Проект "Времена года"
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Долгосрочный проект для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vremena_goda.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшей группы
"Времена года»
Актуальность.
В настоящее время ребята стали всё меньше общаться с природой, замечать её красоту и неповторимость. Все больше времени проводят за компьютерными играми, сотовым телефоном, телевизором. Бесспорно, никакой фильм или компьютерная игра не заменят живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдыхать запах цветов, слушать пение птиц, бегать босиком по траве. Учиться вникать в тайны природы, а затем воплощать свои замыслы в творческих работах (рисование, лепка, аппликация, моделирование).
Во все времена природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу.
Познавательная и творческая деятельность, связанная с познанием явлений природы в их взаимосвязи, интересна и увлекательна, что подтверждает актуальность темы проектной деятельности «Времена года».
Тип проекта: познавательно-творческий. Долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
- Научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
- Познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, цветной и черно-белый граттаж, монотипия, скатывание бумаги и др.;
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
Методы реализации проекта:
- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана проекта.
- Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
Формы работы:
С детьми:
- Беседы и занятия;
- Рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
- Выставки детских работ по проекту «Времена года»;
- Дидактические игры по проекту «Времена года»;
- Экскурсии по территории детского сада;
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- Творческая речевая деятельность;
- Утренники, развлечения; конкурсы;
- Театрализованная деятельность;
С родителями:
- Наглядная пропаганда;
- Беседы и консультации;
- Анкетирование;
- Дни открытых дверей;
- Круглый стол;
- Педагогическая лаборатория;
- Праздники
- Организация совместных с детьми выставок
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
- Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
- Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.
- Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
- Сбор информации о временах года для создания страничек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
- Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.
Основной:
- Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).
- Деятельность по подготовке к презентации своих детей.
3. Оформление выставки «Мое любимое время года».
4 Создание страничек в альбом «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки».
- Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
- Создание и показ презентаций о временах года.
- Художественно-творческая деятельность.
Заключительный
- Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
- Презентация для детей других групп.
- Презентация для родителей, сотрудников детского сада.
В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в месяц.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления о временах года.
- Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним.
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
Ожидаемые творческие результаты в ходе реализации проекта:
- Тематические выставки детских работ:
“Осень золотая”,
“Волшебница-зима”,
“Портрет весны”,
“Ах! Лето”;
- Поделки: «Дары – осени», «Ёлочка - красавица»;
- Оформление альбома совместно с родителями “Времена года”;
- Презентация выставки детских рисунков “Шедевры живописи глазами детей”.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Перспективный план долгосрочного проекта
«Времена года»
Октябрь - ноябрь
1.Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
2.Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.
Заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина.
3. Дидактические игры: «Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
4. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.
5. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
6. Подвижные игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.
7. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.
Рисование: “Волшебные краски осени”.
Цель: познакомить с техникой печатания листьями.
Лепка: “Грибочки в лукошке”, “Дары осени”.
Рисование: “Я шагаю по ковру из осенних листьев”.
Цель: знакомить детей с техникой "монотипия".
Коллективная аппликация: “Портрет осени”.
Цель: продолжать учить вырезать листья, создавать коллективную аппликацию.
Рисование “Ветка рябины”.
Цель: закрепить технику печатания косметическими ватными палочками.
6.Музыкальное развлечение “Праздник осени”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй.
- Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
- Сделать альбомы на тему: «Осень».
- Выполнение поделок из природного материала.
Декабрь – февраль.
1.Экскурсия по зимнему участку.
Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.
2.Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей. Выставки-загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.
3.Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: К.Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.
Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
4. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”.
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
5. Заучивание стихотворений: И. Суриков “Зима”, А. Федоров “Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”.
6. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-зима”.
Рисование “Мои волшебные снежинки”.
Цель: упражнять в рисовании (свеча и акварель).
Рисование “Первый снег”, “Зима в городе”.
Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, оттиск печатками.
Аппликация “Мое любимое дерево зимой”.
Цель: закрепить навыки симметричного вырезывания кроны деревьев
“Зимняя сказка”
Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
Взаимодействие с семьёй.
1.Привлечь родителей к оформлению альбомов на тему: «Зима»
2.Разучивание стихов с детьми о зиме.
Март - Май
1. Дидактическая игра “Времена года”.
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2.Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А.Майков “В мае”.
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4. Беседа на тему “Весна”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5. Прослушивание музыкальных произведений: “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.
6. Занятия по изобразительному искусству:
“Ветка с первыми листочками”,
“Весенний букет”,
“Березы весной”,
“Цветущий сад”
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
Взаимодействие с семьёй.
- Привлечь родителей к оформлению альбома “Весна”.
- Изготовление информационного стенда для родителей.
- Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь - август
1. Игра “Когда это бывает”.
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
3. Беседа “Как я отдыхал летом”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета.
4. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5. Занятия по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “На Торфянке”, “Летом в лесу”, “Любимые цветы жарки”.
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, кляксографией.
Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.
6. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.
7. Развлечение “Круглый год”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
8.Презентация для детей «Времена года»
Взаимодействие с семьёй.
- Посещение леса, ботанического сада, городского парка.
- Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению “Круглый год”, участие в тематических выставках.
Список используемой литературы.
Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.
Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....