Проект "Времена года"
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Хоботова Ирина Николаевна

Долгосрочный проект для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшей группы

"Времена года»

Актуальность.

         В настоящее время ребята стали всё меньше общаться с природой, замечать её красоту и неповторимость. Все больше времени проводят за компьютерными играми, сотовым телефоном, телевизором. Бесспорно, никакой фильм или компьютерная игра не заменят живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдыхать запах цветов, слушать пение птиц, бегать босиком по траве. Учиться вникать в тайны природы, а затем воплощать свои замыслы в творческих работах (рисование, лепка, аппликация, моделирование).

         Во все времена природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу.

         Познавательная и творческая деятельность, связанная с познанием явлений природы в их взаимосвязи, интересна и увлекательна, что подтверждает актуальность темы проектной деятельности «Времена года».

Тип проекта: познавательно-творческий. Долгосрочный

Участники проектавоспитатели, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проектадолгосрочный.

Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
  2. Научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
  3. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, цветной и черно-белый граттаж, монотипия, скатывание бумаги и др.;
  4. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

Методы реализации проекта:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.
  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  8. Презентация проекта.

                                

Формы работы:

С детьми:

  1. Беседы и занятия;
  2. Рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
  3. Выставки детских работ по проекту «Времена года»;
  4. Дидактические игры по проекту «Времена года»;
  5. Экскурсии по территории детского сада;
  6. Заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  7. Творческая речевая деятельность;
  8. Утренники, развлечения; конкурсы;
  9. Театрализованная деятельность;

С родителями:

  1. Наглядная пропаганда;
  2. Беседы и консультации;  
  3. Анкетирование;
  4. Дни открытых дверей;
  5. Круглый стол;
  6. Педагогическая  лаборатория;
  7. Праздники 
  8. Организация совместных с детьми выставок

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  1. Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
  2. Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
  3. Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.
  4. Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
  5. Сбор информации о временах года для создания страничек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
  6. Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.

  Основной:

  1. Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).
  2. Деятельность по подготовке к презентации своих детей.

3.  Оформление выставки «Мое любимое время года».

4    Создание страничек в альбом «Приметы», «пословицы и поговорки»,         «Стихи», «Загадки».

  1. Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
  2. Создание и показ презентаций  о временах года.
  3. Художественно-творческая деятельность.

   Заключительный

  1. Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
  2. Презентация для детей других групп.
  3. Презентация для родителей, сотрудников детского сада.

В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в месяц.

Предполагаемые результаты:

  1.  Сформированы представления о временах года.
  2.  Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.
  3. Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
  4.  Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним.
  5. Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

 Ожидаемые творческие результаты в ходе реализации проекта:

  1. Тематические выставки детских работ:

     “Осень золотая”,

 “Волшебница-зима”,

“Портрет весны”,

“Ах! Лето”;

  1. Поделки: «Дары – осени», «Ёлочка -  красавица»;
  2. Оформление альбома совместно с родителями “Времена года”;
  3. Презентация выставки детских рисунков “Шедевры живописи глазами детей”.
  1. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
  2. Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Перспективный план долгосрочного проекта

«Времена года»

Октябрь - ноябрь

1.Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

2.Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.

Заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина.

3. Дидактические игры: «Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

4. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

5. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.

6. Подвижные игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.

7. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.

Рисование: “Волшебные краски осени”. 

Цель: познакомить с техникой печатания листьями.
Лепка: “Грибочки в лукошке”, “Дары осени”. 
Рисование: “Я шагаю по ковру из осенних листьев”.

Цель: знакомить детей с техникой "монотипия".
Коллективная аппликация: “Портрет осени”. 

Цель: продолжать учить вырезать листья, создавать коллективную аппликацию.
Рисование  “Ветка рябины”. 

Цель: закрепить технику печатания косметическими ватными палочками.

6.Музыкальное развлечение “Праздник осени”.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьёй.

  1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
  1. Сделать альбомы на тему: «Осень».
  2. Выполнение поделок из природного материала.

Декабрь – февраль.

1.Экскурсия по зимнему участку.

Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.

2.Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей. Выставки-загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.

3.Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: К.Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.

Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.

4. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”.

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

5. Заучивание стихотворений: И. Суриков “Зима”, А. Федоров “Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”.

6. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-зима”.

Рисование  “Мои волшебные снежинки”. 

Цель: упражнять в рисовании (свеча и акварель).
Рисование  “Первый снег”, “Зима в городе”.

Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, оттиск печатками.
Аппликация  “Мое любимое дерево зимой”.

Цель: закрепить навыки симметричного вырезывания кроны деревьев
“Зимняя сказка” 

Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

Взаимодействие с семьёй.

    1.Привлечь родителей к оформлению альбомов на тему: «Зима»

    2.Разучивание стихов с детьми о зиме.

Март -  Май

1. Дидактическая игра “Времена года”.

Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

2.Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А.Майков “В мае”.

Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.

3. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.

4. Беседа на тему “Весна”.

Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

5. Прослушивание  музыкальных произведений: “Кулик – весна”,                   Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.

6. Занятия по изобразительному искусству:

“Ветка с первыми листочками”,

“Весенний букет”,

“Березы весной”,

“Цветущий сад”

Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.

Взаимодействие с семьёй.

  1. Привлечь родителей к оформлению альбома “Весна”.
  2. Изготовление информационного стенда для родителей.
  3. Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Июнь - август

1. Игра “Когда это бывает”.

Цель: закрепить основные приметы времен года.

Разучивание песен о лете.

Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.

3. Беседа “Как я отдыхал летом”.

Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета.

4. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

Цель: развивать художественный вкус, воображение.

5. Занятия по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “На Торфянке”, “Летом в лесу”, “Любимые цветы жарки”.

Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, кляксографией.

Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.

6. Лето в народном календаре.

Цель: знакомить детей с народными приметами.

Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.

7. Развлечение “Круглый год”.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый;   формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.

8.Презентация для детей «Времена года»

Взаимодействие с семьёй.

  1. Посещение леса, ботанического сада, городского парка.
  2. Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению “Круглый год”, участие в тематических выставках.

Список используемой литературы.

Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.

Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.

Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....