Обучение технике рисования детей дошкольного возраста
консультация по рисованию на тему
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой личности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.
. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Под техникой рисунка для дошкольников следует понимать: владение материалами и инструментами; развитие глаза и руки, их согласованная деятельность; умелое и правильное изображение контура, формы предмета. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способы работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo_2015.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительного искусства.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой личности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.
. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Под техникой рисунка для дошкольников следует понимать: владение материалами и инструментами; развитие глаза и руки, их согласованная деятельность; умелое и правильное изображение контура, формы предмета. Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способы работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
В детском изобразительном творчестве можно использовать разнообразные материалы для создания выразительного образа. Воспитателю необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.
Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются цветные карандаши типа «Радуга», « Искусство» и др. В каждой возрастной группе следует давать разные наборы карандашей. В 1 мл.гр. от 1 до 6 цветов, во 2 мл.гр. - 6 цветов, в средней – от 6 до 12, в старшей и подготовительной группах -24 цветов. (слайд). Карандаши всегда должны быть хорошо отточены, уже в средней группе можно привлекать детей к проверке карандашей, выбрать сломанные , чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей и подгот.к школе группы следует приучать затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Для рисования используется графитный карандаш, который дают со старшей группы. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием цветными карандашами, красками, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Нужно показать детям правила работы простым карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз, тогда неправильно нарисованное можно исправить и после закрашивания будет не видно. Простым карандашом нужно прорисовывать только главное, без мелких частей и деталей.
Карандаш твердый и при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Существуют определенные правила рисования карандашами, которые дети должны запомнить. ( слайд)
Овладение карандашной техникой рисования считается необходимым и потому контурный рисунок – основа изображения. Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия передает контур предмета, она призвана определять границы формы. Не умея рисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения. Существуют 3 основных вида линий: прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные (диагональные). Есть еще кривые – волнистые, ломаные, спиральные. Линии могут быть толстые, в рисунке они выступают вперед, и тонкие линии, они отступают вглубь. Тонкая линия выполняется концом карандаша, поставленная почти вертикально к бумаге. Широкая линия выполняется боковой стороной грифеля наклонно к бумаге.
Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов; кроме того, рисование их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение необходимо при рисовании любых предметов прямолинейных очертаний (разнообразные здания, машины и т.) Способы рисования прямых линий карандашами и кистью отличаются. Рисуя карандашом вертикальную линию, рука движется сбоку линии. При рисовании горизонтальных линий рука движется слева направо внизу линии. При рисовании этих линий краской способ движения руки будет иным: кисть надо вести по ворсу.
Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движения: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье ( при закрашивании более крупных частей и изображений).
Дети старшего дошкольного возраста должны хорошо знать правила закрашивания изображения. (слайд).
Необходимо учить детей закрашивать изображения равномерно нажимая на карандаш и чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения руки: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения. А потом медленно, осторожно у линии контура.
Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи.
Штриховка – это прием нанесения тона штрихами острием карандаша. Их наносят движением руки справа-сверху, влево-вниз, следя за параллельностью штрихов.
К сожалению, дошкольники используют карандаши очень примитивно. Поэтому получаемые изображения не оставляют сильного эстетического впечатления. Чтобы этого не произошло, надо познакомить их с основными видами штриховки для использования в рисунке (небо, трава, горы и т.д.). Это: горизонтальная, вертикальная, наклонная, перекрестная, формообразующая штриховка (слайд) и научить, как надо штриховать – только в одном направлении, не выходить за контур фигуры, соблюдать параллельность линий. Для большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, короткой щетиной зеленой травы (слайд). Но трава может быть высокой, колышущейся на ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, мелом, пастелью, углем, сангиной относится к «сухой технике»(слайд).
Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.
К «мокрой технике» относится рисунок кистью в технике акварели, гуаши, туши.
В работе с детьми можно использовать сочетание разных материалов в одном рисунке. Например. комбинировать рисование цветными карандашами с фломастерами (хорошо взаимодействуют друг с другом: первые мягко закрывают плоскость, вторые придают изображению четкость) или цветные карандаши и восковые мелки ( в этой комбинации главную роль играет плотный материал –восковые мелки, а цветные карандаши выступают как дополнительная техника, позволяющая смягчить рисунок). (слайд ), Выразительно выглядят сюжетные рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с акварелью. Можно вначале нарисовать все мелками, а потом небо покрыть акварелью или наоборот, можно начать с акварели, а потом рисовать мелками (слайд). Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Рассмотрим особенности рисования кистью. Кисть – мягкая, рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается при работе карандашом. Работа кистью и краской позволяет получить пятно. Сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения. Что затрудняет формирование отчетливых кинестезических представлений о движении. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Техника рисования кистью отличается от техники рисования карандашом, поэтому необходимо учить детей правилам рисования и красками. (слайд)
Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми. При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается. Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей необходимо научить владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании дерева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно. А тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Воду во время работы по мере загрязнения надо менять.
В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп одного размера, лучше всего среднего размера с 10 по 14, для детей старших групп двух размеров - маленькие со 2 по 6 размер, большие с 12 по 16. (слайд)
Первые краски, с которыми знакомится малыш и учится рисовать - гуашь. Краска эта густая, поэтому перед рисованием ее нужно развести водой (должна быть похожа на жидкую сметану). Рисуют гуашью во всех группах. В 1 мл.гр. сначала дают одну краску, но на занятиях можно давать разного цвета. К концу года две краски. Во 2 мл.гр. 2-3 краски, а концу года их может быть 4-6. В средней группе 4-6 цвета краски. В старших группах 5-6 цветов, а недостающие цвета дети учатся смешивать на палитре.
В старшей группе нужно учить работать акварелью. Есть разные наборы акварели в коробках по 8-12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые кюветики, а не сухую. Необходимо сразу показать правильные приемы работы с акварелью. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую, не касаясь при этом ворсом кисти. В старшей группе в конце года можно показать прием рисования по сырому слою. Делается это так: перед рисованием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, но так, чтобы вода не текла с листа бумаги и не образовалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала можно дать простые задания, например «ткань кукле на платье» Дети наносят пятнышки, листочки, цветочки. Краска растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета. В подготовительной группе можно со второй половины года научить детей покрыванию большого пространства листа цветом способом размывки. Делается это так: в верхней части листа проводится полоса насыщенного цвета, а затем размывается смачиваемой в воде кистью быстрыми движениями к низу. При этом надо не забывать чаще смачивать кисть в воде и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов.
Сейчас вошли в практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как фломастеры, угольный карандаш, восковые и масляные мелки, сангина.
Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся не только с карандашами, но и с другими материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Овладение этими навыками способствует их умственному развитию.
На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. У детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними. Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника рисования детей дошкольного возраста
Рисование нетрадиционными способами,увлекательная деятельность,которая удивляет и восхищает детей любого возраста....
"Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста"
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне: рисуя окружающий мир, они изучают его. Задача педагога - научить детей использ...
Педсовет для педагогов по теме: "Нетрадиционная техника рисования детей дошкольного возраста".
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики. Дети с самого раннего возраста пытаются отабразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразит...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Обучение сюжетному рисованию детей дошкольного возраста
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. В сюжетном рисовании ва...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста»
Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования....