Нетрадиционное рисование
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа) на тему

Микова Марина Алексеевна

Нетрадиционное рисование в младшей и средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_risovanie.pptx2.97 МБ
Файл rabota_s_roditelyami.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды нетрадиционного рисования в младшей и средней группе Микова Марина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г. Емвы 2018г.

Слайд 2

Ватные палочки. Это интересно. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Если бы пришлось создавать рейтинг самых простых техник рисования, то ватные палочки, безусловно, обошли бы всех конкурентов. Для работы с этой техникой потребуются: собственно ватные палочки; небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков), лучше использовать гуашь, так как она гуще.

Слайд 3

Рисунок ватными палочками «Деревья осенью» Работа над рисунком предваряется беседой о тех изменениях, которые происходят в природе осенью, а также рассматриванием во время прогулки цветовой палитры листвы на деревьях и кустах. В старших группах происходит усложнение.

Слайд 4

Пальчики. Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого ,нужно взять краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев); влажные салфетки

Слайд 5

Ладошки. Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится); влажные салфетки .

Слайд 6

Рисование воздушными шариками. Очень интересный и простой для детей вид рисования - это рисование, с помощью воздушных шариков. Можно использовать большие шары, а можно и миниатюрные шарики, которые продаются в наборах. Их даже удобнее ребенку держать и делать ими отпечатки.

Слайд 7

Печатка. Этот вариант также требует немало времени на подготовку материала. Обычно техника выполнения рисунка печаткой осваивается с детьми постарше. Но в упрощённом варианте её можно применять и младшей группе.

Слайд 8

Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть картофель, морковь, яблоки: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги — получается красивое изображение

Слайд 9

Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска.

Слайд 10

Красивые розы можно нарисовать с помощью пекинского салата

Слайд 11

Аквариум отпечаток картофелем

Слайд 12

Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку).

Слайд 13

Более сложное занятие для дошкольников средней группы — рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой.

Слайд 14

Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей — манная крупа придает композиции красивую текстуру

Слайд 15

Необычный инструмент для рисования — зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью

Слайд 16

Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой, погружая ее кончик в краску.

Слайд 17

Рисование воском. Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки.

Слайд 18

Рисование через мокрую марлю



Предварительный просмотр:

Нетрадиционное рисование

Рисование — один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.
Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности. Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы). Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи.
Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность — кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость. Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас. Разнообразие методов и техник (ладошки, тычок, печатание, ниткография и др.). Используемые материалы В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления. Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги — получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска. Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.

Более сложное занятие для дошкольников средней группы — рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально — тогда тычки будут ровным.
Малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.

При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей — манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки. Другой вариант — предмет прорисовывается и закрашивается клеем-карандашом (обязательно на цветном фоне), а затем посыпается манной крупой.
Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.
Необычный инструмент для рисования — зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки. Например, таким способом можно очень реалистично изобразить елочку.
Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой, погружая ее кончик в краску. Так можно изобразить колючего ежика или солнышко.
Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.
Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями) Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ — оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).

Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ — рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.
Строение ветки рябины располагает к тому, чтобы нарисовать ее с помощью ватных палочек, пальчиками или тычком
Птиц в средней группе также часто изображают нетрадиционными способами. Например, с помощью ладошек можно нарисовать грациозного летящего или плывущего лебедя.

Рисование через мокрую марлю.

Ватным тампоном набираем воду из стаканчика, хорошо смачиваем всю поверхность листа.

Прикладываем к мокрому листу слой марли, расправляем ее. Марля должна прилипнуть и быть неподвижной на бумаге.

Поверх марли рисуем акварельными красками при помощи кисти как обычно, можно и ладошками. Оставляем рисунок до полного высыхания.

Снимаем марлю с высохшей работы- на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.

Младшая группа.


