"Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности "Художественно-эстетическое развитие" подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zolotaya_hohloma.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
муниципального образования Каневской район
Конспект
образовательной деятельности
в подготовительной группе
ОО « Художественно-эстетическое развитие»
Тема «Золотая хохлома»
воспитатель: Полищук Наталья Владимировна
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование – роспись посуды)
Тип: интегрированная.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», « Речевое развитие », «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Познавательное развитие:
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Чтение художественной литературы:
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Социально – коммуникативное развитие:
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Физическое развитие:
- Развивать потребность в двигательной активности.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
Цикл ОД в области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование).
Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
Демонстрационный:
- Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия,
- презентация «Золотая хохлома»,
- ромашка из бумаги с лепестками, на которых изображение элементов хохломской росписи.
ИКТ: Ноутбук, интерактивная доска, видеоролик, музыкальная композиция для физкультурной паузы.
Раздаточный:
- Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета;
- тонированные заготовки посуды для росписи (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.); - кисти беличьи № 2, № 5;
- подставки под кисточки, тычки, стаканчики для воды, бумажные салфетки.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный этап (2 мин).
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки! А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Дети: В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем,
И знакомиться начнём.
Воспитатель: Ребята, меня зовут Наталья Владимировна. А теперь вы мне скажите как вас зовут ? ( дети называют по очереди свои имена). Дети мне очень приятно с вами познакомиться.
- Любите ли вы отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы?
Тогда закройте крепче глаза, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия, воспитатель надевает передник с хохломским узором.
2. Основной этап (24 мин)
Здравствуйте, ребята! Я хозяйка проходите в мою горницу. Всем места хватит
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома).
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А как вы думаете, от чего и почему, очень часто называют Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки. (Демонстрация презентации)
- А как вы думаете, какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- А чтобы лучше запомнить элементы росписи, я предлагаю поиграть в « Ромашку», Кто желает показать свои знания?
- Молодцы! Мы сегодня много узнали о Хохломе!
Ребята, давайте фильм про хохлому. Тогда садитесь поудобнее.
Видеофильм про хохлому
Музыкальная физминутка .
Открытие новых знаний
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту посуду хохломским узором.
Детям предлагается на выбор заготовки посуды.
- Вы согласны?
Выберите любой понравившийся предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.
Закрепление опорных знаний.
- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).
- Что можно изображать на завитке? ( ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).
- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит
народная мелодия «Хохлома»М. Пахоменко. « Улетай»
Проводится индивидуальная работа.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось?
3. Заключительный этап (4 минуты).
- А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.
Работы выставляются на стол и проводится их анализ
Анализ работ.
Презентация работ детей
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
Посмотрите, какая чудесная получилась посуда? (Яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома). Дети представляют свою работу.
У каждого получился свой, неповторимый узор.
А что бы вы хотели подарить и рассказать своим родителям и друзьям сегодня?
Я вам за вашу замечательную работу хочу подарить памятные подарки, которые будут напоминать о нашем с вами знакомстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»
Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...
Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"
К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....
Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)
Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...
Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"
Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...
Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"
Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Конспект образовательного занятия по рисованию в старшей группе "Золотая Хохлома и золотой лес"
Занятие построено с использованием технологии "Ситуация"...