В гости к нам пришли Матрёшки
проект (младшая группа) по теме
Пробудить интерес детей к разнообразию русских традиций и художественных промыслов Подмосковья через знакомство детей с матрёшкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shorina_proekt_matryoshki.docx | 86.98 КБ |
prilozhenie_1_chhl.docx | 97.75 КБ |
prilozhenie_2_plan.docx | 29.99 КБ |
prilozhenie_3_zanyatiya.docx | 289.67 КБ |
prilozhenie_3_muz.igry_.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №73 Алёнушка»
Проект
в рамках региональной предметной недели
Художественные промыслы Подмосковья
«В гости к нам пришли Матрёшки»
Подготовила:
воспитатель Шорина Н.В.
2 младшая группа
г. Ногинск
2016
«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»
Е.Флерина.
Проблема: в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Цель проекта: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и художественных промыслов Подмосковья через знакомство детей с матрёшкой.
Задачи проекта:
Обучающие:
* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.
* Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
* Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.
* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
Развивающие:
* Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
* Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.
* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Воспитательные:
* Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
* Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.
* Воспитывать аккуратность в работе.
Актуальность: Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с матрёшкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение. Актуальностью проекта является развитие творческих способностей детей и приобщение их к русской культуре через знакомство с матрёшкой.
Участники: воспитатель группы, дети младшей группы, родители.
Тип проекта: творческий, краткосрочный (одна неделя: с 20.03 по 24.03.2017 г.)
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, подбор художественной литературы для чтения детям (приложение № 1), подбор материала для ЛЭПБУКА, изготовление дидактических игр, составление плана работы над проектом (приложение № 2)
Практический – реализация проекта (беседы, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, дидактические, с/р, музыкальные игры, ООД (приложение №3)
Итоговый –открытое занятие в рамках региональной недели Художественные промыслы Подмосковья «У Матрёшки в гостях» (приложение № 4),
Предполагаемый результат: Данный проект позволит зародить интерес детей младшего дошкольного возраста к народной игрушке, народно-прикладному искусству, освоить элементы росписи, привить уважение к истории России. Возникновение у детей интереса к русской культуре, интереса к творчеству. Приобщение детей к художественным промыслам Подмосковья. Родители станут активнее участвовать в жизни детского сада.
Продукты проектной деятельности: изготовления ЛЭПБУКА «Матрёшки» (приложение № 5), выставка творческих работ детей 2 младшей группы
Презентация проекта:
- открытое занятие «День рождения у Матрёшки»
- презентация ЛЭПБУКА «Матрёшки»
Работа по проекту с детьми:
1 этап. Организационный (подготовительный)
· Разработка паспорта проекта, конспектов к нему, бесед, игр (с целью социально – коммуникативного развития детей) и конспекта открытого занятия.
· Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания и иллюстраций.
· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
· Сбор материала для ЛЭПБУКА.
· Подбор материалов для продуктивной деятельности.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
· Проведение с детьми бесед, НОД по теме проекта.
· Организация дидактических, сюжетно-ролевых игр.
· Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме проекта).
. Выставка творческих работ детей.
· Слушание песен, разучивание танцев.
3 этап. Итоговый (результаты)
· Выставка творческих работ детей
· Презентация ЛЭПБУКА
· Открытое занятие для родителей и детей «У Матрёшки день рождения»
Работа по проекту с родителями:
Консультирование родителей по теме проекта.
В родительском уголке: консультации «Появление Матрёшки на Руси», «Игры с матрешкой»
Участие в создании атрибутов, материалов для ЛЭПБУКА.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Чтение художественной литературы
Владимир Приходько | |
|
Сказка о матрешках
Когда Любочка заснула, бабушка погасила свет и вышла из детской.
В углу комнаты на ковре, рядом с кукольным домиком, валялись разбросанные игрушки.
Обычно девочка перед сном расставляла их на полке. Сегодня с утра она играла с ними, а к вечеру вдруг начала чихать, и бабушка, померяв температуру, уложила ее в постель. Дала таблетку и почитала сказку. Крупные игрушки она аккуратно поставила на полку, но несколько мелких остались лежать там, где их оставила хозяйка. Уходя, бабушка оставила дверь приоткрытой, чтобы услышать, если внучка позовет ее ночью.
