Творческий проект "МЫ РИСУЕМ ДИАФИЛЬМ"
проект по рисованию (старшая, подготовительная группа) по теме

Павлючик Марина Владимировна

Краткосрочный групповой творческий проект, направленный на создание диафильмов по мотивам стихотворений Б. Заходера с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_risuem_diafilm.docx65.95 КБ
Файл my_risuem_diafilm_-_kopiya.pptx859.89 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

\

Творческий проект

МЫ РИСУЕМ ДИАФИЛЬМ

По мотивам стихотворений Б.Заходера

Павлючик М.В.

педагог дополнительного образования

г.п. Пойковский

2018

Введение

Диафи́льм — разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, которая использовалась в образовательных и развлекательных целях до конца XX века, когда была вытеснена фильмами на видеокассетах, а позднее на DVD.

Действительно, диафильмы стали не актуальны с появлением DVD, а затем и интернета. Ведь мультипликационные фильмы, которые без особого труда можно найти в интернете и посмотреть на компьютере, благодаря своей динамичности, яркому и выразительному видео- и звукоряду, более привлекательны, чем диафильмы и, тем более чем живое чтение обычной книги. Однако, так ли это полезно для развития детей? Ведь мультфильм предлагает детям уже готовые образы персонажей и действий, при этом потребности в воображении и образном мышлении минимальны.

Если же ребенок слушает текст, читаемый взрослым, то образы персонажей, их действия, взаимоотношения, весь сюжет раскручивается не перед глазами, а в воображении. Естественно, что в силу не достаточной сформированности образного мышления, слухового восприятия и внимания, детям всё же необходима опора на иллюстрации, которые в отличие от мультипликационной картинки статичны. Это дает дошкольнику возможность рассмотреть детали, выделить главное и второстепенное, угадать в позах и мимике движение и настроение персонажей, и на основе этого дофантазировать действие в воображении.

По-сути, диафильм – это что-то среднее, между иллюстрированной книгой и мультипликационным фильмом, во всяком случае, в детстве лично я воспринимала это именно так. В процессе просмотра диафильма зрительный и слуховой анализаторы задействованы практически равнозначно, формирование образов происходит на основе визуально и вербально получаемой информации, что стимулирует развитие восприятия, внимания и образного мышления.

Диафильм привлекателен еще и тем, что его создание доступно самим детям. В результате совместного творчества дошкольники получают вполне качественный продукт, который затем может быть продемонстрирован сверстникам и родителям. При этом дети понимают, насколько важно следовать в работе содержанию литературного произведения, точно передавать образы персонажей, их характер и настроение. Всё это способствует решению задач ознакомления с художественной литературой.

Таким образом, возникла идея возродить такое техническое средство как диафильм, и привлечь к этому воспитанников студии детского творчества «Разбуди в ребенке волшебника». Тем более, что теперь с распространением информационных технологий, появилась такая возможность – слайд-шоу вполне можно сделать в программе Презентация Microsoft Office PowerPoint.

В качестве литературного материала было выбрано стихотворение Бориса Заходера «Дырки в сыре», «Кошки», «Лиса и Крот», «Звонкий день». Выбор обусловлен тем, что 2018-ый – год столетия со дня рождения поэта. Его стихи, обладающие особенной образностью и выразительностью, понятные дошкольникам, наполненные тонким юмором и глубоким нравственным смыслом, способны многому научить ребят. В тоже время они просты для восприятия, доступны для иллюстрирования дошкольниками.

Актуальность

Актуальность проекта определяется следующими аспектами:

  • Продуктивная (изобразительная) деятельность – один из основных видов деятельности в дошкольном возрасте.
  • Проект способствует:
  • уточнению и обобщению представлений дошкольников об окружающем мире;
  • формированию умения слушать литературные произведения, выделять в них действующих лиц, видеть сюжетную линию, понимать взаимоотношения героев;
  • формированию умения рисовать иллюстрации по мотивам литературных произведений;
  • обогащению и закреплению эстетических впечатлений;
  • обогащению художественно-творческого опыта детей;
  • развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Цель

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через коллективное творчество по созданию диафильма.

Задачи

Обучающие:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения.
  2. Формировать умение понимать содержание литературных произведений, умение выделять сюжетную линию, персонажи.
  3. Формировать представления об иллюстрации, как виде изобразительного искусства.
  4. Вызвать интерес к совместному созданию диафильма по мотивам литературного произведения.
  5. Формировать и закреплять художественно-изобразительные навыки.
  6. Формировать умение передавать в рисунке содержание литературного произведения, внешний облик, характер и настроение персонажей, отражать отношения между ними.

Развивающие:

  1. Развивать цветовосприятие, память, внимание, образное мышление, воображение, творческую активность, зрительно-моторную координацию.
  2. Развивать умения планировать и регулировать свои действия в процессе творчества.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетические чувства в процессе восприятия фотографий, произведений живописи и собственной изобразительной деятельности.
  2. Воспитывать ответственное отношение к своей работе, т.к. от нее зависит общий результат.
  3. Воспитывать трудолюбие в процессе продуктивной деятельности;
  4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам

Участники проекта

  • Воспитанники студии художественного творчества «Разбуди в ребенке волшебника»
  • Педагог дополнительного образования

Сроки реализации проекта

4-5 недель.

