проект "Волшебные ладошки"
проект по рисованию (младшая группа) на тему

Королева Елена Юрьевна
Цель проекта:
Целью проекта является формирование у детей умений и навыков в рисовании ладошками и пальчиками, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.
Задачи проекта:
Основные задачи проекта: 
-учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями на рисунке; 
-снятие эмоционального и мышечного напряжения ; 
-снижение импульсивности, тревоги, агрессии ; 
-совершенствование коммуникативных навыков и твор¬ческих способностей; 
-развитие познавательных процессов; 
-развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эта¬лонов; 
-расширение эмоционального опыта; 
-развитие способности к построению ассоциативных ана¬логий между образами действительности и звуковыми, художественными образами; 
-обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать ; 
-вызывать у детей интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми при создании коллективных композиций; 
-побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие образы хорошо знакомых предметов; 
-показывать детям в игровой форме процесс создания образов- организовывать наблюдение за художественной деятельностью педагога; 
-побуждать задумываться детей над тем, что они нарисовали, на что это похоже; 
-вызывать чувство радости от нарисованного; 
-учить бережно относиться к краскам, правильно их использовать, держать своё рабочее место в чистоте ,хорошо мыть руки после занятия. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnye_ladoshki.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Волшебные ладошки»

Для детей 3-х лет

                           

2017г.

Пояснительная записка

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т.д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

 Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов. Для стимулирования собственного творчества детей, мы применяем нетрадиционное рисование ,конкретно рисование ладонями( отсюда и название кружка «Волшебные ладошки»)  .

Остановлюсь на необходимости  данных  занятий  именно в возрастной группе — младшие  дошкольники. Это важно потому, что при приходе ребенка из семьи  в детский сад, происходит резкая перемена условий его жизни. Меняются формы, и виды деятельности, среда, в которой он до этого развивался и которая была максимально приспособлена его психофизиологическим, возрастным особенностям и возможностям. В этом возрасте психика младшего дошкольника неустойчива, легко ранима, нуждается в бережном, отношении.  Кружок «Волшебные ладошки» способствует  более лёгкой адаптации  в детском саду ,снижению тревожности, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. У многих детей происходит кризис  трёх лет, осознания своего «Я». «Волшебные ладошки» помогает сгладить некоторые  сопутствующие проявления кризиса(негативизм, упрямство ,нарушение общения со взрослыми).

За основную программу кружка «Волшебные ладошки» , была взята авторская программа  И.А. Лыковой «Цветные ладошки» (2007г.), а в качестве  дополнительной программы взят раздел « Изобразительная деятельность»  программы  «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В Гербовой и Т.С. Комаровой (2007 года).

Курс рассчитан на 6 месяцев. Общее количество занятий- 24, количество занятий в неделю-1, продолжительностью 15 минут.  Численность подгруппы, посещающей занятия составляет 3-4 ребёнка. Основная форма  обучения- кружковая.

Каждое занятие состоит из трёх частей.

Часть1.Вводная:основная цель- настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.

Часть 2. Основная или рабочая. На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия. Выполняя работу, дети  не  только  изображают  в  нетрадиционной форме  животное, птицу, насекомое  или  растение,  но   и  узнают  много  нового  об  объекте  их  работы.

Часть 3. Заключительная.

 В данной части занятия необходимо закрепить у ребёнка положительные эмоции от работы, создать чувство принадлежности к группе.  Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы.В каждом занятии помимо новой познавательной информации, есть повторения. Мы вспоминаем где были на прошедшем занятии, что видели и что запомнили. Так же важна структура проведения занятий – мы проводим их строго по частям, а приветствие и прощание обычно проводим по одному и тому же сценарию. Такое построение помогает активизировать детей, так как они уже чётко представляют весь процесс занятия и быстрее ориентируются во время игр, занятий, заданий, а так же смены вида деятельности. На моих занятиях постоянно создаётся ситуация успешности каждого ребёнка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства.

Кроме  того  при  таком  построение  занятий  осуществляются  межпредметные связи,   затрагивается  максимальное  количество образовательных областей(познание, коммуникация, социализация, труд, здоровье).