Как только погас свет, раздался шепот.
Это переговаривались матрешки. В семье их было пять сестер, и они привыкли ночевать все вместе, а сегодня, в первый раз, все они были врозь. Их звали в соответствии с их ростом – Самая большая, Большая, Средняя, Маленькая и Самая маленькая.
-А что будет, если девочка не выздоровеет? Мы так и останемся врозь? – спросила Большая, и на ее лице отразилась растерянность.
-Я этого не переживу, я всегда засыпаю спокойно, когда Любаша собирает нас всех вместе,- заплакала Самая маленькая и глупенькая матрешка.
-Подумаешь, какая слабонервная, чуть - что, сразу плакать,- Средняя матрешка была самая сердитая из всех сестер. Художник, когда раскрашивал ее лицо, забыл нарисовать на нем улыбку. И глаза у нее были сердитые, и сама она была сердита на весь белый свет из-за того, что платье у нее было не такое нарядное, как у других сестер, и платочек на голове какой-то невыразительный.
-По моему не стоит паниковать, - Самая большая - старшая сестра была и самой рассудительной, художник придал ее внешности строгий и решительный вид, что, вполне, соответствовало ее характеру,- завтра Любочка нас соберет всех вместе, и все будет хорошо.
В это время в комнату тихо проскользнул Любашин любимый персидский кот Барсик. Он было собрался улечься в ногах у спящей девочки, но увидел что-то интересное на полу.
Он крадучись прошелся по комнате. Глаза его хищно горели в темноте.
-Ой, я боюсь,- пропищала Маленькая матрешка. Она широко открыла нарисованные карие глаза, в которых отражался ужас, и крепко сжала кулачки.
Кот заинтересовался валяющимися матрешками и стал лапой катать их по полу.
-Он покарябает нам все бока,- возмущенно закричала Средняя.
-Он закатит меня под кровать, и я там умру от страха!- обмерла Самая маленькая и самая плаксивая сестренка.
-Я этого не допущу,- раздался из угла голос резинового петуха,- пусть только попробует Вас обидеть, я его так клюну!
В это время кот, кативший Среднюю сестренку по полу, наскочил прямо на петуха. Он бросил матрешку и вцепился когтями в его бок.
Коту не понравилась резиновая игрушка, и он снова переключился на матрешек.
-Видно придется прийти на помощь этим куклам,- стоящий на полке плюшевый медведь выждал момент, когда кот был прямо под ним, и свалился ему прямо на голову.
Кот взвизгнул. И бросился вон из комнаты.
-Ура, это победа, закричал Мишка, важно сидя на полу, -ничего не бойтесь, я Вас в обиду не дам.
-Ты нас назвал куклами, ты ,и правда, так думаешь?- Старшая сестра очень хотела бы быть куклой, иметь ручки и ножки, как у куклы Барби, которая важно сидела на полке и молча наблюдала за происходящим в комнате.
-А кто же вы такие? Конечно, куклы, хоть и деревянные.
-Ну, уж нет, деревяшки они пустые, а не куклы,- Барби решила не допустить, чтобы матрешек причислили к куклам, красивым и нарядным, с тонкими ручками и длинными ножками, тонкой талией и роскошными светлыми волосами, как у нее, - вот даже Любаша их забыла собрать. Кому они нужны в этом доме, не понимаю! Вот я - настоящая кукла. И она презрительно отвернулась.
Очень обиделись матрешки на такие слова.
Если бы Любаша не спала, она бы собрала их и поставила на полку, все вместе они чувствовали себя уверенно, ведь когда они собирались вместе, то были одним целым, а значит решительными, смелыми, красивыми. Но сейчас они были все врозь и поэтому беззащитны.
В комнату на цыпочках вошла Любочкина мама. Она потрогала дочкин лобик, поправила сбившееся одеяло и собрала оставшиеся на полу игрушки. Сложила матрешек и поставила на полку.
