Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»
презентация к уроку по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Гитьятулина Юлия Ивановна

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №261» городского округа Самара

443065  г. Самара, ул. Фасадная, дом № 21-а,  тел.  (846) 330-07-41

Конспект мастер-класса

 для педагогов ДОУ по теме:

«Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»

                                   

Автор:

Гитьятулина Юлия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара

                                                 

                                                 

                                                       

Самара, 2018г.

Тема: «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»

Целевая аудитория: педагоги дошкольных  образовательных учреждений

Цель мастер – класса:

 приобретение педагогами практического опыта  в прикладном цветообразовании посредством смешивания цветов гуашевой краски.  

Задачи мастер – класса:

- уточнить для педагогов понятия : основные и производные цвета в спектре;

- Передать педагогам через практический эксперимент с гуашевыми красками свой опыт в том, как подобрать те оттенки желтого, красного, синего цветов, чтобы они подошли на роль основных цветов в палитре для дальнейшей работы с дошкольниками на занятиях по цветообразованию ;

- создать условия для самоанализа педагогами результатов практической работы по смешиванию оттенков цветов краски;

- подвести педагогов к выводу о необходимости овладения ими способов получения производных цветов краски путем смешивания основных.

 Оборудование и материалы:

  • Мультимедийная презентация «Развитие у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок»
  • Материал для проведения мастер-класса (мольберты с магнитами , столы, гуашь 6  цветов, силуэты бабочек для монотипии,  образец и полузаготовка  рисунка радуги, кисти, салфетки, вода в стаканах, авторское дидактическое пособие «Птичьи гнёзда»).

Планируемый результат:

  • информирование педагогического сообщества в области прикладного цветообразования  
  • приобретения практического опыта педагогами  в прикладном цветообразовании. 

Продолжительность: 15 минут.

 Мастер-класс  для педагогов  включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную - рефлексивную.

Ход мастер-класса

(теоретическая и организационная части – 5 минут)

Теоретическая часть

1 СЛАЙД

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия Ивановна  Гитьятулина. Я – воспитатель. И представляю вам свой опыт в работе по развитию у старших дошкольников цветовосприятия посредством смешивания цветов красок.

2 СЛАЙД

Цель моего мастер-класса в том, чтобы вы приобрели практический опыт в прикладном цветообразования посредством смешивания цветов  гуашевой краски.

А задачи: - уточнить для вас понятия: основные и производные цвета в цветовом спектре; продемонстрировать, как самостоятельно можно произвести  поиск  желтого, синего и красного оттенка гуаши на роль 3 основных цветов для дальнейшей работы с дошкольниками  по цветовосприятию. А для этого предложить вам поучаствовать в практическом эксперименте и совместно сделать выводы из его результата.

3 СЛАЙД

Наш пронизанный светом мир мы видим многоцветным. Но если бы не определенные свойства глаз, нам бы он виделся черно-серым. Вот ведь свойства!

          От сюда и наука!

Наука, изучающая восприятие и различение человеческим глазом цветов называется цветоведение.

4 СЛАЙД

Световой спектр - цвета чистые!   Материальный мир    (в частности художественные краски) - цвета отражённые и не обладающие подобной чистотой.

5 СЛАЙД

В работе я столкнулась с проблемой: дети не привыкли различать и называть оттенки цветов, а привычно обобщают под каким - либо 1 названием. (Пример – звезда в шоке). Не привыкнув различать и называть оттенки, следовательно и даже  не представляют, что можно работать с палитрой, где смешивая одни цвета красок получат другие. Даже знакомые!

Да…Цветовой спектр – система. По определению есть 3 основных цвета спектра, которые нельзя получить, смешивая другие цвета. Они у вас на слуху. Какие же? (красный, синий, желтый.) Верно. А остальные уже их производные.  Они получаются при смешивании в разных пропорциях 2 основных цветов.

Организационная  часть

6 СЛАЙД

Я это знала. Но однажды, неожиданно столкнулась с проблемой из-за различия оттенков основных цветов предлагаемых в красках гуаши.

Мне нужно было нарисовать семицветную радугу: КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТО-ВЫЙ – знаем мы с вами наизусть. Радуга - оптическое чудо в природе. Являет собой световой последовательный спектр цветов, который можно даже замкнуть в круг.

 (Демонстрирую на мольберте  полузаготовку рисунка радуги. Под

ним лист для демонстрации смешивания цветов краски).

7 СЛАЙД 

У меня был неполный набор красок гуаши.