  

 Два раза в год проводится диагностика( в  октябре и апреле) для определения  развития воспитанника. На основе данной диагностики делаются выводы об усвоении материала  детьми. Диагностика была разработана непосредственно для  данной группы детей(педагогом-психологом). Основные критерии проверки направлены на выявление знаний детей о цветовой гамме, развитие мелкой моторики ,  умение  правильно  ориентироваться на листе бумаге, правильно располагать оттиски ладошек  и  внесение дополнительных штрихов для создания образа.

  Целью курса является формирование у детей умений и навыков  в рисовании ладошками  и  пальчиками, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.

Основные задачи занятий:

-учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами  и явлениями окружающего мира и их изображениями на рисунке;

-снятие эмоционального и  мышечного напряжения ;
-снижение импульсивности, тревоги, агрессии ;
-совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей;

-развитие познавательных процессов;
-развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов;
-расширение эмоционального опыта;
-развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами;

-обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать ;
-вызывать  у детей интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми при создании коллективных композиций;

-побуждать детей создавать по  подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие образы хорошо знакомых предметов;

-показывать детям в игровой форме процесс создания образов- организовывать наблюдение за художественной деятельностью педагога;

-побуждать задумываться детей над тем, что они нарисовали, на  что  это  похоже;

-вызывать чувство радости от нарисованного;

-учить бережно относиться  к  краскам, правильно их использовать, держать своё рабочее место  в чистоте ,хорошо мыть  руки  после  занятия.

Очень часто возникает  вопрос: «Какой смысл пачкать краской руки, если можно нарисовать кисточкой?» Можно, но далеко не всем, необходим хоть какой-то навык рисования.
Более того, и я считаю это главным, – во время нетрадиционного рисования ладонями побеждается страх – страх испачкаться, а ведь всем известно, что страх – основной тормоз творческого процесса .Более того, рисунок получается значительно быстрее, так как на рисование хотя бы гусеницы потребуется нарисовать несколько кругов, да еще одинакового размера, а для рисования ладонью достаточно сжать кулак и мокнуть его в краску и делать отпечатки на листе.  И ещё, обобщенность образов совсем не мешает ребёнку узнавать в них реальные предметы и живо дополнять изображение недостающими деталями. Такая деятельность имеет огромное значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, активизирует познавательные процессы.


Календарно-тематический план кружка « Волшебные ладошки»

Раздел программы

Тема

Количество часов

(занятий)

Месяц

Теория

Практика

Всего

«Неживая природа»

«Солнышко»

0,3

0,7

1

октябрь

«Вода.Дождик»

0,3

0,7

1

октябрь

«Насекомые»

«Гусеница»

0,3

0,7

1

октябрь

«Пчёлки»

0,4

0,6

1

октябрь

«Бабочка»

0,3

0,7

1

ноябрь

«Насекомые на лугу»(коллектив-ная работа)

0,2

0,8

1

ноябрь

«Растения»

«Ягодка-рябинка»

0,3

0,7

1

ноябрь

«Волшебные  цветочки»

0,3

0,7

1

ноябрь

«Тюльпан»

0,3

0,7

1

декабрь

«Подснежник»

0,3

0,7

1

декабрь

«Яблонька»

0,2

0,8

1

декабрь

«Дедушка Мороз»

«Дедушка Мороз»

0,3

0,7

1

декабрь

«Волшебные узоры»

0,2

0,8

1

февраль

«Животные»

«Осьминожки»

0,3

0,7

1

февраль

«Рыбка»

0,3

0,7

1

февраль

«Уточка»

0,3

0,7

1

февраль

«Кто живёт в воде?»(коллективная работа)

-

1

1

март

«Жираф»

0,3

0,7

1

март

«Зебра»

0,3

0,7

1

март

«Ёжик и яблоки»

0,3

0,7

1

март

«В мире сказок»

«Колобок»

0,5

0,5

1

апрель

«Теремок»(коллективная работа)

0,2

0,8

1

апрель

«Репка»

0,4

0,6

1

апрель

«Заюшкина избушка»

0,4

0,6

1

апрель

Итого

7

17

24

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

  К концу прохождения курса «Волшебные ладошки» воспитанники должны :

-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии  иллюстраций, произведений народно- прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы;

-радоваться созданным ими  индивидуальным или коллективным работам, называть, что на них изображено;

-изображать отдельные предметы, простые по композиции  и  незамысловатые   по  сюжету;

- с интересом рассматривать сюжетные картинки;

-подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;

-правильно пользоваться  красками;

-знать и называть материалы, которыми можно рисовать;

-знать цвета определённые программой;

-знать названия игрушек;

-заинтересованно слушать знакомые  и новые сказки, рассказы;

-аккуратно использовать материалы.