Когда мама вышла из комнаты, раздался голос Самой большой матрешки:
-Ой, как нам стыдно. Мы думали только о себе. А ведь Любочка заболела. Давайте дадим ей поспать, тогда завтра она проснется здоровой, и снова будет играть с нами.
И в комнате воцарилась тишина.
Сказка «Жили-были матрешки»
Жили-были на свете… Ребятки, а Вы любите загадки? Я уверена, что «Да». Так что, для Вас не составит труда отгадать мою загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Правильно! Конечно, Матрешка! Итак, жила-была Матрешка, да не одна, а целых СЕМЬ! Все они были кругленькие, друг на дружку похожие, мал мала меньше. Сделаны из стройной березки, просушенные на ласковом теплом солнышке, расписаны заботливыми руками мастеров. И имена у них были красивые, как на подбор: Маша, Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа и – самая маленькая – Нюрочка. Жили, не грустили, всегда вместе неразлучные сестренки. Порой встанут в хоровод, ручки друг другу протянут и запоют:
Мы — веселые матрешки .
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Весело вокруг становится, все радуются и в хоровод с матрешками становятся. Так бы и жили матрешки , не тужили, если бы не приключилась с ними такая история.
Однажды старшая матрешка Маша сказала: «Надоело мне с Вами вместе хороводы водить, нянчиться, гулять, слезы вытирать. Хочу быть сама себе хозяйкой».
Как ни старались сестренки-матрешки уговорить ее остаться, ничего не вышло, так и ушла Маша, помахав на прощанье красным платочком. Поплакали-погоревали девчушки, и остались вшестером: Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Снова водят хороводы, людей радуют, теперь Маняша за старшую. Но говорит однажды Маняша: «Посватался ко мне Ванька-Встанька, зовет к себе в теремок жить».
Опять упрашивали матрешки Маняшу остаться, но не согласилась она и ушла, махнув желтым платочком. Поплакали-погоревали матрешки , оставшись впятером: Глаша, Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Но делать нечего, хоть впятером, но все-таки вместе. Живут, не тужат, песни поют, хороводы водят. Приходит однажды Глаша и говорит сестренкам: «Не хочу больше с Вами хороводы водить, хочу сама учиться танцевать. Уезжаю в город становиться настоящей танцовщицей».
Сестренки ей в ответ: «Да ты что, Глашенька, а как же мы? Ты ж нам и за мать и за старшую сестрицу была». Но непреклонна Глаша, сказала, как отрезала, помахала зеленым платочком и скрылась из виду. Остались матрешки вчетвером: Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Снова хороводы водят, песни поют, правда, не так весело уже. Однажды и Таша говорит: «Сестрицы-матрешки, вместе нам хорошо, а порознь лучше. Хочу и я в город податься, на других посмотреть, себя показать. Авось выбьюсь в люди, певицей стану».
Уж и не отговаривали ее девчушки. Так ушла и Таша, взмахнув синеньким платочком. Вот и остались матрешки втроем: Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Грустно им, хороводы уж не водят, песни веселые не поют. Тут и Стеша с Наташей решили уйти, ума-разума набираться, в школу податься. Помахали на прощанье маленькой Нюрочке платочками разноцветными и пошли в путь-дорогу.
Осталась Нюрочка одна-одинешенька, страшно ей без сестер милых, грустно. Никто не защитит от напастей, не подставит плечо, песенку на ночь не споет, кашкой вкусной не накормит. Погоревала Нюрочка, но делать нечего, надо жить-поживать в одиночку учиться. Напекла однажды Нюрочка пирогов, наварила киселя, села за стол и затянула грустно песенку:
Мы — веселые матрешки .
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
А тут вдруг раздался стук в дверь – и на пороге появились ее сестренки. Бросились они к Нюрочке, обнялись все, расцеловались и решили больше никогда не расставаться. Вместе-то оно всегда веселее!
Как матрешки спасли принцессу
В одном царстве государстве жила принцесса. Она была такой красивой, что слух, про её красоту разнёсся по всему миру. Богатый падишах, который жил в Персии решил жениться на ней и послал гонца к королю. В случае отказа принцессы выйти за падишаха замуж он грозился объявить войну.
Принцесса очень опечалилась, что нужно покидать родной дом и любимого батюшку. И тогда в ответ, принцесса написала ему письмо: "Я согласна выйти за вас замуж, но при одном условии - я привезу вам игрушку и если вы 7 раз удивитесь, то отпустите меня с миром домой и не объявите войну с нашим государством".
Принцесса позвала мастера по игрушкам и приказала сделать матрёшку.
Через некоторое время принцесса прибыла в замок к падишаху. Она отдала ему матрёшку, сначала он совсем не удивился. А когда из большой матрёшки он достал другую матрёшку, он воскликнул: "Вах, вах!"
А потом достал ещё поменьше и потом ещё поменьше. И всё больше удивлялся, как это можно было сделать.
Принцесса сказала: "Вы удивились 7 раз и должны исполнить своё обещание".
Падишах с миром отпустил принцессу домой и никогда не объявлял войну, потому что понял, что на Руси живут умные и смелые люди.
С.Я.Маршак
«Восемь кукол деревянных»
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой
Седьмая,
А в седьмой
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Региональная предметная неделя
«В гости к нам пришли Матрёшки»
Дата | Интеграция образ. обл. | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | |
Понедельник 20.03.17 | ФР ПР С-К-Р | Утро. | Утренняя гимнастика Беседа «Знакомство с матрёшкой» познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку, выделять особенности ее внешнего вида, замечать яркость цветовых образов в народной игрушке. Пополнение предметно - пространственной среды в группе. | Предложить детям раскраски на тему «Матрешки» - поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев. |
РР ПР ФР ХР ПР С-К-Р | Занятия | 1. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (Н.В.Алёшина, стр. 72) Тема: «У Матрёшечки в гостях. Посуда» Задачи: учить детей находить сходство и различия в предметах, уметь группировать, объединять предметы по сходным существенным признакам в одно родовое понятие. Продолжать знакомить с родовым понятием «Посуда». Формировать представление о народной игрушке Матрешке. Учить рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатое, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке). Материал: Матрешка, посуда детская. 2. Музыка По плану музыкального руководителя. | ||
ПР РР С-К-Р ФР | Прогулка | Наблюдение: проталины – расширять представления детей о признаках весны, предложить найти на участке проталины, рассказать, что первые проталины появляются там, где сильнее нагревается земля и предметы (вокруг деревьев, близ домов, на пригорках) Народная п/и «У медведя во бору» - Цель: упражнять в беге, умении действовать в соответствии с текстом, проговаривать слова. Труд: наводим порядок на участке – организовать работу в бригадах, учит действовать согласованно, дружно, договариваться о совместной работе. | Хороводная игра «Мы матрешки» Цель: приобщать детей к выразительному исполнению не сложных хороводов. | |
ПР РР С-К-Р ФР | 2-ая половина дня | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Закаливающие процедуры Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки» Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи. Пальчиковая игра «Матрешки» Цель: развивать мелкую моторику рук. Подготовка материалов для ЛЭПБУКА «Матрешки» | С/р игра: «Чаепитие с матрёшкой» - формировать КГН, умение правильно вести себя за столом. | |
Работа с родителями Знакомство родителей с темой проекта «В гости к нам пришли Матрёшки» |
Дата | Интеграция образ. обл. | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | |
Вторник 21.03.17 | ФР ПР С-К-Р | Утро. | Утренняя гимнастика Беседа «Деревянная красавица» - Поговорить с детьми о материале, из которого делают матрёшку. Пляска «Матрешки» Цель: побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, ее характер и настроение; развивать пластику движений, музыкальный слух. | Дид/игра «Собери матрешку» Цель: развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет |
РР ПР ФР ХР ПР С-К-Р | Занятия | 1. Художественное творчество. Рисование (Т.С. Комарова, стр. 71) Тема «Сарафан для матрёшки» Задачи: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему. Материалы: шаблоны матрешек, краски гуашь 3 цветов, кисточки, банки с водой, салфетки. 2. Физическая культура | ||
