Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
План:
1. Пейзаж как жанр живописи;
2. Биография художника;
3. Методы ознакомления детей с живописью;
4. Описание работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shishkin.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью
на примере работ Ивана Ивановича Шишкина»
1. Пейзаж как жанр живописи.
Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жесткую или гибкую поверхность. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная.
Пейзаж (от французского – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.
У каждого истинного художника существует свой взгляд на окружающий мир. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии взглядов принято различать некоторые виды пейзажа. Разделение картин зависит от тематики изображения природы и ее характера.
Выделяют природный, сельский и городской виды пейзажа в живописи. У каждого из них есть разновидности и особенности. По характеру выделяются пейзаж исторический и героический, эпический, романтический и пейзаж настроения.
Природный пейзаж.
Еще в средние века изображение природы было схематическим и плоскостным. Оно носило вспомогательный характер дополнения к религиозным, мифологическим или историческим композициям. Но начиная с эпохи Возрождения стали появляться картины, на которых для выражения чувств и эмоций не использовались сюжеты или фигуры людей, главными героями в них были земля, леса, небо, море в разных состояниях.
Одним из родоначальников жанра «чистого пейзажа» считается немецкий гравер, рисовальщик и живописец Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Впервые на мифологических полотнах фигуры героев были мало различимы на фоне грандиозного изображения естественной среды.
Нами, в качестве примера природного пейзажа, была выбрана картина Ивана Шишкина «Среди долины ровныя».
Марина – картина о море.
В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика родились в странах, где кораблестроение было привычным делом – в Голландии, Англии и т. д. Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900). На экране мы видим его работу «Девятый вал».
Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины стали носить более реалистичный характер.
Обращаем ваше внимание на картину художника и космонавта Алексея Леонова «Солнечный ветер». В своих картинах Леонов пытался изобразить то, что приходилось видеть ему во время полетов.
Сельский пейзаж.
Со времени идиллических картин из жизни пастухов и пастушек эпохи рококо сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве. Близость к природе, гармония жизни на земле, крестьянский труд были темой для многих выдающихся мастеров разных эпох. Примеры высочайших вершин в сельском пейзаже есть у гениальных русских художников: И. И. Левитана (1860-1900), А. К. Саврасова (1830-1897), В. Д. Поленова (1844-1927), А. А. Пластова (1893-1972).
На экране картина Ивана Левитана «Осень. Дорога в деревне».
Городской пейзаж.
В 17 веке в Европе стал очень популярен жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) – "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых – топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Виды Венеции и Лондона 18 века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта» - она перед вами.
2. Биография художника.
Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне - Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин.
Даже в детстве Шишкин был личностью незаурядной. Его честность всегда была неподкупной, благодаря чему он относительно молодым стал городским головой в Елабуге и пробыл на этой должности целых 8 лет. Однако купечество оказалось слишком тесным для Шишкина. Он увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками. Сочинил собственное жизнеописание, выпустил "Историю города Елабуги", активно участвовал в раскопках. Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.
В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву. Однако, с предыдущим учителем он не перестает общаться. В Академии молодой художник буквально расцвел. Его успехи активно отмечали медалями и наградами. Он даже получил право на заграничную стажировку, однако, отказался от нее и уехал в 1861 году в родную Елабугу, где неустанно работал. За границей все же Шишкин жил - в Швейцарии и Германии. Также посетил и другие европейские страны. Он подружился со многими представителями мирового искусства. В 1870 году, благодаря Шишкину, появилось Товарищество передвижных художественных выставок, которое ознаменовало начало новой художественной эпохи.
Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними - и оба его сына. Смерти на этом не прекратились - вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек - отец. Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой.
За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.
3. Методы ознакомления детей с живописью.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог учит детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).
Метод 1. Искусствоведческое занятие.
Структура искусствоведческого занятия может быть примерно такой:
Вводная часть. Воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найди ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).
В основной части мы сообщаем названия картин, с которыми предстоит познакомить детей и фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и его содержание. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно. После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.
В заключительной части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.
Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.
Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилия художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и не приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.
Метод 2.
В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинакового понимающие содержание пейзажей, выражающие свое впечатления в речи. Есть следующие уровни понимания пейзажной живописи ребенком:
1)высокий уровень: отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?
2)средний уровень: отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.
3)низкий уровень: затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.
Метод 3. Индивидуальная работа.
