Программа "Нетрадиционные техники рисования"
рабочая программа по рисованию на тему
Дополнительная образовательная программа по обучению нетрадиционным техникам рисования детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_netradits_ddt.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Сосногорска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Направленность:
художественная
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ракевич Зинаида Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Сосногорск
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФормирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Для детей привычны и знакомы следы, оставленные карандашами, фломастерами или кистью. Использование же в процессе рисования пальчиков и ладошек, песка и опилок, воска и гуаши, штампов и смятой бумаги удивляет и восхищает детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нестандартное рисование широко раскрывает творческие возможности детей, формирует устойчивый интерес к занятиям.
В предлагаемых занятиях изобразительная деятельность детей интегрируется с другими, различными видами деятельности: игровой, познавательной, двигательной, конструктивной. Данная программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Развитие творческих способностей и познавательного интереса к нетрадиционному рисованию, искусству рисунка в целом.
Задачи:
В воспитании:
формирование интереса к творческим занятиям, повышение общего культурного уровня, приобретение начальных трудовых навыков.
В обучении:
приобщение к нетрадиционному, творческому подходу в создании рисунка, знакомство с нетрадиционными технологиями рисования.
В развитии:
развитие эстетических чувств, общих художественных навыков, мелкой моторики, нестандартных изобразительных умений и творческих способностей.
Характеристика программы
Вид – модифицированная
Направленность – художественная
По цели обучения – познавательная, развивающая творческие способности
По возрасту – одновозрастная
Организационно-педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 1 год.
Возраст детей – 4-5 лет.
Списочный состав объединения составляет: оптимальную наполняемость – 15 человек, допустимую – 12 человек, а также в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14
Прием и отчисление обучающихся в объединение производится в соответствии с Уставом учреждения.
Сроки реализации программы
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество недель | Всего часов |
1 | 2 | 34 | 68 |
Режим занятий
Год обучения | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю |
1 | 1 | 2 | 2 |
По окончании обучения учащиеся:
имеют конкретные представления о девяти нетрадиционных техниках рисования, могут рассказать о них и умеют применять самостоятельно в творческой деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа составлена на основе монотехнологии «Обучение нетрадиционным техникам рисования». Согласно принципу интегративности современного образовательного процесса, в неё включены:
- личностно-ориентированные технологии, в том числе сотрудничества и сотворчества;
- развивающие технологии (ИКТ, частично-поисковая и опытно-исследовательская деятельность, игровые технологии, элементы ТРИЗ, алгоритмизация);
- технологии здоровьесбережения.
В содержании программы элементы современных педагогических технологий обозначены жирным шрифтом, в скобках.
Формы и методы занятий.
- Беседы (ознакомительные, развивающие, обобщающие).
- Рассказывание, чтение и сочинение сказок.
- Игры (дидактические, коммуникативные, подвижные, творческие, музыкальные).
- Практическое рисование, упражнение.
- Наблюдение.
- Рассматривание картин, иллюстраций, художественных альбомов, фотоальбомов.
- Просмотр учебных видеороликов, мультфильмов.
- Мастер-класс.
- Чтение и разучивание стихов.
- Тематические физкультурные паузы, пение, пальчиковые гимнастики.
- Учебная презентация, видеоролик.
- Сравнительный анализ, поисковая и опытно-исследовательская деятельность.
Дидактический и демонстрационный материал.
1. Презентация «Нетрадиционные техники рисования». Автор-составитель: Ракевич З.Ю. III место в республиканском конкурсе «Моя презентация».
2. Материалы методического кабинета ДОУ№9:
- репродукции картин,
- наборы дидактических картинок,
- методические разработки различных видов игр и физкультминуток, пальчиковых гимнастик, продуктивной деятельности.
- фото, фотоальбомы, иллюстративные и художественные альбомы,
- природный материал,
- крупные игрушки,
- методические разработки по наблюдениям, сочинению сказок и сравнительному анализу.