ПР РР С-К-Р ФР | Прогулка | Наблюдение: снег в марте – обратить внимание детей на снег в марте (его стало мало, проступают черные проталины) и его свойства (снег рыхлый, грязный из-за растворившейся в нем почвы). Обогащать словарный запас детей. П/и «Мы веселые ребята» - учить детей соблюдать правила игры, действовать в соответствии с текстом. Воспитывать смелость, уверенность в себе. Труд: уборка игрушек после игр - учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели. | Хороводная игра «Кому бубен передать?». Дети стоят в кругу. Ведущий идет по кругу и бьет в бубен. Все произносят: Вот наш Митя идет, Митя бубен несет. Кому дать, кому дать, Кому бубен передать? Митя кланяется и передает бубен любому ребенку. Игра повторяется. | |
ПР РР С-К-Р ФР | 2-ая половина дня | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Закаливающие процедуры Чтение «Жили - были матрешки», Н.Стецюк «Сказка о матрешках» - приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы. Пластилинография «Ах красавица матрёшка» - продолжать формировать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук Изготовление ЛЭПБУКА «Матрешки» | Дид/игра «Расставь Матрешек по росту» Цель: учить классифицировать предметы по размеру. | |
Работа с родителями Предложить родителям принести матрешки для создания выставки. |
Дата | Интеграция образ. обл. | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | |
Среда 22.03.17 | ФР ПР С-К-Р | Утро. | Утренняя гимнастика Беседа «Почему Матрёшку назвали Мартёшкой» - рассказать детям о том, почему деревянную красавицу назвали «Матрёшка» Инсценировка «В гостях у Матрёны» – закрепить навыки сервировки стола, поведения за столом. | Дид/игра «В какой руке игрушка» Цель: формировать интерес к русской народной игрушке; развивать умение определять правую и левую руки |
РР ПР ФР ХР ПР С-К-Р | Занятия | 1. ФЭМП (И.А. Помораева, В.А. Позина, стр. 34) Тема: «Мы матрешек посчитаем» Задачи: продолжать знакомить детей с русской матрешкой; упражнять в сравнении количества предметов по величине и обозначить результаты сравнения словами; пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Матрешки, стульчики (на один больше количества детей). Раздаточный материал. Полоски-дорожки зеленого и желтого цветов разной длины, машины (по 2 для каждого ребенка). 2. Музыка По плану музыкального руководителя. | ||
ПР РР С-К-Р ФР | Прогулка | Наблюдение: ручейки и лужи – продолжать знакомить детей с изменениями в природе, связанными с приходом весны, с потеплением. Отметить появление луж и ручейков, выяснить, куда бегут ручейки. П/и «Ловишки». Цель: упражнять в беге, ориентировке в пространстве, ловкости. Труд: уборка на участке – поддерживать стремление детей наводить порядок, формировать соответствующие трудовые навыки. воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело. | Хороводная игра «Кому бубен передать?» - закрепление правил игры, развитие активного словаря, развивать умение действовать в соответствии с текстом. | |
ПР РР С-К-Р ФР | 2-ая половина дня | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Закаливающие процедуры Чтение Т.Лисенкова «Поглядите поскорее!» - продолжать формировать умение внимательно слушать произведения, побуждать повторять некоторые строчки. Настольный театр, театр на фланелеграфе «Матрешки». Цель: учить детей проговаривать знакомые потешки, закреплять знания о цветах и оттенках, привлекать малышей к игровым действиям. | Конструирование «Дома для матрёшек» Цель: упражнять в умении ставить кирпичики на узкую длинную сторону на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы | |
Работа с родителями Консультация для родителей «Игры с матрешкой» |
Дата | Интеграция образ. обл. | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | |
Четверг 23.03.17 | ФР ПР С-К-Р | Утро. | Утренняя гимнастика Просмотр презентации для детей «История матрешки» - закрепление знакомства детей с русской народной игрушкой, актуализация знаний об особенностях внешнего вида. | Дид/игра «Подбери домик для матрёшки» - продолжать учить соотносить размер и цвет. |
РР ПР ФР ХР ПР С-К-Р | Занятия | 1. Развитие речи (В.В. Гербова, стр. 68) Тема: Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») Задачи: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов). 2. Физическая культура | ||
ПР РР С-К-Р ФР | Прогулка | Наблюдение: за ветками тополя – предложить детям отметить изменения, которые произошли с ветками, отметить появление почек. Учить предавать результаты наблюдения в речи. П/и «По ровненькой дорожке» - упражнять детей в выполнении прыжков на двух ногах. Развивать внимание, мышцы ног, спины. Труд: убираем игрушки на место – поддерживать стремление детей наводить порядок, воспитывать трудолюбие. | Игры – забавы с вертушками – повышать двигательную активность детей, обогащать двигательный опыт. Обеспечить профилактику нервного перенапряжения, повысить настроение. | |