Тип проекта

Подгрупповой, краткосрочный, творческий.

Методы и приемы реализации проекта.

  • Наглядные: показ фотографий, иллюстраций, произведений живописи; показ способов рисования, операционные карты, анимированные алгоритмы рисования, мнемотаблицы.
  • Словесные: чтение, беседа, рассказ, пояснения, объяснение, комментирование, художественное слово.
  • Игровые: игровая ситуация.
  • Практические: упражнение, повторение.

Ожидаемые результаты.

  • Дети проявляют интерес к художественной литературе и иллюстрациям к ней, понимают их содержание и средства выразительности.
  • Дети имеют опыт сюжетного рисования по мотивам литературного произведения;
  • Дети имеют опыт передачи в рисунке отношений между персонажами, через изображение их поз, мимики, движения.
  • Дети имеют опыт планирования и регулирования своих действий в процессе творчества при поддержке педагога.
  • Дети получают опыт социально значимой деятельности, т.к. их труд призван принести радость другим детям или взрослым.

Продукт проекта:  Банк диафильмов по мотивам стихотворений Б.Заходера.

Материально-техническое обеспечение проекта

Технические средства обучения: ПК, телевизор

Наглядно-демонстрационный и дидактический материал:

  • Слайдовые презентации
  • Художественная литература или мультфильм по ее мотивам
  • Мнемотаблицы по содержанию произведения
  • Операционные карты рисования персонажей

Оборудование:

  • Круглые колонковые (беличьи) кисти №2 и №5
  • Стаканчики для воды
  • Салфетки для вытирания кистей и рук

Изобразительные материалы:

  • Акварельная бумага А4
  • Акварель
  • Простые карандаши
  • Ластик
  • Перманентные маркеры
  • Восковые мелки (масляная пастель)

План-график мероприятий.

  1. Организационно-подготовительный этап
  • Определение типа проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Обеспечение информационного, методического и материально-технического оснащения проекта.
  1. Основной этап (практический)

План занятий:

1 подгруппа

2 подгруппа

1-2

«Знакомство с творчеством Б. Заходера. «Дырки в сыре»

«Знакомство с творчеством Б. Заходера. «Кошки»

3-4

«Лиса и Крот»

«Звонкий день»

Последовательность работы над диафильмом:

  1. Вводная беседа
  • Рассказ об иллюстрации, как виде изобразительного искусства, знакомство с такой разновидностью слайд-шоу, как диафильм.
  • Мотивация детей к деятельности: вызвать у них интерес к созданию диафильма по мотивам стихотворения Б. Заходера.
  • Рассказать о творчестве поэта.
  1. Изучение литературного материала:
  • Чтение стихотворения.
  • Обсуждение содержания произведения, определение действующих лиц и их характеристика, выделение основных моментов в сюжетной линии, «раскадровка» стихотворения в мнемотаблице.
  1. Организация изобразительной деятельности детей.
  • Распределение между детьми, кто какой фрагмент сюжета будет рисовать;
  • Обсуждение композиции будущих иллюстраций, последовательности работы;
  • Непосредственно изобразительная деятельность детей (набросок простым карандашом, раскрашивание красками и/или мелками).
  1. Монтаж диафильма в программе «Презентация Microsoft Office PowerPoint».
  1. Заключительный этап (итоговый)
  • Выставка детских работ;
  • Демонстрация диафильмов детям детского сада.

Оценка результатов и отчетность

Анализ результатов проекта

Проект был реализован в установленные сроки. Участники проекта, группа воспитанников кружка «Разбуди в ребенке волшебника», были поделены на две подгруппы, каждая из которых работала над иллюстрированием разных стихотворений. Всего в проекте приняли участие 22 ребенка. На иллюстрирование каждого произведения потребовалось по два занятия. Таким образом, в установленные сроки удалось создать 4 диафильма к следующим стихотворениям Б. Заходера: «Дырки в сыре», «Кошки», «Лиса и Крот», «Звонкий день».

Детские рисунки были отсканированы и использованы в одноименных диафильмах, выполненных руководителем проекта в программе «Презентация Microsoft Office PowerPoint». Диафильмы «Дырки в сыре», «Лиса и Крот» и «Звонкий день» дополнены вопросами для обсуждения с детьми, а последний из указанных содержит так же звуковое сопровождение, дидактические игры на закрепление представлений о диких животных и музыкальных инструментах.

В процессе работы над проектом дети приобрели:

  • представления о творчестве Бориса Заходера;
  • умение понимать содержание стихотворных произведений, выделять сюжет и персонажи, делить произведение на эпизоды для иллюстрирования;
  • опыт рисования по мотивам литературных произведений;
  • опыт сюжетного рисования в смешанной технике по предварительному наброску;
  • опыт передачи в рисунке отношений между персонажами, через изображение их поз, мимики, движения;
  • опыт планирования и регулирования своих действий в процессе совместного творчества;
  • опыт социально значимой деятельности.