3. Музыкальные игры – совместно с музруководителем ДОУ №9 Гудковой Т.Н.
4. Сказки и стихи – «Библиотечка ДОУ №9»
5. Методические разработки Ракевич З.Ю. с использованием развивающих технологий, включённых в монотехнологию «Обучение нетрадиционным техникам рисования»:
- презентация «Нетрадиционные техники рисования» (ИКТ);
- мастер-класс «Не хочу быть кляксой» (игровая технология);
- видеоролик «Волшебный комочек», «Цветное чудо» (ИКТ);
- творческие игры «Мы – снежинки», «Прогулка по зимнему лесу» (игровая технология);
- сюжетная игра «Мы ходили в магазин» (социоигровая технология);
- опытно-исследовательская деятельность «Кораблики», «Смешивание красок» (исследование);
- поисковая деятельность «Найдём неваляшку» (по рисуночной схеме - алгоритмизация).
Техническое обеспечение:
- музыкальный центр,
- экран, проектор, ноутбук,
- внешние носители информации.
Формы подведения итогов реализации программы
Отчётные выставки детских рисунков.
ЛИТЕРАТУРА
- Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ. Потапова Е. Издательство: Детство-Пресс 2012.
- Как научить рисовать. Баймашова В.А. Издательство: Скрипторий 2008
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова Г.Н. Издательство: Скрипторий 2007.
- Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» М, 2004.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы, подразделы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Введение | 1 | 1 | ||
I. | Техника печати. | 8 | ||
1.1. | Печатание листьями. | 1 | 1 | 2 |
1.2. | Печатание половинками корнеплодов. | 1 | 1 | 2 |
1.3. | Печатание мелкими брусками. | 1 | 1 | 2 |
1.4. | Сюжетный рисунок в технике печати. | 1 | 1 | 2 |
II. | Рисование пальчиками. | 8 | ||
2.1. | Рисование подушечками пальцев. | 1 | 1 | 2 |
2.2. | Рисование кулачком и фалангами пальцев. | 1 | 1 | 2 |
2.3. | Рисование кулачком и подушечками пальцев. | 1 | 1 | 2 |
2.4. | Сюжетное рисование пальчиками. | 1 | 1 | 2 |
III. | Кляксография. | 8 | ||
3.1. | Спонтанная одиночная вариация. | 1 | 1 | 2 |
3.2. | Спонтанная множественная вариация. | 1 | 1 | 2 |
3.3. | Симметричная одиночная вариация. | 1 | 1 | 2 |
3.4. | Сюжетный рисунок на основе симметрии. | 1 | 1 | 2 |
IV. | Техника тычка. | 8 | ||
4.1. | С использованием распушённой кисточки. | 1 | 1 | 2 |
4.2. | С использованием мятой бумаги. | 1 | 1 | 2 |
4.3. | С использованием поролонового тампона. | 1 | 1 | 2 |
4.4. | С использованием ватных палочек. | 1 | 1 | 2 |
V. | Шаблонография. | 8 | ||
5.1. | С использованием геометрических шаблонов. | 1 | 1 | 2 |
5.2. | С использованием одиночного тематического шаблона. | 1 | 1 | 2 |
5.3. | С использованием нескольких тематических шаблонов. | 1 | 1 | 2 |
5.4. | Сюжетное рисование с использованием шаблонов. | 1 | 1 | 2 |
VI. | Фотоскопия. | 8 | ||
6.1. | Рисование восковым мелком (монохромный вариант) | 1 | 1 | 2 |
6.2. | Рисование восковой свечой. | 1 | 1 | 2 |
6.3. | Рисование восковыми мелками (полихромный вариант). | 1 | 1 | 2 |
6.4. | Сюжетное рисование восковыми мелками. | 1 | 1 | 2 |
VII | Монотипия. | 4 | ||
7.1. | Монотипия предметная. | 1 | 1 | 2 |
7.2. | Монотипия сюжетная. | 1 | 1 | 2 |
VIII | Диффузная техника. | 4 | ||
8.1. | Предметный рисунок. | 1 | 1 | 2 |
8.2. | Сюжетный рисунок. | 1 | 1 | 2 |
IХ | Каракулеграфия. | 8 | ||
9.1. | Элементная одиночная каракулеграфия. | 1 | 1 | 2 |
9.2. | Симметричная одиночная каракулеграфия. | 1 | 1 | 2 |
9.3. | Элементная множественная каракулеграфия. | 1 | 1 | 2 |