ПР РР С-К-Р ФР | 2-ая половина дня | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Закаливающие процедуры Чтение С. Маршак «Восемь кукол деревянных» - познакомить со стихотворением. Слушание песни «Русские матрёшечки» - развитие музыкального слуха, воспитывать интерес к выполнению танцевальных движений | Самостоятельные игры с матрёшками – продолжать развивать инициативу, интерес к русской народной игрушке. | |
Работа с родителями Консультация «Появление Матрёшки на Руси» |
Дата | Интеграция образ. обл. | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | |
Пятница 24.03.17 | ФР ПР С-К-Р | Утро. | Утренняя гимнастика Составление описательного рассказа, беседа на тему: «Моя любимая игрушка» - учить детей называть любимые игрушки, составлять небольшие рассказы о них. Определить предпочтения детей, воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Дидактическая игра «Больше – меньше» Цель: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше - меньше, одинаковые), воспитывать внимание. |
РР ПР ФР ХР ПР С-К-Р | Занятия | 1. Художественное творчество. Аппликация. Тема: «У Матрёшки в гостях»» Задачи: воспитательные: • закреплять правила поведения при встрече; • воспитывать внимательное отношение к взрослому человеку; • воспитывать аккуратность; обучающие: • познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешкой; • учить различать матрешек по размеру; • активизировать словарь; • закрепить навыки наклеивания; • учить ориентироваться на листе бумаги; развивающие: • развивать внимание, память, творческую активность; • развивать мелкую моторику пальцев рук; Материалы: матрёшки, бумажные силуэты матрёшек с не раскрашенными фартуками, корзинка с угощением, цветы и листья для украшения, клей, кисточки, салфетки. 2. Физическая культура | ||
ПР РР С-К-Р ФР | Прогулка | Наблюдение: за погодой – предложить детям охарактеризовать состояние погоды, обратить внимание на то, как много вокруг света. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с признаками наступления весны. Хороводная п/и «Ходит Ваня» - стимулировать самостоятельное выполнение детьми движений. Приобщать к культуре русского народа. Труд: уборка в павильоне - учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели. | Свободное рисование мелками на асфальте- развивать фантазию, формировать интерес к художественному творчеству. Способствовать профилактике нервного перенапряжения, эмоциональной разрядке. | |
ПР РР С-К-Р ФР | 2-ая половина дня | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Закаливающие процедуры Чтение «Как матрешки спасли принцессу» - развивать умение слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы. Знакомство детей с ЛЭПБУКОМ «Матрешки» | Игра с двумя, тремя матрешками «Матрешка, ты где?» Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу. | |
Работа с родителями Выставка творческих работ детей, презентация ЛЭПБУКА |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Ознакомление с окружающим
Тема: «Знакомство с русской матрешкой. Посуда.»
Программное содержание:
- познакомить детей с этапами изготовления матрёшки, как народного промысла;
- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
- учить называть свойства и качество предметов.
- формировать грамматически правильную речь;
- учить детей составлять описательный рассказ;
- обогатить словарь детей.
- воспитывать патриотические чувства;
- развивать эстетический вкус.
Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, посуда.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для маленькой - темница.
(Матрешка.)
Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке.
Матрёшку сделать непросто. Сначала из дерева (липы или берёзы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и лишь потом их размеры становятся всё больше. А художник весёлыми красками расписывает матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что её скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй. Матрёшек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше. Но матрёшки - это не всегда девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с вас. И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире и нам эта игрушка тоже нравится.
Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.
Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)
А хотите поиграть с матрёшкой? (Да)
Воспитатель: Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости? (Нет)
Воспитатель: А почему вы так думаете? (Матрёшек всегда много)
Воспитатель: Давайте познакомимся с подружками. (Выставляю матрёшек)
Воспитатель: Вот как их много. Давайте посчитаем. Иди Алина (один, два, три, четыре, пять, – всего пять)
Воспитатель: Дети, а матрёшки одинаковые? (Нет)
Воспитатель: Они разные по высоте. Кирилл, иди покажи, какие они? (Самая высокая, ниже, ещё ниже, ещё ниже, самая низкая)
Воспитатель: Дети, матрёшки пришли к нам в гости. А что мы должны сделать, когда к нам приходят гости? (Угостить гостей)
Караваем всех встречаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Воспитатель: Давайте угостим наших матрёшек чаем из самовара. Дети, а одинаковую ли посуду мы должны им поставить? (Нет)
Воспитатель: А почему? (Матрёшки разного роста и посуда должна быть разная)
Воспитатель: Как бы ты разложил посуду для всех матрёшек? (По величине)
Воспитатель: Правильно ли Саша разложил посуду? (Да)
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Потому что он её разложил по величине)
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнём!
Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?
Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.
Упражнения под музыку «Матрешки».
Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.
Художественное творчество. Рисование.
Тема: «Украсим сарафаны матрёшкам».
Программные содержание.
- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- закрепить умение работать с кистью и красками.
- продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской матрёшкой;
- развивать сенсорные навыки.
- Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Материал: силуэты матрёшек, краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, иллюстрация с изображением матрёшки, кисточки.
Словарная работа: сарафан, косынка, нарядная, расписная, красивая.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.
Воспитатель: А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: Вот так ребята родилась матрёшка. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек
Воспитатель: Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
Воспитатель: Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Воспитатель: Сколько кукол?
Дети: Кукол пять.
Воспитатель: Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшек. Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (дети садятся за столы)
Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка. Что у неё на голове? (косынка)
Воспитатель: На туловище? (сарафан)
Воспитатель: Чем украшен сарафан? (цветами)
Воспитатель: Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
Воспитатель: У каждого из вас есть ватные палочки и кисточки. Палочками мы будем расписывать косынку матрёшки, а кисточками рисовать цветочки и листья. Сначала украсим платочек, макаем палочку в краску и рисуем ею точки. А потом распишем сарафан цветочками и листьями (показ воспитателя, самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера. Давайте поставим их на выставку и полюбуемся ими.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Кукольный театр «Матрешка и Капризка»
Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с нашими гостями. Это пес Барбос, кот Мурзик и Матрёшка. Ой, а Матрёшка плачет.
Показ кукольного театра «Капризка»
Матрешка (выходит и останавливается в центре, капризничает, закрывает лицо руками):
Не хочу я руки мыть!
Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Барбос и Мурзик в стороне, смотрят на Матрешку и тихо переговариваются между собой.
Барбос: Что случилось с нашей Матрешкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!
Мурзик: Поговорим, утешим! (Подходят)
Барбос: Матрешка, пойдем, погуляем! Смотри, какая хорошая погода!
Матрешка: А я хочу плохую. Пусть идет дождь! (Плачет)
Мурзик: Тогда ты промокнешь.
Матрешка: Хочу промокнуть! (Плачет)
Барбос: Может быть, ты хочешь есть? А принесу тебе...
Матрешка (перебивает): Ничего я не хочу. Ни котлеты, ни конфеты. Ни чаю, ни молока, ни какао. (Плачет.)
Мурзик: И мороженого не хочешь? Сливочного... шоколадного... клубничного...брусничного?
Матрешка: Ни мороженого, ни пирожного! (Плачет)
Барбос: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?
Матрешка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо. (Плачет)
Мурзик: А почему же ты плачешь и кричишь?
Матрешка: Почему я все кричу? Вам какое дело? Ничего не хочу. Все мне надоело! (Плачет)
Барбос: Может быть, ты больна? Скажи: а-а-а!
