В Стране осетинских узоров
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

В Стране осетинских узоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_osetinskih_uzorov.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51

Конспект НОД по реализации национального компонента

«В стране осетинских узоров»

(старшая группа)

Авторский состав:

        воспитатели I квалификационной категории

                        Гурчиани А.В., Симонова Л.В.

        

г. Владикавказ, март 2018г.

Конспект НОД по реализации национального компонента

«В стране осетинских узоров» (старшая группа)

Авторский состав: воспитатели I квалификационной категории

МБДОУ детский сад №51 г.Владикавказа

Гурчиани А.В., Симонова Л.В.

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Познакомить детей с историей, традициями осетинского народа, с его прошлым.

Расширять представление детей об особенностях культуры, быта осетинского народа.

Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения осетинских узоров.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Познакомить детей с орнаментальными образами – символами растений, геометрических фигур животных, через осетинское декоративно – прикладное искусство.

Учить детей созданию художественно – выразительных образов: растений, животных геометрических фигур на основе элементов осетинского декоративно – прикладного искусства.

Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании осетинских узоров.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;

Учить отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.

 Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание осетинской вышивки.

Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству осетинского народа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Осетинский народный орнамент», кукла в национальном костюме, бумажный шаблон осетинского платья, фломастеры, карандаши, краски по выбору детей.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, просмотр презентации, альбомов с предметами осетинского народного декоративно – прикладного искусства.

Чтение сказок, мифов и легенд из осетинского устного народного творчества.

Использование осетинских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

1.Художественное слово (разыгрывание музыкальное сопровождение – осетинская мелодия); сюрпризный момент;

2.Беседа и рассматривание куклы в осетинском национальном костюме;

3.Физкультминутка;

4.Ситуация «Творческая мастерская»;

5.Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя;

6.Совместный анализ детских работ;

7.Составление выставки осетинских узоров.

Ход НОД:

Воспитатель вместе с детьми под осетинскую мелодию заходит в группу и встает в круг.

Стук в дверь, приходит кукла Фатима в осетинском национальном костюме.

1.Художественное слово.

Фатима: Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день, но для начала я вам предлагаю пожелать друг другу хорошего настроения:

(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).

Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.

Я желаю, чтобы глаза все видели.

Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.

Я желаю, чтобы рот говорил красиво.

Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.

Я желаю, чтобы тело было здоровым.

Я желаю всем счастья!

2.Беседа и рассматривание осетинского национального костюма и узоров на нем.

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, в какой костюм одета наша кукла Фатима? Как вы думаете, как называется ее наряд? (осетинский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про ее красивый осетинский наряд. Посмотрите, что надето на ней? (пояс платье, шапочка, чувяки). Ее шапочка называется по-осетински - худ, белое платье – кьаба, пояс - рон, чувяки - дзабырта.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость осетинского народа. Ею занималась буквально каждая осетинская женщина, девушка.

Вся ее одежда вышита осетинскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых духов. В осетинском орнаменте в основном используют изображения растений, животных и геометрических фигур.

Красивый узор на одежде называется орнамент. Осетинский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. В цветовой гамме осетинского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый зеленый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки осетин в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни.

3. Физкультминутка.

Иу, дыууа, арта, цыппар.

Равдздар у, да бынат ар

Кыахта иума, кьухта сдар.

Ама фандыр равду арцагьд

Гыццыл сабитан амдзагьд.

4.Ситуация «Творческая мастерская».

Воспитатель: Ребята, давайте покажем кукле Фатиме какие мы талантливые и необычные художники. Сейчас я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где будем украшать платья осетинским орнаментом. Для этого я предлагаю вам подойти к столу, и занять свои места. На столах лежат акварельные краски, карандаши, фломастеры. Подумайте, каким цветом, вы нарисуете свой осетинский узор и можете приступить к работе.

5.Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

6.Совместный анализ детских работ.

Воспитатель: Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).

7.Составление выставки.

Воспитатель: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы, наша гостья очень довольна. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите, пожалуйста, свои работы отнесите их на выставку сушиться. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка у нас получилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Осетинского языка

День Осетинского языка...

Конспект развлечения в старшей группе "Мады бон"(на осетинском языке)

Конспект развлечения в старшей группе "Мады бон"(на осетинском языке)...

Речевое развитие + осетинский язык в старшей группе ТЕМА: «Дом» - Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку

Конспект занятия  по речевому развитию с элементами обучения роднму языку в старшей группе...

Речевое развитие + осетинский язык ТЕМА: «Дом» - Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку

Речевое развитие + осетинский языкТЕМА: «Дом» -  Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку...

Конспект занятия в средней группе «В стране чувашских узоров"

Цель занятия: познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым; расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Познакомить...

В стране чувашских узоров.

Данное образовательное событие познакомит детей с историей , традициями чувашского народа, с его прошлым. Расширяет представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Познакомит со ...