Способы проверки знаний, умений , навыков.

 Организуя кружковую работу  с детьми, педагог должен осуществлять контроль за динамикой их развития, усвоением материала. Поэтому  для  кружка  была разработана диагностика, по результатам  которой можно видеть динамику  группы  в  целом,  и  усвоение  материала каждым ребёнком  в  отдельности.  Диагностика  проводиться  два  раза  в  год,  в  начале  и  в  конце года.  Обследование  проводиться  на  занятиях, наблюдая  за  ребёнком,  я  отмечаю  результаты  в   таблице.  Оценка  уровня  проводится  по  следующим  критериям:

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень  

1

Понимание словесной инструкции педагога

Ребёнок понимает словесную инструкцию, сразу приступает к заданию, правильно выполняет  задание при работе.

Ребёнок внимательно выслушивает инструкцию, но  в  работе  допускает незначительные ошибки.

Ребёнок не понимает слов. инстр., начинает работу , только по образцу (примеру взрослого или другого ребёнка из подгруппы)

2

Ориентировка на листе бумаги

Ребёнок знает, где низ и верх листа.

Ребёнок пользуется помощью взрослого.

Изображение возможно  только  при помощи взрослого.

3

Владение рукой (ладонью, кулаком, пальцем).

Ребёнок умело оставляет оттиски ладони (кулачка), может точечно работать пальцем, проводить пальцем линии.

Ребёнок делает смазанные оттиски  ладони, движения пальцев носят также смазанный характер.

Ребёнок выполняет рисунок только с помощью взрослого.

4

Умение различать  6 основных цветов.

Ребёнок называет или показывает все цвета из  шести.

Ребёнок знает 3-4 цвета.

Ребёнок знает  меньше 3 цветов.

5

Аккуратность выполнения.

Аккуратное выполнение всех элементов рисунка.

Ребёнок аккуратно выполняет только первые составляющие элементы рисунка, остальное дорисовывает небрежно.

Ребёнок небрежно обращается  с красками, набирает много краски ,пачкает лишней краской бумагу.

На  основании результатов диагностического обследования, можно  сделать  выводы, как  усвоена программа, дать  рекомендации  родителям  и  педагогам, планировать дальнейшие  занятия  с  этой  возрастной  группой, корректировать  развитие  детей.

Таблицы ,диаграммы , выводы см. в приложении к рабочей  программе.

Список средств обучения

 На кружковых занятиях  используются  те средства  обучения, которые  способствуют  более успешной  реализации  программы. Эти  средства обучения являются источником  получения  информации, приобретения необходимого опыта, являются  той наглядной  опорой  для ребёнка, без которой  невозможно формирование элементарных  представлений  и  понятий. Все  наглядные пособия  должны  быть  яркими  и  выразительными,  это  очень  важно  для  детей  младшего  дошкольного  возраста. В  моей  работе  применяю  следующие  средства  обучения:

-технические  средства обучения(магнитофон-слушание расслабляющей музыки и аудио-сказок);

-дидактические  игры  и  пособия;

- наглядные пособия( рисунки предметов, фотографии, картинки);

-игрушки и куклы(мягкие и  резиновые игрушки, куклы бибабо, пальчиковые куклы и т.д.);

-методические пособия(метод. литература, конспекты) для педагога.

Литература.

  1. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. М.Б.Зацепина , Москва :Мозаика-Синтез , 2008.
  2. Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова Т.С., Москва : Мозаика-Синтез ,2008.
  3. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет .- СПб., ОО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
  4. Рисование с детьми 3-х  лет .Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6.  Нетрадиционные техники рисования . Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  7. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2007.
  8. Изобразительная деятельность в детском саду .Ранний возраст. Лыкова И.А. М.:»Карапуз-дидактика», 2007.
  9. Весёлые ладошки(пальчиковые игры). Бардышева Т.Ю.-М.:ООО ТД «Издательство Мир книги»», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....