В младшей группе занятия рисованием, как правило, ориентируется не на традиционные техники рисования — малышам ещё сложно создавать картинки с учётом пропорций, у детей есть трудности с мелкой моторикой, а главное, сосредотачивать своё внимание на вырисовывании элементов рисунка — задача просто непосильная. И для того, чтобы карапузам было интересно, на задание уходило минимум времени воспитатели активно используют нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим основные разновидности этого способа творчества.
Что даёт использование нетрадиционных техник? Это интересно. С раннего возраста малыши пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительной деятельности через визуализацию ощущений. Отсюда стремление рисовать пальчиками на запотевшем стекле, палочкой на песке и мелом на асфальте. Итак, существующие техники нетрадиционного рисования обладают главным преимуществом — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности. И, правда, поставить на бумагу кляксу собственным пальцем и увидеть в ней забавный рисунок — это быстро и весело. Кроме этого, необычные техники позволяют развивать творческие способности; формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир; помочь становлению воображения, креативности; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность. Обзор оригинальных техник для второй младшей группы Это интересно. Выдающийся детский писатель Эдуард Успенский писал: «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, не стене и в трамвае на окне…». Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 3–4 лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие по рисованию.

Ватные палочки Это интересно. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Если бы пришлось создавать рейтинг самых простых техник рисования, то ватные палочки, безусловно, обошли бы всех конкурентов. Для работы с этой техникой потребуются: собственно ватные палочки; небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков), лучше использовать гуашь, так как она гуще; влажные салфетки.
Процесс рисования заключается в том, что малыши макают палочку в краску и наносят отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом можно рисовать осадки (дождь, снег), узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев). Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.

Рисунок ватными палочками «Деревья осенью» Работа над рисунком предваряется беседой о тех изменениях, которые происходят в природе осенью, а также рассматриванием во время прогулки цветовой палитры листвы на деревьях и кустах.

Инструкция: Дети получают заготовки стволов деревьев с веточками, ватные палочки и краски. Важно! Для облегчения задачи, можно очертить область расположения листвы кругом. «Ребята, окунаем палочку в краску нужного цвета и делаем тычок на веточки или около них. Не забывайте, что палочку нужно держать ровно». «Для листьев другого цвета мы берём новую палочку». «После окончания работы вытираем пальчики салфетками».

Пальчики Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого ,нужно взять краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев); влажные салфетки. Обратите внимание, что эта техника — идеальное решение для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом случае воспитатель даёт малышам общую подложку — большое дерево, а малыши ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски. Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз), и каждый малыш почувствует себя равноправным членом коллектива. Рисунок пальчиками «Снежинка» Это вариант индивидуального рисунка. Для его создания используются и краски, и карандаши.

Инструкция: Воспитатель раздаёт листы А4 (можно взять половину этого формата). «Ребята, сегодня мы будем рисовать снежинку. Давайте возьмём синий карандаш и зарисуем лист полностью». Воспитатель проходит и каждому на листе рисует плюс. «А теперь обмакиваем пальчики в краску и ставим отпечатки вокруг основы нашей снежинки». «А теперь возьму салфетку — каждый пальчик я протру».

Ладошки Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится); влажные салфетки. К слову, ладошками также удобно создавать коллективные рисунки. Такие, как, например, «Рыбки в аквариуме». Рисунок ладошками «Наш аквариум»

Инструкция: Воспитатель показывает детям готовую подложку — лист А3 с голубым фоном, контурами водорослей и пр. «Ребята, окуните ладошку в тарелочку с краской». «Подойдите к столу с нашим аквариумом и оставьте свой отпечаток большим пальчиком вверх или вбок. Только будьте внимательны: не нужно ставить отпечаток на тот, что уже поставил ваш товарищ, и не стоит располагать рыбок слишком близко друг к другу». «Теперь окуните большой пальчик в белую краску и сделайте своей рыбке глазик». «Указательный пальчик окунаем в чёрную краску, делаем зрачок и аккуратно проводим линию рта». Рот, зрачок может сделать воспитатель толстой кисточкой. «А теперь вытираем ладошку салфеткой и отправляемся мыть ручки, пока наш аквариум подсохнет». «Петушок» Ладошку можно покрасить разными цветами, например, для рисунка петушка, чтобы показать его разноцветный хвост. Для нанесения краски удобно использовать кусочек губки.

