Дидактическая игра "Сложи узор по мотивам Мезенской росписи" Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Дидактическая игра "Сложи узор по мотивам Мезенской росписи" была разработана и изготовлена мной для ознакомления детей с Мезенской росписью . С помощью этой игры дети запоминают название и изображение символов росписи, могут самостоятельно придумать узор, а потом зарисовать его
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Д/И "Сложи узор по мотивам Мезенской росписи" | 882.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №404" г.о.САМАРА
Дидактическая игра
«Сложи узор по мотивам
Мезенской росписи»
Автор-разработчик:
Рахманова Александра Ростиславовна
2016г
Дидактическая игра
на художественно-эстетическое развитие
«Сложи узор по мотивам Мезенской росписи»
Возраст детей 4-6 лет
В игре могут участвовать 1-3 ребенка
Дидактические возможности (методическая ценность игры)
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания народной культуры. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его талант, трудолюбие предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Поэтому изучение в детском саду народно-прикладного искусства очень важно и значимо.
Обучение осуществляется в разных видах деятельности. Игра -ведущий вид деятельности детей. А дидактическая игра особенно важна, так как в ней у детей развивается воображение, самостоятельность, инициативность, творчество, логическое мышление, внимание, восприятие и понимание искусства, формируется интерес к народно – прикладному искусству, развивается свободное общение со взрослыми и детьми.
Эта игра возникла в процессе знакомства детей с мезенской росписью и изготовлена педагогом вместе с детьми (рис.8).
Фото детских собранных узоров с указанием автора размещаются в альбоме в изо-уголке, где дети могут рассмотреть, повторить, как свои узоры, так и узоры своих сверстников (рис.2А).
Дети используют составленную композицию из кубиков в качестве образца для своего рисунка (рис.9).
Материал:
Материал: Деревянные кубики:
Набор 1—(24 штуки) – квадратные грани кубиков расписаны зооморфными элементами (конь, олень.птица) 3 грани. Остальные грани расписаны геометрическим орнаментом в квадрате, прямоугольнике; образцы для складывания (конь, олень, птица);коробка для хранения кубиков.
Набор – 2 (45 штук) – грани кубиков расписаны геометрическим узором: в квадрате, ромбе, треугольнике, полосе; зооморфными элементами: кони, олени, птицы; растительными элементами: деревья, ели, цветы, ростки; солярными знаками. Набор геометрических фигур: треугольник – 20шт., квадрат – 20шт., круг – 20шт. Коробка для хранения кубиков. Фишки.
Игра может дополняться расписанными кубиками.
Цель: Формирование самостоятельной творческой деятельности детей в процессе составления композиций по мотивам Мезенской росписи.
Задачи:
-Закреплять знания детей об элементах мезенского орнамента в процессе составления композиции по выбранному образцу, по схеме, по замыслу.
-Знакомить детей с правилами составления мезенского орнамента, в процессе составления целого мезенского рисунка из кубиков; проводить классификацию и сериацию по выделенному признаку, конкретизировать понимание отношения: часть – целое.
- Формировать логическое мышление при составлении узора по схеме из геометрических фигур.
-Совершенствовать перцептивные (обследовательские) действия.
-Развивать творчество в поиске оригинальных решений с опорой на известные мезенские композиции;
Игра
Вариант 1 «А».
Игровое правило: сложить узор по выбранному образцу из кубиков; победит тот, кто ни разу не ошибется и быстро соберет узор.
Игровое действие: поиск частей, узоров, элементов и складывание целой композиции с опорой на образец.
Ход игры
На столе лежат перемешанные кубики и карты и образцами. Дети выбирают понравившиеся им образцы и подбирают кубики, на стороне которых находится часть узора с выбранного образца. Вначале дети играют совместно со взрослым, затем в паре собирают один узор (рис.1), потом самостоятельно (рис.2).
Вариант 1 «Б»
Таким же образом дети собирают по образцу и по замыслу геометрический линейный орнамент, используя другие стороны тех же кубиков. (рис.3)
Вариант 1 «В»
В этом варианте игры добавляются кубики с элементами узора в квадрате, треугольнике, ромбе, в полосе, для того, чтобы дети могли самостоятельно, по своему замыслу дополнить составленный узор (лошадь, оленя, птицу) верхним и нижним ярусами. (рис.4)
Вариант 2 «А»
Игровое правило: собрать из кубиков узор по предложенной схеме из геометрических фигур. Победит тот, кто точно по схеме соберет узор и самый первый. Победитель становится ведущим.
Игровое действие: анализ схемы, подбор кубиков, определение победителей.
Ход игры
Воспитатель ведущий объясняет правило: составить схему из геометрических фигур, объясняя значение цвета и формы фигур (квадрат – кубики с геометрическим узором в треугольнике, квадрате, ромбе, полосе; а остальные геометрические фигуры (круг и треугольник) означают повторение или чередование других элементов узора: зооморфные: конь, олень, птица; растительные: ели, деревья, ростки; солярные знаки).
Дети самостоятельно составляют узор по заданной схеме. Ведущий совместно с детьми анализирует собранные работы на соответствие их схеме.(рис.5)
Первый ребенок, собравший узор, становится ведущим. Игра продолжается.
* Вначале схема задается из 2-х ярусов, затем из 3-х, 4-х и т.д.
Вариант 2 «Б»
Игровое правило: Дети играют парами. По схеме из геометрических фигур, составленной партнером, собрать узор из кубиков. Побеждает тот, кто первый в паре соберет узор.
Игровое действие: Анализ схемы и составление композиции по схеме. Победивший, в паре, получает фишку. Побеждает тот, кто набирает большее количество фишек в 3-х турах.
Ход игры
Дети делятся на пары, договариваются, кто будет собирать узор, а кто схему. Воспитатель (если дети просят) помогает. Дает фишки победителям, следит за ходом игры.
* Впоследствии дети могут самостоятельно придумать узор без образца. (рис.7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Сложи узор"
Игра направлена на развитие у детей внимания, наглядно-действенного мышления, игровой деятельности....
Дидактическая игра "Сложи узор"
Эту игру я сделала своими руками....
Дидактическая игра "Сложи узор" из геометрических фигур
Эта игра предназначена для детей от 3 до 6 лет и преследует такие цели:развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет; анализировать положение предметов в простра...
Дидактическая игра «Сложи узор»
Игра "Сложи узор" на развитие мелкой моторики и внимания....
Дидактическая игра "Сложи узор"
Обычная простая игра помогает решать большое количество задач, направленных на всестороннее развитие маленького человека....
Публикация. Авторская дидактическая игра "Сложи узор"
Развивающая дидактическая игра "Сложи узор" Учебно-методическое пособие по математике (для детей 3-6 лет)...
Дидактическая игра «Сложи узор»
Цель: закрепить знания детей о геометрической фигуре «квадрат», определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, развивать внимание,...