Развивающий эффект проекта:

  • Развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
  • Развитие пространственных представлений и зрительно-моторной координации.
  • Развитие коммуникативных навыков (толерантность, умение слушать и слышать, открытость, умение договариваться с товарищами в процессе распределения эпизодов для иллюстрирования)
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие личностных качеств (самостоятельность, активность, целеустремленность, трудолюбие).
  • Развитие способности к саморегуляции и адекватной самооценке.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Вывод:

Проект может считаться успешным, т.к. были созданы условия для осознанной творческой деятельности детей по разработке диафильма.

Перспективы:

  • Проект может быть использован для работы над иллюстрированием других литературных произведений.
  • Продукт проекта может быть использован на занятиях по чтению художественной литературы, развитию речи, музыкальных занятиях, в досуговых мероприятиях.

Источники:

https://deti-online.com/stihi/stihi-zahodera/dyrki-v-syre/ 

http://www.b-port.com/index/item/112862.html

Приложение 1

Конспекты занятий

Занятие 1

для 1-ой и 2-ой подгруппы

Тема: «Знакомство с творчеством Б.Заходера. «Дырки в сыре» («Кошки»)

Программное содержание:

  • Познакомить детей со стихотворением Бориса Заходера «Дырки в сыре» («Кошки»).
  • Формировать умение понимать содержание стихотворения, умение выделять сюжетную линию, персонажи.
  • Формировать представления об иллюстрации, как виде изобразительного искусства.
  • Вызвать интерес к совместному созданию диафильма по мотивам стихотворения.
  • Учить делать раскадровку диафильма.
  • Упражнять в рисовании с опорой на операционные карты.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, образное мышление, воображение.
  • Воспитывать уважение к творчеству поэта.

Оборудование и материалы:

Слайды. Маркерная доска. Маркер. Операционные карты рисования свиньи, гуся, овцы, собаки, кота, вороны.

Листы бумаги А5 (А4) для раскадровки, простые карандаши, ластики, маркеры.

Ход занятия:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

Орг.момент

– Ребята, посмотрите на экран, узнаете ли вы этих сказочных героев? (Винни-Пух, Мери Поппинс, Питер Пэн, Алиса в стране Чудес). А знаете ли вы, что герои этих сказок совсем не умели говорить по-русски? Да, потому что придумали их зарубежные писатели-сказочники. И мы, наверно, никогда не узнали бы об их приключениях, если бы не один замечательный человек – Борис Владимирович Заходер. Именно он перевел на русский язык истории про Винни-Пуха, Мери Поппинс, Питера Пэна и Алису.

Слайд 3

Рассказ и беседа по теме занятия

  • Борис Владимирович родился 9 сентября 1918 года на территории нынешней Молдовы. Будучи совсем маленьким, вместе с родителями он переехал в Одессу, а затем в Москву. В этом году исполняется сто лет со дня рождения Бориса Владимировича. Кроме переводов, Заходер писал еще и замечательные стихи для детей, посмотрите, сколько книжек с его стихами. И их еще больше!
  • Как вы думаете, эти книжки с картинками?
  • Зачем в книжках нужны картинки? (Чтобы детям было понятнее, о чем стихотворение, чтобы было интересно рассматривать)
  • Как называются картинки в книжках? (Иллюстрации)
  • Кто рисует иллюстрации? (Художники-иллюстраторы)

А знаете ли вы, что иллюстрации использовались не только в книгах?  В моем детстве мы любили рассматривать иллюстрации к стихам, сказкам не только в книгах, но и в диафильмах. Вы знаете, что такое диафильм?

Слайд 4

  • Посмотрите, иллюстрации отпечатывали на специальной пленке, похожей на фотопленку: на каждом кадре пленки – иллюстрация и текст. Пленку заряжали в специальный прибор – диапроектор, затем выключали в комнате свет, а луч диапроектора направляли на стену, и получалось чудо! Почти, как в кино! Мы в детстве очень любили смотреть диафильмы. Сегодня практически невозможно найти диафильмы и диапроекторы, но в интернете можно посмотреть что-то похожее. Хотите посмотреть фрагмент диафильма по стихотворению Бориса Заходера? (пройти по ссылке, посмотреть фрагмент диафильма «Кискино горе») 

Слайд 5

Физминутка  (переход на видео по ссылке)

Моделирование проблемной ситуации

  • Как жаль, что у нас в детском саду нет диафильмов… (если кто-то из детей предложит самим сделать диафильм, то следует поддержать эту инициативу, если предложения не последует, то ненавязчиво подвести детей к этой идее)

Слайд 6

Чтение стихотворения

  • Я нашла очень интересное стихотворение Бориса Владимировича, называется оно «Дырки в сыре» («Кошки»). Послушайте его внимательно, а потом мы обсудим, сколько кадров нам нужно будет сделать и что на них должно будет изображено?

- Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?

- Во всяком случае,
Не я! -
Поспешно хрюкнула
Свинья.

- Загадочно! -
Воскликнул Гусь. -
А га-гадать
Я не берусь!