9.4. | Сюжетный рисунок в технике каракулеграфии. | 1 | 1 | 2 |
Х. | Итоговые занятия. | 3 | ||
10.1. | Интерактивное рисование. | 1 | 1 | |
10.2. | Выполнение рисунков в технике по предпочтению для итоговой выставки. | 2 | 2 | |
Всего: | 33 | 35 | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Раздел | Месяц | Подраздел и тема | Содержание | |
Теория | Практика | |||
Введение | Сентябрь | Тема: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования». | Ознакомительная беседа «Чем можно рисовать?» Формирование интереса к нестандартным техникам, желания научиться необычно рисовать. | Просмотр демонстрационной презентации «Нетрадиционные техники рисования» (ИКТ) |
I. Техника печати | 1.1. Печатание листьями. Тема: «Листопад». | Развитие у детей видения художественного образа и замысла через природные формы. | 1. Чтение стихотворения Ю.Канатова «Листопад». 2. Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | |
1.2. Печатание половинками корнеплодов. Тема: «Овощная корзинка». | Закрепление названий овощей, понятия «половинка», развитие интереса к данной технике. | 1. Д/и «Найди овощи» (игровая технология) 2. Коммуникативная игра «Хозяйка однажды с базара пришла…» (по Ю.Тувиму «Овощи») (ИКТ) | ||
1.3. Печатание мелкими брусками. Тема: «Разноцветный заборчик». | Развитие чувства ритма в рисунке, закрепление названий цветов; развитие воображения и мышления детей посредством творческой задачи. | 1. Конструирование заборчика из брусков. 2. Сочинение сказки «Петушок и заборчик» (ТРИЗ) | ||
1.4. Сюжетный рисунок в технике печати. Тема: «Домик на даче». | Развитие чувства композиции и цветовосприятия, аккуратности в работе. | 1. Рассматривание фотографий с изображением дачных участков. 2. П/и «Как у бабушки Федоры» (здоровьесбережение) | ||
II. Рисование пальчиками. | Октябрь | 2.1. Рисование подушечками пальцев. Тема: «Гроздь рябины». | Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. | 1. Наблюдение, рассматривание натуральной грозди рябины. 2. Разучивание стихотворения Е.Благининой «Рябина». |
2.2. Рисование кулачком и фалангами пальцев. Тема: «Грибное лукошко». | Формирование представлений о частях кисти руки, развитие мелкой моторики. | 1. Физминутка «Раз грибок, два грибок…» (здоровьесбережение) 2. Рассматривание дидактического плаката «Грибы». | ||
2.3. Рисование кулачком и подушечками пальцев. Тема: «Тучка и дождик». | Развитие глазомера и чувства ритма, творческих, музыкальных способностей детей. | 1. Музыкальная игра «Виноватая тучка» (Д.Тухманов, Ю.Энтин) (игровая технология) 2. П/и «Солнышко и дождик» (здоровьесбережение) | ||
2.4. Сюжетное рисование пальчиками. Тема: «Ёжик на лесной тропинке». | Развитие целостности восприятия, умения дополнять рисунок выразительными деталями. | 1. Чтение стихотворения А.Толстого «Осень». 2. Загадка про ёжика. | ||
III. Кляксография | Ноябрь | Спонтанная одиночная вариация. Тема: «Звёздочка в ладошке». | Учить дорисовывать детали объекта, полученного в ходе спонтанного изображения для придания ему законченности и сходства с реальным образом. | 1. Чтение отрывка из сказки «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» С.Козлова. 2. Мастер-класс в игровой форме для детей «Не хочу быть кляксой» (игровая технология) |
Спонтанная множественная вариация. Тема: «Одуванчики в траве» | Развитие воображения, фантазии. | 1. П/и «Мы на луг ходили» (здоровьесбережение) 2. Разучивание стихотворения «Одуванчик» Л.Квитко. | ||
Симметричная одиночная вариация. Тема: «Мы по лужице ходили». | Раскрыть выразительные возможности техники кляксографии. | 1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот» (ИКТ) 2. Конструирование из бумаги «Лужица» (формат для рисунка). | ||
Сюжетный рисунок на основе симметрии. Тема: «Разноцветные кораблики». | Развитие интереса к творческой деятельности, закрепление знания цветов, формирование представлений о свойстве «плавучести» предметов, развитие исследовательских навыков. | 1. Опытно - исследовательская деятельность «Кораблики» (исследование) 2. Д/и «На что похоже?» (игровая технология) | ||
IV. Техника тычка. | Декабрь | С использованием распушённой кисточки. Тема: «Пушистики». | Развитие чувства ритма, глазомера, умения рисовать характерные детали; развитие тактильных ощущений, ассоциативного мышления посредством игры, умения анализировать. | 1. Д/и «Что там, в сундучке?» (тактильные ощущения) (игровая технология) 2. Сравнение игрушек-зверюшек «Похожи – не похожи» (материал) (исследование) |
С использованием мятой бумаги. Тема: «Ёлка в гости к нам пришла». | Развитие мелкой моторики, ощущения силы нажима, воспитание аккуратности в работе с красками. | 1. Просмотр учебного видеоролика «Волшебный комочек» (ИКТ) 2. Чтение стихов про ёлочку. | ||
С использованием поролонового тампона. Тема: «Весёлый медвежонок». | Формировать понятие насыщенности цвета; развивать познавательные способности посредством игры. | 1. Музыкальная игра «Мишка-мишка, что с тобой?» (игровая технология) 2. Д/и «Чьи детки?» (игровая технология) | ||
С использованием ватных палочек. Тема: «Белый снег пушистый…» | Формировать чувство композиции и ритма, умение равномерно распределять мелкие изображения по всему формату листа; развитие воображения, творческих способностей детей. | 1. Физминутка «Как на горке снег, снег…» 2. Творческая игра «Мы – снежинки» (игровая технология) | ||
V. Шаблонография | Январь | С использованием геометрических шаблонов. Тема: «Шарфик для Снеговичка». | Закрепление знания основных геометрических фигур, развитие глазомера, умения располагать шаблонны ровно. | 1. Рассматривание картины «Снеговик» из серии «Времена года». 2. Д/и «Назови фигуру» (игровая технология) |
С использованием одиночного тематического шаблона. Тема: «Машины нашего города». | Обобщающая беседа «Что мы знаем о дороге?» Развивать умение самостоятельно делать выбор, аккуратно обводить и прокрашивать шаблон. | 1. Конструирование «Дорога». 2. Рассматривание набора дидактических картинок «Машины». | ||
С использованием нескольких тематических шаблонов. Тема: «Угощение для Белочки». | Развитие умения пользоваться шаблоном, делать дорисовки выразительных деталей. | 1. Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина - «Ель растёт перед дворцом». 2. Рассматривание природного материала «Шишки» (сосна, ель). | ||
Сюжетное рисование с использованием шаблонов. Тема: «В зимнем лесу». | Развивать чувство композиции, умение соединять разрозненные шаблонные изображения в смысловой рисунок. | 1. Загадки о животных. 2. Сюжетная игра «Прогулка по зимнему лесу» (игровая технология) | ||
VI. Фотоскопия | Февраль | Рисование восковым мелком (монохромный вариант). Тема: «Солнышко проснулось». | Развитие интереса к неординарному рисованию, желания сотворить маленькое чудо, развитие аналитических умений. | 1. Разучивание потешки «Солнышко-колоколнышко». 2. Сравнение «Такие разные солнышки» (варианты лучиков) (исследование) |
Рисование восковой свечой. Тема: «Морозные узоры». | Формирование умения рисовать непрерывные, плавные линии, развитие самостоятельности в работе, наблюдательности. | 1. Наблюдение - «Узоры на окнах» (исследование) 2. П/и «Заморожу» (здоровьесбережение) | ||
Рисование восковыми мелками (полихромный вариант). Тема: «Северное сияние». | Закрепление знания цветовой гаммы, чувства ритма и размера. | 1. Рассматривание художественного альбома «Мы на Севере живём». 2. Просмотр учебного видеоролика «Цветное чудо» (ИКТ) | ||
Сюжетное рисование восковыми мелками. Тема: «Самолёты летят». | Развивать композиционные умения, упражнять в контролировании нажима в процессе рисования. | 1. Рассматривание игрушки «Самолёт». 2. П/и «Самолёты» (здоровьесбережение) | ||
VII. Монотипия | Март | Монотипия горизонтальная. Тема: «Деревья в озере». | Развивающая беседа «Что такое – отражение?» Закрепление умения складывать лист бумаги пополам. | 1. Рассматривание картины «Половодье» из серии «Времена года». 2. Д/и «Волшебное зеркало» (игровая технология) |
Монотипия вертикальная. Тема: «Бабочка-красавица». | Развивать ритмику цветового решения, индивидуальность. | 1.Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся…» (здоровьесбережение) 2. Рассматривание декоративного панно с бабочками. | ||
IХ. Смешивание красок | Предметный рисунок. Тема: «Мы рисуем апельсин». | Ознакомление стремя основными цветами (красный, синий, жёлтый) и способом получения других цветов. | 1. Разучивание считалки «Мы делили апельсин». 2. Сюжетно-ролевая игра «Мы ходили в магазин» (игровая технология) | |
Сюжетный рисунок. Тема: «Цветы для мамы». | Упражнение в смешивании красок, формирование навыков исследования. | 1. Опытно - исследовательская деятельность «Смешивание красок» (исследование) 2. Д/и «Собери букет» (игровая технология) | ||
Х. Каракулеграфия | Апрель, май | Элементная одиночная каракулеграфия. Тема: «Петушок – Золотой гребешок». | Развитие целостности восприятия. | 1. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» 2. П/и «Хвостики» (здоровьесбережение) |
Симметричная одиночная каракулеграфия. Тема: «Неваляшка». | Помочь детям освоить понятие симметрии, развивать восприятие целостности формы, развивать умение понимать рисуночную схему. | 1. Поисковая деятельность «Найдём неваляшку» (по рисуночной схеме) (частично-поисковая деятельность) 2. Слушание песенки «Мы милашки, куклы Неваляшки» в современной обработке. | ||
Элементная множественная каракулеграфия. Тема: «Рыбки в аквариуме». | Упражнять в дорисовке деталей, развивать индивидуальность в работе, развивать наблюдательность у детей. | 1. Наблюдение рыбок в аквариуме (исследование) 2. Чтение стихотворения «Ночью темень, ночью тишь…» И.Токмаковой. | ||
Сюжетный рисунок в технике каракулеграфии. Тема: «Дома на нашей улице». | Развивать композиционное восприятие, умение применять выразительные средства. | 1. Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом…» (здоровьесбережение) 2. Конструирование из мозаики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
Мастер класс на тему: «Рисование природы по технике С.Погодиной» «Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»
laquo;Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования « Волшебный лес » . Техника « печать листьями».
Конспект занятия по рисованию с использованием ...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...