:
1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
2. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
6. Справочник педагога-психолога 5, 2017.
7. Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru.ped-kopilka.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Песочная терапия в настоящее время используются во всем мире в области консультирования детей и взрослых. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён исполь...
«ИЗОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕРАПИИ - КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Влияние изотерапии на развитие личности дошкольника....
Конкурс.Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых»
Тренинг-семинар для педагогов ДОУ «Арт-терапия для детей и взрослых». Задачи специалистов ДОУ заключаются в том, что бы и опыт и навыки и знания ребенок получал в комфортных для него условиях. П...
Самообразование "Мульт-терапия в коррекционно-развивающем обучении старших дошкольников, как совместная деятельность детей и взрослых."
Мульттерапия это мощнейшее средство влияния на эмоциональную сферу ребёнка. Этот способ образовательной деятельности привлечет внимание и детей и взрослых, воспитателей и родителей, не говоря о том, к...
Консультация для педагогов «Су – Джок терапия для детей и взрослых»
Консультация для педагогв...
«Су - Джок терапия для детей и взрослых»
Методические рекомендации...
Нейрографика как метод арт-терапии в работе со взрослыми в ДОУ
Слово "нейрографика" состоит из 2 частей: "нейро"-мозг, психика и все, чем он управляет, и "графика" или линия. С помощью этого метода арт-терапии можно рашать...