Овца сказала, чуть не плача:
- Бе-е-зумно трудная задача!
Все непонятно, все туманно -
Спросите лучше
У Барана!

- Все зло - от кошек! - произнес,
Обнюхав сыр,
Дворовый пес. -
Как дважды два - четыре,
От них и дырки в сыре!

А Кот сердито фыркнул с крыши:
- Кто точит дырки?
Ясно - мыши!

Но тут Ворону бог принес.
- Ура!
Она решит вопрос.
Ведь, как известно,
У нее
На сыр
Особое чутье!

И вот поручено
Вороне
Проверить дело
Всесторонне...

Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона
Углубилась
В сыр.
Вот
Дырки
Шире, шире, шире...
А где же сыр?
Забудь о сыре!

Заголосил весь скотный двор:
- Разбой! Грабеж! Позор!
Взлетела на забор
Ворона
И заявила
Оскорбленно:
- Ну, это, знаете, придирки!
Вас
Интересовали
Дырки?
Так в чем же дело?
Сыр я съела,
А дырки -
Все! -
Остались целы!

На этом был окончен спор,
И потому-то
До сих пор,
Увы,
Никто не знает
В мире,
Откуда все же
Дырки в сыре!

Обсуждение содержания стихотворения

  • О чем это стихотворение? Ответ на какой вопрос ищут животные? (на слайд выводится изображение куска сыра)
  • Кто из животных участвует в разговоре? (на слайд выводится изображение животных в том порядке, какой указан в стихотворении)
  • Смогли ли животные ответить на вопрос?
  • Чем все закончилось?
  • Что вы можете сказать о вороне, какая она?

Раскадровка

Педагог предлагает детям еще раз послушать стихотворение и определить содержание кадров диафильма, т.е. сделать раскадровку. Далее читает стихотворение фрагментами, дети предлагают, что может быть изображено, распределяют, кто какой кадр будет рисовать.

Примерная раскадровка стихотворения «Дырки в сыре»

Кадр

Текст

Изображение

Кадр

Текст

Изображение

1

- Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?

Кусок сыра на тарелке

7

Но тут Ворону бог принес.
- Ура!
Она решит вопрос.
Ведь, как известно,
У нее
На сыр
Особое чутье!

Ворона летит в небе

2

- Во всяком случае,
Не я! -
Поспешно хрюкнула
Свинья.

Кусок сыра на тарелке, свинья

8

И вот поручено
Вороне
Проверить дело
Всесторонне...

Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона
Углубилась
В сыр.
Вот
Дырки
Шире, шире, шире...

Ворона клюет сыр

3

- Загадочно! -
Воскликнул Гусь. -
А га-гадать
Я не берусь!

Кусок сыра на тарелке, гусь

9

А где же сыр?
Забудь о сыре!

Заголосил весь скотный двор:
- Разбой! Грабеж! Позор!

Ворона возле пустой тарелки

4

Овца сказала, чуть не плача:
- Бе-е-зумно трудная задача!
Все непонятно, все туманно -
Спросите лучше
У Барана!

Кусок сыра на тарелке, овца

10

Взлетела на забор
Ворона
И заявила
Оскорбленно:
- Ну, это, знаете, придирки!
Вас
Интересовали
Дырки?
Так в чем же дело?
Сыр я съела,
А дырки -
Все! -
Остались целы!

Ворона сидит на заборе

5

- Все зло - от кошек! - произнес,
Обнюхав сыр,
Дворовый пес. -
Как дважды два - четыре,
От них и дырки в сыре!

Кусок сыра на тарелке, пес

11

На этом был окончен спор,
И потому-то
До сих пор,
Увы,
Никто не знает
В мире,
Откуда все же
Дырки в сыре

Пустая тарелка, на ней крошки сыра, рядом цыплята, например

6

А Кот сердито фыркнул с крыши:
- Кто точит дырки?
Ясно - мыши!

Кот на крыше

12

Конец

Конец

Примерная раскадровка стихотворения «Кошки» 

Кадр

Текст

Изображение

1

Кошки не похожи на людей:
Кошки — это кошки.

Кошка или кошки в произвольной композиции

2

Люди носят шляпы и пальто —
Кошки часто ходят без одежки.

Кошка смотрит в окно на улицу, рядом с окном стоит человек в верхней одежде, будто он на улице

3

Кошки могут среди бела дня
Полежать спокойно у огня.

Кошка лежит у камина

4

Кошки не болтают чепухи,
Не играют в домино и в шашки,

Кошка стоит возле шахматной доски, шахматы разбросаны вокруг

5

Не обязаны писать стихи, —
Им плевать на разные бумажки…

Людям не сойти с протоптанной дорожки,
Ну, а кошки —
Это кошки!

Кошка сидит на крыше на фоне ночного города.

Слайд 7

Работа детей за столами

Дети за столами рисуют простыми карандашами эскизы кадров. Можно сразу дать детям листы А4 и предложить нарисовать набросок. Дети ориентируются на операционные карты  рисования.