Инструкция: «Ладошку и большой пальчик красим жёлтой краской, средний, безымянный и мизинец — красной, а указательный — зелёной». «Ставим отпечаток». «Оттираем руки». «Берём кисточку, окунаем в жёлтую краску и делаем мазок на следе от большого пальчика, чтобы показать гребешок». «Делаем ещё один мазок для клюва». «Добавляем по мазку для лапок».

Мыльные пузыри

Эта техника сложнее предыдущих с позиции подготовительного этапа. Хотя и работа с материалом также требует проявления фантазии малыша. Но обо всём по порядку. Начнём с необходимых «ингредиентов». Нам потребуются жидкое мыло или детский шампунь; вода; гуашь или акварель (пищевые красители); трубочки для коктейля; ложечка. Смесь готовит воспитатель, а затем разливает детям в стаканчики. Для приготовления «красок» нужно Смешать мыло и воду в соотношении 10:1. Добавить в смесь краситель и немного желатина или глицерина (чтобы пузыри были крепче и дольше сохраняли свою форму). Перемешиваем и ставим в тёмное место на 2–3 суток. Процеживаем смесь через марлю, отправляем в холодильник на 12 часов. С таким материалом обращаться удобнее, так как форма отпечатков получается более очерченной, правильной. Но если времени совсем нет, то можно упростить: в воду добавить жидкое мыло и краситель. Работать с пузырями можно двумя способами. Соломинкой. Берём трубочку и пеним раствор — дуем в него для образования пузырей. Затем прислоняем к пузырям плотную бумагу, чтобы получились отпечатки. Соломинкой и ложкой. Так же дуем в трубочку, только образовавшиеся пузыри снимаем ложкой и выкладываем на лист бумаги. Рисунок мыльными пузырями «Воздушные шары» Это интересно. Эта техника считается одной из самых сложных в рисовании. Это первая ассоциация, которая приходит в голову, когда на бумаге видишь отпечатки пузырей. Именно поэтому данная тема отлично подходит под нашу возрастную категорию — малышам не придётся долго раздумывать над тем, во что можно превратить полученное изображение.

Печатка Этот вариант также требует немало времени на подготовку материала. Обычно техника выполнения рисунка печаткой осваивается с детьми постарше. Но в упрощённом варианте её можно применять и во второй младшей группе. Итак, нужно подготовить несколько картофелин (морковок); форму для вырезания теста для выпечки; клей ПВА; краску (гуашь будет удобнее). Воспитателю придётся выполнить ряд подготовительных процедур. Разрезать овощ пополам Нанести рисунок с помощью формы. (Некоторые педагоги умудряются вырезать эти формы ножом! Времени уходит в несколько раз больше). Подготовить печатки по количеству детей в группе. Смешать краску с клеем (1:2). Собственно работа детей заключается в том, что они обмакивают печатку в красящую смесь и ставят отпечаток на лист бумаги. Произведение печаткой «Платочек для мамы» Это рисунок можно приурочить к 8 Марта или к празднованию Дня матери.

Воздушные шарики.

Обычно на каждом празднике обязательными гостями становятся воздушные шарики. Но вот проходит время, и шарики начинают сдуваться. Думаете, они уже не могут принести радость? Ошибаетесь! С их помощью можно порисовать! 
Вам понадобится:
 

воздушный шарик

лист белой бумаги

 краска

Соберите все ингредиенты. Налейте краску в одноразовую тарелку. Надуйте (или возьмите уже надутый) воздушный шарик и аккуратно опустите его в краску. Поставьте шариком отпечаток на листке бумаги. У вас получится круг.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...