Рисование как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Целью работы является разработка методических материалов для работы воспитателя с детьми 2-3х лет по развитию интереса к рисованию, привитию любви к изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_kak_sredstvo_hudozhestvenno-esteticheskogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 150.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Лисункова Светлана Игоревна
Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как взрослые, действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно, вначале у них ничего не получается: рука не слушается, а как надо рисовать, в семье учат редко.
Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в ясельной группе (третий год жизни)
Программа обучения в этой группе очень невелика. Я начала со знакомства детей с бумагой, обратила их внимание на то, что карандаш (если провести отточенным концом) оставляет след.
Научила детей замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге. Постепенно дети научились находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами.
Следующий этап во владении изображением – это воспроизведение в рисунке (по показу и без) воспитателя и без него) несложных предметов и явлений: дождик капает, снежок идет, листочки летят.
Одна из главных задач, содействовать в помощи детям правильно держать карандаш и кисть: в пальцах, а не в кулачке.
В начале учебного года занятия изобразительной деятельностью проводятся не со всей группой одновременно, а по подгруппам. Для того что бы у детей возникло желание выполнять учебное задание, было необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации – это чтение потешек, песенок, стишков, а так же игры, наблюдения на прогулках, индивидуальная работа, пальчиковая гимнастика и работа с родителями.
В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-внимания и усидчивости;
-мышления;
-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
-кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, целью моей работы является разработка методических материалов для работы воспитателя с детьми 2-3х лет по развитию интереса к рисованию, привитию любви к изобразительному искусству.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме.
2.Разработать подходы и методическое обеспечение в работе с дошкольниками
1.Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.
Так для детей 2-3лет при рисовании уместно использовать технику «рисование руками»(ладонью, пальцами, ватными палочками, тычками.)
Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения озов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр тренировок на бумаги возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, трафаретом. На каждом занятии по каждой техники я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие- либо образы или сюжеты («В лесу родилась ёлочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан»и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой приём, художественное слово, пальчиковые игры, физкультурные минутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение. Для обеспечения закрепления навыков и умений, полученных детьми во время НОД необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей. С этой целью в доступном месте располагается бумага, изобразительные средства (карандаши, фломастеры, несложные трафареты, тычки, небольшие штампики). Вся деятельность детей проходит под контролем взрослого. Наиболее интересные, выразительные работы детей мы используем для оформления интерьера групповой комнаты.
Взаимодействия с семьями воспитанников позволяет нам дополнить и закрепить работу, начатую в детском саду. Для этого нужно осуществить маленький ликбез. С этой целью мы проконсультировали родителей.
Мониторинг уровня развития умения детей изображать прямые и прерывистые линии, предметы круглой формы, волнистой линии показал, что навыки детей в данном направлении стали более прочными, кроме этого дети стали более внимательными, усидчивыми они с удовольствием занимаются рисованием. В процессе деятельности рисования у детей наблюдается формирование навыков, контроля и самоконтроля, что в свою очередь влияет на развитие речевых центров коры головного мозга ребёнка. Кроме этого дети хорошо ориентируются на листе бумаги. Некоторые дети, показывают, где верх листа, где низ листа.
Результаты мониторинга убеждают нас в том, что все поставленные задачи выполнены. Наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего возраста. Это говорит о том, что мы на правильном пути. И в будущем я планирую продолжать работу в данном направлении до выпуска моих деток из ясельной группы и познакомлю их с трафаретом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста
Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...