Гендерный подход в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию.
методическая разработка по рисованию по теме
Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творчества и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа - разными и по-разному прекрасными!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podhod_v_risovanii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», озвученной президентом РФ в 2009 году, качество образования является главным приоритетом. Этот аспект образовательной политики влечет за собой поиск эффективных подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В условиях модернизации системы дошкольного образования для повышения его качества особенно актуализируется проблема гендерного воспитания детей.
Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л.О. Ковальчук). Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических не отрицается, но уходит на второй план.
Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).
Анализ исследований, педагогической практики, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса проблемы побудили к созданию системы работы с детьми 5-7 лет, цель которой – способствовать гендерному воспитанию детей посредством рисования. На основе данной цели определены следующие задачи:
– развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе рисования;
– формировать адекватную полу модель поведения у детей;
– воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
– учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
– учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа и др.
Занятия по рисованию проводятся как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия. При их организации учитываются такие особенности детей, как:
– интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;
– при оценке поведения детей и результатов их деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.
На занятиях по рисованию важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого используются разнообразные педагогические приемы, среди которых следующие:
1. Проблема: мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Пути выхода:
– предложить из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;
– выложить из палочек фигуру человека в движении;
– продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);
– попросить самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в зеркале.
2. Проблема: Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти. Пути выхода:
– дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом;
– предложить схему использования тонкой кисти;
– давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.
3. Проблема: мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки. Пути выхода:
– предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.
4. Проблема: девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок. Пути выхода:
– разделить процесс рисования на 2 части: 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей – даем схему;
– дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.
5. Проблема: мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают. Пути выхода:
– посадить мальчика с девочкой за одним столом для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок соседки – девочки;
– предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схему продумываем к каждому занятию).
Важное место при гендерном подходе в процессе рисования занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изобразительного творчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему: «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение уголка изобразительного творчества. Появляются места для рисования в индивидуальном решении для мальчиков и девочек. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:
– разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов (Например: для мальчиков – в виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде дерева, цветка и др.);
– подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с изображением мужских видов спорта, разнообразной техники, узорами в клетку и линию, подводного мира, мужских героев мультфильмов и сказок и др., а для девочек – с изображением насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и др.
– кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых цветов девочек;
– раскраски с различными изображениями (Н: красавиц для девочек и рыцарей для мальчиков);
– трафареты с изображением предметов мужского (машины, инструменты) и женского (цветы, бабочки) характера;
– рамочки для детских рисунков самых разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно по своему предпочтению выбираются мальчиками и девочками;
– схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании;
– сюжетная мебель (стул в виде цветка для девочек, стул в виде болтика для мальчиков и др.) и многое другое.
Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по гендерному подходу в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Памятка для родителей - адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог...
исследовательский проект "Роль волшебной сказки в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию"
Проектная деятельность, цель которой - выявить роль волшебных сказок в обучении старших дошкольников рисованию, разработка рекомендаций педагогам. Длительность проекта - 1 год....
« Волшебный песок » (обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию картин песком на светящемся экране)
Данный материал реализует проект "Рисование песком на стекле"...
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по теме: «Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию пейзажа»
Актуальность: природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах прир...
Презентация "Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"
Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...
«Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного возраста» Соавтор Мельникова С. С.
laquo;Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и жен...
"Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"
Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...