Матрешка: Бээ-э!
Мурзик: Дыши!
Матрешка: Сами дышите!
Барбос: Сейчас мы тебя выслушаем. (Прижимаются ухом к Матрешке с разных сторон)
Мурзик: Ага!
Барбос: Ого!
Матрешка: Что «ага» и что «ого»?
Барбос: Определенно!
Мурзик: Это самое!
Матрешка: Что вы говорите?
Барбос и Мурзик отходят от Матрешки и шепчутся.
Барбос: Хорошо! Так и быть, скажем тебе по секрету.
Мурзик: Только никому не говори.
Матрешка: Никому не скажу. Но что?
Барбос: Ты проглотила Капризку!
Мурзик: Она летала тут и залетела тебе в рот, когда ты плакала.
Матрешка (смотрит на Барбоса и Мурзика): Я проглотила Капризку? А какая она?
Барбос: Она сердитая, не умытая, и очень страшная!
Мурзик: Бука, злюка, Любит скуку. Она в тебя залезла теперь!
Барбос (указывает на живот, потом на спину Матрешки): Тут она! Тут она! Рядом, близко! И зовется она — Капризка.
Мурзик: Она залезла в тебя, и ты стала сама Капризной!
Матрешка: Не хочу быть Капризной!
Барбос: Тогда скажи весело и громко: «Я не хочу быть Капризной и не буду больше капризничать. Капризка, уходи вон!»
Матрешка: Не хочу быть Капризной! Капризка, уходи вон!
Барбос и Мурзик: Вылетела! Вон, вон, полетела Капризка! Гоните её! (Бегут и машут лапами)
Матрешка: А куда же она полетела теперь?
Барбос: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут и капризничают. Залетит она к ним в рот, и они станут Капризками!
Матрешка: Я больше не буду плакать и открывать рот.
Все (вместе): Лучше съешьте вы ириску
Или сладких сухарей,
А Капризку, а Капризку
Прочь гоните поскорей!
Воспитатель: И перестала Матрёшка быть капризной.
Игра с двумя, тремя матрешками «Матрешка, ты где?»
Цель: формировать умение, затормозить свое действие или же наоборот, начать действие по речевому сигналу.
Дети сидят на стульях, составленных в полукруг. Воспитатель показывает матрешку, просит детей положить руки за спину и ждать. Мерным шагом обходить вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:
Хожу, брожу, матрешку в руках держу
Разберу пополам, деткам в ручки дам
Незаметно вкладывает по половинке матрешке в руки детям и шепчет:
-Ты тихонечко сиди, ничего не говори
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг говорит:
-Матрешка, ты где? Покажись!
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выходят и соединяют обе половинки и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Музыкальная матрёшка»
(Все участники праздника встают в круг. Под музыку они передают большую матрёшку. По окончании музыки, тот у кого в руках осталась матрёшка, выполняет движения, соответственно приведённым ниже строчкам)
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрешку в руки взял,
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрешку в руки взял,
Тот красиво приседал!
У кого в руках матрёшка,
Помяукай нам как кошка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доминантное музыкальное занятие по движению для детей младшей группы "В гости к нам пришли матрёшки"
Задачей занятия является:-развитие музыкально-ритмических навыков детей, умения детей ориентироваться в пространстве и владеть предметами;- тренировка детей в исполнении плясовых движений и восп...
"В гости к нам пришли матрёшки"
К нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?-Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз.(Воспитатель звенит...
Конспект интегрированной ОД "В гости к нам пришла матрёшка"
Конспект интегрированной ОД...
"В гости к нам пришла матрёшка"
Совместная интегрированная НОД с родителями и детьми II младшей группы с нарушением зрения....
В гости к нам пришла матрёшка
Сценарий праздника , посвященного 8 марта во второй младшей группе...
В гости к нам пришла матрёшка
Сценарий праздника , посвященного 8 марта во второй младшей группе...
"В гости к нам пришли матрёшки"
Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей по "Художественно-эстетическому развитию".Цель: 1. Продолжать знакоми...