Слайд 8

Итог

Педагог закрепляет полученные на занятии знания через вопросы к детям:

  • Что вы сегодня рисовали? (Иллюстрации к стихотворению)
  • Как называют художников, которые рисуют иллюстрации? (Иллюстраторы)
  • Кто написал стихотворение, которое вы иллюстрировали? (Борис Заходер)
  • Что мы потом можно будет сделать из наших иллюстраций? (Книгу, диафильм)

Занятие 2 

для 1-ой подгруппы

Тема: «Знакомство с творчеством Б.Заходера. «Дырки в сыре»

Программное содержание:

  • Закреплять представления детей о творчестве Бориса Заходера, вспомнить содержание стихотворения «Дырки в сыре».
  • Закреплять умение понимать содержание стихотворения, умение выделять сюжетную линию, персонажи.
  • Закреплять представления об иллюстрации, как виде изобразительного искусства.
  • Упражнять в рисовании с опорой на операционные карты в смешанной технике: набросок простым карандашом, проработка контура перманентным маркером, раскрашивание мелких деталей восковыми мелками (масленой пастелью), раскрашивание крупных деталей и фона акварелью.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, образное мышление, воображение.
  • Воспитывать уважение к творчеству поэта.

Оборудование и материалы:

Слайды. Операционные карты рисования свиньи, гуся, овцы, собаки, кота, вороны.

Листы бумаги А4, простые карандаши, ластики, перманентные маркеры, восковые мелки, масленая пастель, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

Орг.момент

  • Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом занятии? (Бориса Заходера)
  • Какое стихотворение мы начали иллюстрировать? («Дырки в сыре»)

Слайд 3-4

Д/И «Кто лишний?»

Предложить детям сначала вспомнить действующие лица стихотворения, найти на слайде лишних персонажей. Затем вспомнить содержание стихотворения.

Слайд 5

Показ техники выполнения работы

Дети смотрят видео-ролик https://www.ok.ru/video/38244780558 

Педагог уточняет последовательность работы:

  • сделать набросок простым карандашом;
  • обвести контуры перманентным черным маркером;
  • раскрасить мелкие детали восковыми мелками или масляной пастелью;
  • раскрасить крупные фрагменты и фон акварелью.

Слайд 6

Работа детей за столами

Дети за столами работают за столами, опираясь на операционные карты и эскизы, выполненные ими на прошлом занятии. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Слайд 7

Физминутка «Самолет» (https://youtu.be/ZnZSAx0lFHg)

Провести на 12-15 минуте занятия.

Слайд 8

Итог

Дети рассматривают рисунки друг друга, раскладывают их в порядке, соответствующем содержанию стихотворения. Педагог обращает внимание на то, что рисунки смотрятся как части одного целого, просит детей подумать, почему складывается такое впечатление? Подводит к выводу, что рисунки смотрятся гармонично, т.к. выполнены в одной технике.

  • Многие художники иллюстраторы используют такую смешанную технику рисования, когда сначала рисуют черный контур, а потом раскрашивают красками, мелками или цветными карандашами.

Занятие 2

для 2-ой подгруппы

Тема: «Знакомство с творчеством Б.Заходера. «Кошки»

Программное содержание:

  • Закреплять представления детей о творчестве Бориса Заходера, вспомнить содержание стихотворения «Кошки».
  • Закреплять умение понимать содержание стихотворения, умение выделять сюжетную линию, персонажи.
  • Закреплять представления об иллюстрации, как виде изобразительного искусства.
  • Упражнять в рисовании с опорой на операционные карты в смешанной технике: набросок простым карандашом, проработка контура перманентным маркером, раскрашивание мелких деталей восковыми мелками (масляной пастелью), раскрашивание крупных деталей и фона акварелью.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, образное мышление, воображение.
  • Воспитывать уважение к творчеству поэта.

Оборудование и материалы:

Слайды. Операционные карты рисования кошек.

Листы бумаги А4, простые карандаши, ластики, перманентные маркеры, восковые мелки, масляная пастель, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

Орг.момент

  • Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом занятии? (Бориса Заходера)
  • Какое стихотворение мы начали иллюстрировать? («Кошки»)

Слайд 3

Предложить детям вспомнить содержание стихотворения. 

Показ техники выполнения работы

Дети смотрят видео-ролик https://www.ok.ru/video/38244780558 

Педагог уточняет последовательность работы:

  • сделать набросок простым карандашом;
  • обвести контуры перманентным черным маркером;
  • раскрасить мелкие детали восковыми мелками (масляной пастелью);
  • раскрасить крупные фрагменты и фон акварелью.

Слайд 4

Работа детей за столами

Дети за столами работают за столами, опираясь на операционные карты и эскизы, выполненные ими на прошлом занятии. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Физминутка «Самолет» (https://youtu.be/ZnZSAx0lFHg)

Провести на 12-15 минуте занятия.

Слайд 5

Итог

Дети рассматривают рисунки друг друга, раскладывают их в порядке, соответствующем содержанию стихотворения. Педагог обращает внимание на то, что рисунки смотрятся как части одного целого, просит детей подумать, почему складывается такое впечатление? Подводит к выводу, что рисунки смотрятся гармонично, т.к. выполнены в одной технике.

  • Многие художники иллюстраторы используют такую смешанную технику рисования, когда сначала рисуют черный контур, а потом раскрашивают красками, мелками или цветными карандашами.

Занятия 3-4

для 1-ой подгруппы

Тема: «Звонкий день»

Программное содержание:

  • Закреплять представления детей о творчестве Бориса Заходера, познакомить со стихотворением  «Звонкий день».
  • Закреплять умение понимать содержание стихотворения, умение выделять сюжетную линию, персонажи.
  • Закреплять представления об иллюстрации, как виде изобразительного искусства.
  • Упражнять в рисовании с опорой на операционные карты в смешанной технике: набросок простым карандашом, проработка контура перманентным маркером, раскрашивание мелких деталей восковыми мелками (масляной пастелью), раскрашивание крупных деталей и фона акварелью.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, образное мышление, воображение.
  • Воспитывать уважение к творчеству поэта.

Оборудование и материалы:

Слайды. Предметные картинки: медведь, волк, лиса, барсук, заяц, еж, белка; контрабас, баян, рояль, тромбон, барабан, балалайка, медные тарелки. Операционные карты рисования медведя, волка, лисы, барсука, зайца, ежа, белки.

Листы бумаги А4, простые карандаши, ластики, перманентные маркеры, восковые мелки, масляная пастель, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

Орг.момент

  • Ребята, в прошлый раз вы рисовали картинки к стихотворениям Бориса Заходера. Вспомните, как они назывались? («Дырки в сыре», «Кошки»)
  • А как называют картинки к литературным произведениям? (Иллюстрации»)
  • Иллюстрации можно встретить не только в книгах, но и … где еще можно увидеть иллюстрации? (В диафильмах)
  • Верно! Диафильмы с вашими иллюстрациями уже готовы. Хотите посмотреть?

Просмотр диафильмов «Дырки в сыре» и «Кошки».

После просмотра педагог узнает о впечатлениях детей, понравилось ли им их совместное творчество? Предлагает совместно создать еще один диафильм на стихи Б. Заходера «Звонкий день».

Слайд 3

Чтение стихотворения «Звонкий день»

Взял Топтыгин
Контрабас:
- Ну-ка,
Все пускайтесь в пляс!
Ни к чему
Ворчать и злиться,
Лучше будем
Веселиться!

Тут и Волк
На поляне
Заиграл
На баяне:

- Веселитесь,
Так и быть!
Я не буду больше
Выть!

Чудеса, чудеса!
За роялем - Лиса,
Лиска-пианистка,
Рыжая солистка!

Старик Барсук
Продул мундштук:
До чего же
У тромбона
Превосходный звук!
От такого звука
Убегает скука!

В барабаны - стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ежик-дед и ежик-внук
Взяли балалайки...

Подхватили Белочки
Медные тарелочки:
- Дзинь-дзинь!
- Трень-брень!
Очень
Звонкий
День!

Слайд 4

Д/И «Кто лишний?»

Дети находят на слайде изображения животных, которых нет в стихотворении.

Слайд

5-12

Д/И «Подбери музыканту инструмент»

Слайд 12

Показ техники выполнения работы

Педагог напоминает последовательность работы:

  • сделать набросок простым карандашом;
  • обвести контуры перманентным черным маркером;
  • раскрасить мелкие детали восковыми мелками (масляной пастелью);
  • раскрасить крупные фрагменты и фон акварелью.

Слайд 13

Физминутка «Самолет» (https://youtu.be/ZnZSAx0lFHg)

Провести на 12-15 минуте занятия.

Слайд 14

Работа детей за столами

Дети работают за столами, опираясь на операционные карты. Педагог оказывает индивидуальную помощь. Работа выполняется за два занятия: на первом – набросок, на втором – обводка и раскрашивание.

Итог

Дети раскладывают рисунки в порядке, соответствующем содержанию стихотворения, рассматривают их, выделяют интересные художественные решения.

Педагог задает детям вопросы:

  • Почему Борис Заходер назвал свое стихотворение «Звонкий день»?
  • Какими предстали в этом стихотворении звери?
  • Удалось ли вам передать в рисунках их настроение и характер?
  • С помощью каких средств выразительности вы это сделали?

Занятие 3-4

для 2-ой подгруппы

Тема: «Лиса и Крот»

Программное содержание:

  • Закреплять представления детей о творчестве Бориса Заходера, познакомить со стихотворением  «Лиса и крот».
  • Закреплять умение понимать содержание стихотворения, умение выделять сюжетную линию, персонажи.
  • Закреплять представления об иллюстрации, как виде изобразительного искусства.
  • Упражнять в рисовании с опорой на операционные карты в смешанной технике: набросок простым карандашом, проработка контура перманентным маркером, раскрашивание мелких деталей восковыми мелками (масляной пастелью), раскрашивание крупных деталей и фона акварелью.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, образное мышление, воображение.
  • Воспитывать уважение к творчеству поэта.

Оборудование и материалы:

Слайды.  Морфологические таблицы «Цветы», «Грибы».

Листы бумаги А4, простые карандаши, ластики, перманентные маркеры, восковые мелки, масляная пастель, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

Орг.момент

  • Ребята, в прошлый раз вы рисовали картинки к стихотворениям Бориса Заходера. Вспомните, как они назывались? («Дырки в сыре», «Кошки»)
  • А как называют картинки к литературным произведениям? (Иллюстрации)
  • Иллюстрации можно встретить не только в книгах, но и … где еще можно увидеть иллюстрации? (В диафильмах)
  • Верно! Диафильмы с вашими иллюстрациями уже готовы. Хотите посмотреть?

Просмотр диафильмов «Дырки в сыре» и «Кошки».

После просмотра педагог узнает о впечатлениях детей, понравилось ли им их совместное творчество? Предлагает совместно нарисовать иллюстрации к еще одному стихотворению поэта.

Слайд 3

  • А кто герои этого стихотворения, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Он работает «шахтером»
В шубе, черной, словно ворон.
Под полями роет норки,
На траве чернеют горки.
Что же за зверек такой
Поселился под землей?

                                      (крот)

  • Ребята, что вы знаете о кроте? Где он живет, чем питается?

Дети рассказывают, педагог дополняет ответы детей, демонстрирует фото кротовьих нор, обращает внимание на то, какие узкие входы в эти норы, т.к. крот – это маленькое животное. Отмечает внешние особенности крота: черный мех, розовый носик, крупные лапы с растопыренными пальцами, маленькие слепые глазки, ушки тоже такие маленькие, что их не видно.

Слайд 4

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, 
Хвост пушистый и большой.

                                     (лиса)

Педагог просит детей рассказать, что они знают о лисе? Дополняет и уточняет ответы детей: лиса – лесной хищник, она охотится на мелких животных, в том числе и на кротов.

Слайд 5

Чтение стихотворения «Лиса и крот»

- Славный домик,
Милый Крот,
Только больно
Узкий вход!

- Вход, Лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик вас!

Вопросы к детям:

  • Как вы думаете, лисе на самом деле нравится домик крота?
  • Зачем она говорит не правду?
  • Как называют приятные слова, сказанные не искренне, с тайным умыслом?
  • Как вы думаете, крот понимает, что Лиса его обманывает?
  • Желает ли крот, чтобы лиса зашла к нему в гости? Почему?

Слайды 6-7

Рассматривание иллюстраций.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации разных авторов к этому стихотворению. Обращает внимание детей на позы персонажей, на то, как по-разному художники изобразили героев, домик крота. Одни иллюстрации приближены к реальному облику животных и окружающей природы, а другие – показывают сказочные образы: лиса к одежде, крот к каске и с лопатой или в очках, кротовья нора с окошками, крышей и даже трубой в виде гриба Мухомора.

Слайды 8-9

Показ алгоритмов рисования лисы

На слайде демонстрируются алгоритмы рисования лисы в реальной и стилизованной форме. Варианты рисования крота педагог показывает маркером на доске. Домики и окружающую природу детям предлагается придумать и нарисовать самостоятельно.

Слайд 10

Физминутка «Самолет» (https://youtu.be/ZnZSAx0lFHg)

Провести на 12-15 минуте занятия.

Слайд 14

Работа детей за столами

Дети работают за столами, опираясь на схемы рисования на слайде. Педагог оказывает индивидуальную помощь. В помощь при изображении окружающей природы педагог предлагает детям воспользоваться морфологическими таблицами «Цветы», «Грибы»

Работа выполняется за два занятия: на первом – набросок, на втором – обводка и раскрашивание.

Итог

Дети рассматривают рисунки друг друга, выделяют интересные художественные решения. Педагог отмечает, что, несмотря на один сюжет, рисунки у всех получились разными по стилистике. У кого-то животные больше похожи на реальных зверей, у других – они сказочные.

Приложение 2

Слайды к занятиям         https://yadi.sk/d/_BxIWowH3TDgJt

Приложение 3

Диафильмы:

«Дырки в сыре»

https://yadi.sk/d/34iDUR_z3TDfwJ 

«Кошки»

https://yadi.sk/d/ix2x1GLL3TDgAa 

«Лиса и Крот»

https://yadi.sk/d/JTtsZ9Jl3TDgGY 

«Звонкий день»

https://yadi.sk/d/yx8AYXP23TDg6o 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» Подгрупповой краткосрочный творческий проект МЫ РИСУЕМ ДИАФИЛЬМ для детей старшего дошкольного возраста Педагог дополнительного образования Павлючик М.В. П.г.т. Пойковский 2018

Слайд 2

Диафи́льм — разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, которая использовалась в образовательных и развлекательных целях до конца XX века, когда была вытеснена фильмами на видеокассетах, а позднее на DVD.