Отсутствовали зеленый и фиолетовый цвета. Но зато находилось по 2  разных оттенка основных цветов, которые я собралась смешать попарно и получить красивые производные цвета.

Видите? Оттенки желтого, красного, синего – отличаются друг от друга? (Да.)

Я  предлагаю вам поэкспериментировать: и самостоятельно, и со мной. Задача в обоих случаях одна: разными способами выявить тот 1 оттенок красного, желтого и синего цвета, который  может быть принят нами за единственно возможный в тройке основных цветов в гуаши. И смешивая попарно лишь их, мы сможем воспроизвести всю замкнутую последовательность основных и их производных цветов в спектре – и например, нарисовать уже лишь ими тремя всю семицветную радугу.

(Демонстрирую для наглядности образец радуги нарисованной 3 цветами краски.)

Практическая часть

8 СЛАЙД

Прошу поучаствовать 3 человек. Выходите и прикрепите себе бэйджики с парами основных цветов : красный-синий, синий-желтый, желтый- красный. 

(Демонстрирую на мольберте 3 бабочек окрашенных в разные цвета)

Перед вами  3 образца бабочек  выполненных в одной технике- монотипии (отпечатка), но разных по цветности : 1 – синие и желтые оттенки, 2 – желтые и красные оттенки, 3 – красные и синие оттенки.)

 Прочитайте общее задание. Следуйте инструкции. А в конце работы назовите нам названия 3 цветов гуашевой краски, написанных на крышечках, которые можно принять за основные цвета  и использовать для смешивания при получении красивых производных цветов на занятиях с дошкольниками.

Письменное задание прилагается ниже.

Ну а вам, коллеги, я продемонстрирую свои изыскания.

( На закрепленном на мольберте листе - заготовке палитры с пятнами красок, я кистью смешиваю попарно цвета, получаю производные оттенки и способом исключения, вместе с аудиторией, определяю на роль основных цветов в гуаши  желтую светлую, рубиновую и голубую темную.)

Благодарю за сотрудничество аудиторию.

Прошу группу наших исследователей продемонстрировать бабочек и  озвучить результат их поиска основных цветов в гуаши.

9 СЛАЙД

Результат совпадает. В гуаши это -  желтая светлая, рубиновая и голубая темная краски. 

Благодарю вас за плодотворное исследование.

10 СЛАЙД

Как вы думаете, а с акварельными красками можно провести подобное предварительное исследование?  ( Да. Лишь названия красок поменяются ).

11 СЛАЙД

Из-за разницы в названиях я детям предлагаю определять основные цвета как малиновый, желтый и синий.

12 СЛАЙД 

     Итог всей моей деятельности – Долгосрочный проект «Радужный мир» для детей старшего д.воз. в КОТОРЫЙ ОНИ ВОВЛЕКЛИСЬ С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ПЕРВООТКРЫВА-ТЕЛЕЙ. Ведь они стали творить как сама природа! (Перечисляю компоненты проекта.

13 СЛАЙД

Демонстрирую авторское дидактическое пособие «Птичьи гнёзда» ).

14 СЛАЙД

Фото с открытого занятия.

Заключительно – рефлексивная часть

Хочу поблагодарить вас за внимание и участие в эксперименте..

Может ли мой опыт и его результаты оказаться вами полезными в планировании работы со старшими дошкольниками по цветообразованию?

Рада была поделиться с вами, коллеги, своими знаниями.

задание.

1. Выберите, ориентируясь на цвета бэйджика, одну из 3 бабочек для образца.

2. Раскрасьте новых бабочек в такие же цвета способом монотипии (отпечатка). Сначала покрыв 1 половину бабочки густыми, сочными пятнами краски, смешивая за 1 раз лишь 2 из 4 оттенков заданных цветов, но меняя комбинации в парах. Старайтесь в большое более светлое цветовое пятно постепенно вводить более темный цвет, наблюдая проявление одного за другим производных цветов.

3. Затем сложить пополам и прогладить ладонями для хорошего отпечатка.

 4. Совместно обсудив результаты соединения цветов краски на ваших бабочках озвучить нам названия трех оттенков цветов, которые оптимально подходят на роль основных в гуаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

«Мастер – класс» (Для педагогов дошкольных учреждений) Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Повышение профессиональной компетентности педагогов . посредсвом применения простых  и эффективных технологий, форм , методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников»

laquo;Интеллект-карты» в познавательном развитии у старших дошкольников». Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваю...

Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,   с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышлен...