Поддержка инициативы у дошкольников в изобразительной деятельности.
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Жижина Ирина Владимировна

поддержка инициативы дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл initsiativ.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 г, одним из принципов ДО является принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности, а так же условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через:                                                                                      --создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;                                                                                        -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;                                                                                                                       -не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, исследовательской, познавательной) .                                                    Слайд №2

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день. Несмотря на то, что дети у нас раннего возраста, маленькие, многое у них ещё не получается и они очень любят рисовать, с интересом и большим желанием часто в свободной деятельности просят предоставить им такую возможность.                                                                                           Слайд №3

 Мы стараемся поощрять эту инициативу, помогаем организовать рабочее место: навести краски и использовать гуашь.1Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение группы нужным оборудованием. Все средства и материалы для изодеятельности находятся в легко доступном месте.             Слайд №4                                       Мелкая моторика руки детей ещё не совсем развита, тренируем конечно, поэтому красками проще и легче создать что-то знакомое, близкое. Особенно когда мы используем  -традиционные способы рисования. Слайд №5;                                        -нетрадиционные способы рисования: пальчиками, ладошками, тычками, штампами, ватными палочками и др.                                                   Слайд №6;                                        

В свободной деятельности  закрепляем ранее полученные знания и умения во время НОД. Для детей  важен   не только конечный результат, но и сам процесс рисования, им интересно как растворяется в воде гуашь, как набирается краска на кисть, как кисточка оставляет свой след на бумаге и т.д.                                                               1111Первоначальные ростки творчества появляются у детей на НОД (непрерывно-образовательной деятельности), если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие». В своей работе мы используем парциальную авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования.                      Слайд №7;                                         Задачи программы «Цветные ладошки» создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. А также используем традиционные способы изображения Комаровой Т.С.

 С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают изодеятельность, как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

   С детьми младшего возраста мы начинали свою работу с рисования пальчиками и ладошками.                                                                Слайд № 8. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием начинают пальчиками исследовать новый для себя материал – гуашь, создают красочные работы.  Начинает развиваться воображение детей.

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей).   Одни из первых наших работ рисование пальчиками были «Цветочки летом», «Разноцветная осень», «Снег идёт».

Рисование ладошкой вызывает не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Слоник летом»,  «Птичка плавает».                                                                 Слайд № 9. Обычные «отпечатанные» ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и другое.           Познакомили с самой простой техникой: рисование ватными палочками, печать штампами из картофеля. Таким образом, создаются целые картины. Нетрадиционные техники предоставляют возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, даёт больше шансов для самовыражения, и развивают мелкую моторику, воображение, память, это способы создания нового, оригинального .

     Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

     Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное  значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование пальчиком возможно на песке, манке, одни из первых наших работ рисование пальчиком на манке «Солнце улыбается»Слайд№ 10.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок.                               

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Дождь»                                  Слайд № 10.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.  

 В свободной деятельности дети чаще всего используют смешанную технику рисования.                                                                           Слайд № 11.                              

Рисование ватными палочками                                                     Слайд № 12.                              

Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Нетрадиционный способ рисования: печать штампами картофеля, моркови  детям очень любопытно и интересно создавать новую картину                                               Слайд № 13.

Таким образом, поддержка детской инициативы в изобразительной деятельности способствует формированию социально – нормативной возрастной характеристики в разных видах деятельности, который во и ФГОС ДО представлен как целевой ориентир.                                 Слайд № 14.

А правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив.                                                                                            Слайд № 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инициативы у дошкольников через изобразительную деятельность

Статья на тему: "Развитие инициативы у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность". Самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей ...

Проектная деятельность как средство поддержки инициативы к дошкольников в процессе преодоления ОНР.

В работе обозначена роль технологии проектирования в поддержке коммуникативной, двигательной, творческой. познавательной инициатив и инициативы как волевое усилие у воспитанников группы ТНР....

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"...

«Развитие творческой инициативы дошкольников средствами изобразительной деятельности (лепки)»

обобщить и систематизировать знания педагогов по изобразительной деятельности (лепке), как средство развития творческих способностей детей....

Поддержка инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...

«ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. В статье раскрыты различные ...