Проводится с детьми, которые на занятиях не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими интереса к пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью. Если с первыми детьми воспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного - двух произведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей: рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературной лирики и самостоятельная художественная деятельность детей.
В свободное от занятий время или по желанию ребят используют разнообразные дидактические игры по ознакомлению с пейзажами. Например, «Узнай по описанию», «Что было бы, если бы художник изменил…?» «Найди общее», и т.д.
Метод 4.
На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связано с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
Метод 5.
Одним из часто встречающихся методов работы - это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.
Рассмотрим на примере картины Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», которая выставлена в Третьяковской галерее в Москве:
«Картина называется «Сосны, освещенные солнцем», художник – Иван Иванович Шишкин. Главная составляющая сюжета - солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон... Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им... Лишь тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину. Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев. Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неторопливую прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает. Оттенки желтого и зеленого реально передают все цвета хвои, сосновой коры, песка и травы, тепло солнца, прохладу тени. Мы легко можем представить себя в этом лесу, ощутить его запахи и звуки. Лес открыт, дружелюбен и готов ко встрече в этот ясный и теплый день…»
Метод 6. Экскурсии. Выставки.
Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий. В некоторых современных ДОУ есть условия для организации выставок репродукций картин. Здесь дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музея, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины спокойно, ровным голосом, а когда нужно сказать громко, руку поднимать не нужно, как это бывает на занятиях. По желанию детей можно подготовить из числа воспитанников «экскурсоводов», которые самостоятельно смогли бы рассказать о 2-3 художественных произведениях, их авторах и своеобразной манере пейзажей.
Метод 7. Развлечения.
Одной из форм приобщения дошкольников к пейзажной живописи являются развлечения. Структура развлечения может быть следующей:
- эмоциональный рассказ воспитателя о картинах;
- выставка репродукций картин;
- конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине;
- проведение игры «Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотношении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине;
- викторина о картинах и их художниках;
4. Описание работ.
«Рожь» 1878г. Третьяковская галерея, Москва
Автор соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Это сочетание было характерно для православных икон, связывалось с изображением мира Божественного. Исходя из этого символического цветового значения, художник уравнивает русскую природу с природой божественной.
Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане подчеркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы.
Символическое значение сосен - выносливость, сила жизни и прочность. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей (отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе расширяет драматургические рамки картины, делает ее эмоциональней и ближе к зрителю.
Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Проселок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже, особый ритм. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы.
Тяжелые, полные влаги облака, едва появившиеся на горизонте, несут с собой обновление и свежесть. Ржаное поле, сосны, трава - все готово впитать теплую летнюю дождевую воду.
Удивительным образом работа заставляет зрителя "слышать" летнюю симфонию русского поля: жужжание шмелей, стрекотание ласточек, шелест ветра.
«Туманное утро» 1885. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу.
В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.
Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро.
Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира.
Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.
«Утро в сосновом лесу» 1889г. Третьяковская галерея, Москва
Утро в сосновом лесу - одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Работа пропитана восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся ото сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали, то можно почувствовать утреннюю прохладу.
Картина "Утро в сосновом лесу" - очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не работа кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены.
Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками.
Интересный факт. «Утро в сосновом лесу» — картина двух русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.
«Корабельная роща» 1898г. Русский музей, Санкт-Петербург
Выдающийся пейзажист Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи 18 и первой половины 19 века.
Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры.
Давайте подытожим. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять детей на творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы ознакомления дошкольников с природой
В данной консультации рассказывается о формах ( занятия, экскурсии, прогулки и т.д) и методах ( наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры ,труд в природе и т.д.) ознакомления дошколь...
Биография Ивана Ивановича Шишкина
Биография Ивана Ивановича Шишкина...
конспект занятия: "Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, графикой, скульптурой как часть патриотического воспитания".
Знание живописи необходимо для воспитания любви к родной земле, русской природе, к «малой» Родине и Отечеству, для формирования гражданской позиции растущего ч...
консультация "Методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью"
теоритические основы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...
Презентация "Методы ознакомления дошкольников с пейзажной живописью на примере работ Ивана Ивановича Шишкина"
Наглядный материал к методической разработке по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью....
"Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетики и художественного восприятия"
Консультация для родителей (законных представителей)...
РМО воспитателей коррекционных групп. Сообщение (презентация) из опыта работы "Методы ознакомления дошкольников с природой".
РМО воспитателей коррекционных групп...