Слайд 3

Актуальность Продуктивная (изобразительная) деятельность – один из основных видов деятельности в дошкольном возрасте. Проект способствует: уточнению и обобщению представлений дошкольников об окружающем мире; формированию умения слушать литературные произведения, выделять в них действующих лиц, видеть сюжетную линию, понимать взаимоотношения героев; формированию умения рисовать иллюстрации по мотивам литературных произведений; обогащению художественно-творческого опыта детей; развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Слайд 4

Цель проекта Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через коллективное творчество по созданию диафильма.

Слайд 5

Задачи проекта Обучающие: Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения. Формировать умение понимать содержание литературных произведений, умение выделять сюжетную линию, персонажей. Формировать представления об иллюстрации, как виде изобразительного искусства. Вызвать интерес к совместному созданию диафильма по мотивам литературного произведения. Формировать и закреплять художественно-изобразительные навыки. Формировать умение передавать в рисунке содержание литературного произведения, внешний облик, характер и настроение персонажей, отражать отношения между ними.

Слайд 6

Задачи проекта Развивающие: Развивать цветовосприятие , память, внимание, образное мышление, воображение, творческую активность, зрительно-моторную координацию. Развивать умения планировать и регулировать свои действия в процессе творчества. Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства в процессе восприятия фотографий, произведений живописи и собственной изобразительной деятельности. Воспитывать ответственное отношение к своей работе, т.к. от нее зависит общий результат.

Слайд 7

Ожидаемые результаты Дети проявляют интерес к художественной литературе и иллюстрациям к ней, понимают их содержание и средства выразительности. Дети имеют опыт сюжетного рисования по мотивам литературного произведения; Дети имеют опыт передачи в рисунке отношений между персонажами, через изображение их поз, мимики, движения. Дети имеют опыт планирования и регулирования своих действий в процессе творчества при поддержке педагога. Дети получают опыт социально значимой деятельности, т.к. их труд призван принести радость другим детям или взрослым. Продукт проекта: Банк диафильмов по мотивам стихотворений Б.Заходера .

Слайд 8

Содержание проекта I этап Определение типа проекта. Определение цели и задач проекта. Обеспечение информационного, методического и материально-технического оснащения проекта. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 9

II этап ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) № занятия 1 подгруппа 2 подгруппа 1-2 «Знакомство с творчеством Б . Заходера . « Дырки в сыре» «Знакомство с творчеством Б . Заходера . « Кошки» 3-4 «Лиса и Крот» «Звонкий день» План занятий

Слайд 10

Последовательность работы над диафильмом: Вводная беседа 2. Изучение литературного материала II этап

Слайд 11

II этап 3. Организация изобразительной деятельности «Дырки в сыре»

Слайд 12

«Лиса и Крот» II этап

Слайд 13

«Кошки – это кошки!» II этап

Слайд 14

4. Монтаж диафильма II этап

Слайд 15

III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) Демонстрация диафильмов детям детского сада.

Слайд 16

III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) Демонстрация диафильмов детям детского сада.

Слайд 17

III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) Выставка детских работ.

Слайд 18

III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ) Выставка детских работ.

Слайд 19

Продолжительность проекта: 4 – 5 недель. Количество участников: 22 старших дошкольника. Анализ результатов проекта «Кошки» «Дырки в сыре» «Лиса и Крот» «Звонкий день» https://yadi.sk/d/34iDUR_z3TDfwJ https://yadi.sk/d/ix2x1GLL3TDgAa https://yadi.sk/d/JTtsZ9Jl3TDgGY https://yadi.sk/d/yx8AYXP23TDg6o

Слайд 20

Анализ результатов проекта В процессе работы над проектом дети приобрели: представления о творчестве Бориса Заходера ; умение понимать содержание стихотворных произведений, выделять сюжет и персонажи, делить произведение на эпизоды для иллюстрирования; опыт рисования по мотивам литературных произведений; опыт сюжетного рисования в смешанной технике по предварительному наброску; опыт передачи в рисунке отношений между персонажами, через изображение их поз, мимики, движения; опыт планирования и регулирования своих действий в процессе совместного творчества; опыт социально значимой деятельности.

Слайд 21

Вывод: Проект можно считать успешным, т.к. были созданы условия для осознанной творческой деятельности детей по разработке диафильма. Перспективы: Проект может быть использован для работы над иллюстрированием других литературных произведений. Продукт проекта может быть использован на занятиях по чтению художественной литературы, развитию речи, музыкальных занятиях, в досуговых мероприятиях.

Слайд 22

Источники: https://deti-online.com/stihi/stihi-zahodera/dyrki-v-syre/ http://www.b-port.com/index/item/112862.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно -творческой деятельности "Рисуем портрет" с участием художника

Очень важно знакомить детей с творческими людьми,живущими в родном поселке, городе.Наш край богат мастерами-умельцами, художниками.Одной из них является художница Заврина А.Е. Она с радостью согласила...

творческий проект "Рисуем портреты"

предназначен для  детей старшего дошкольного возраста....

2015-2016 ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Рисование под музыку - невероятно увлекательный процесс для детей....

Творческий проект " Рисуем вместе музыку"

Синтез музыки, слова и рисунка может стать не только «волшебным ключиком» в эмоционально богатый мир музыки, но иногда помогает проблемам ребенка «всплыть» из бессознательной с...