Доклад на тему "Нетрадиционные техники для художественно - эстетического развития"
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Лыкова Ольга Ивановна

Доклад написан для участия в конкурсе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ ВЕРХНЕКАРАЧАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

ГРИБАНОВСКИЙ РАЙОН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Нетрадиционные техники

для художественно–эстетического развития»

                                                                                                              Подготовила:

                                                   воспитатель

Лыкова Ольга Ивановна

                                           2017-2018 уч.г.

   Нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки в детском саду заняли достойное место в работе с детьми дошкольного возраста. Они раскрывают творческие способности детей, художественный вкус, развивают мелкую моторику, влияют на формирование речевых навыков.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Так, например А.Р. Лурия считает, что развитие речи начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. К сожалению, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, движения их неловкие, плохая координация, или ребенок замедлен в действии, или очень импульсивен. Все это затрудняет овладение жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания и коммуникации. Через развитие мелкой моторики идет подготовка последующего формирования речи, кроме того активизация работы по развитию моторики кистей и пальцев рук у детей оказывает положительное влияние и на психическое развитие. Помимо всего прочего я заметила, что такого рода деятельность вырабатывает у детей дошкольного возраста такие качества как внимательность, усидчивость и терпение. Дети учатся управлять своими эмоциями, проявлять инициативу, фантазируют, что свойственно в этом возрасте и демонстрируют задатки нестандартного мышления, что очень важно при подготовке к школе.

По своему опыту знаю, что непосредственно образовательную деятельность с детьми нужно строить так, чтобы методики чередовались.

       Существует множество техник нетрадиционного рисования, которые в большей степени, конечно, используются в кружковой работе.  Я перечислю лишь те, которые применяю в работе с детьми своей средней группы «Пчёлки».

  • Рисование пальцем (для этого использую специальные пальчиковые краски, дети макают пальчик в краску и рисуют им на листе бумаги.)
  • Кляксография (можно с помощью трубочки для сока выдуть краску на лист бумаги, получится клякса обязательно на что-то похожая, а потом ее дорисовать).
  • Рисование ладошкой (наносим на ладошку краску и делаем отпечаток на листе бумаги, если нужно дорисовываем по замыслу. Например, делаем на отпечатке ладошек глаза и получается рыбка и т. д.)
  • Рисование крупой (по принципу рисования песком).
  • Печатание (печатать можно чем угодно, готовыми формами, картофелем, природным материалом, например листьями, поролоном и т. д.)
  • Рисование методом тычка (здесь мы используем жесткую кисть, можно использовать мех).
  • Рисование ватными палочками. (Ватные палочки мы используем для точечной росписи).
  • Ниткография (сворачиваем лист бумаги пополам, нить макаем в краску, переносим ее на бумагу, на одну половинку свернутого листа, второй половинкой накрываем и, придерживая ладошкой, вытягиваем нить, раскрываем лист и дорисовываем получившееся изображение).
  • Рисование свечой (наносим рисунок свечой на лист бумаги, затем закрашиваем лист акварельной краской, например голубой. Контуры рисунка, нарисованного свечой, проступают сквозь краску. Такие рисунки называют волшебными или невидимыми).
  • Рисование мыльными пузырями (в жидкость для мыльных пузырей добавляем краску, набираем краску в трубочку для сока и выдуваем на бумагу).
  • Рисование мятой бумагой (скомкать бумагу, обмакнуть в краску, сделать отпечатки на листе бумаги).
  • Пластилинография (рисование пластилином).
  • Рисование на камнях (любой камешек можно превратить в божью коровку или зеленого жучка, все зависит от фантазии ребенка, а можно нанести на него точечную роспись ватными палочками.)

Каждая из этих техник знакомит детей со свойствами различных материалов, вызывает интерес к экспериментально – исследовательской деятельности, позволяет испытать чувство радости, удовлетворения от сделанного, вызывает желание творить.

    Наряду с рисованием широко используется и аппликация.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время, в аппликации можно использовать элементы из различных видов бумаги, тканей, ниток, соломки, меха, скорлупы, песка, бересты, высушенных растений, листьев, семян и других природных материалов.

В работе при создании аппликации с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие техники:

  • Аппликация из ткани (на лист бумаги приклеиваются готовые формы, вырезанные из ткани).
  • Аппликация салфетками (из салфеток скатываем шар руками и  приклеиваем на заранее нанесенный на бумагу рисунок. Например, бусы).
  • Аппликация из природного материала (здесь можно использовать засушенные растения, листья деревьев, семена, и т. д.)
  • Аппликация из ниток (в данной технике используем различные виды нитей).
  • Обрывная аппликация (рвем кусочки бумаги и наклеиваем их на основном листе. Из неровно оборванной бумаги получаются интересные композиции).
  • Аппликации из песка ( песок можно окрасить гуашью в разные цвета, дать ему высохнуть, затем на нанесенный заранее на бумагу рисунок наносим клей ПВА и посыпаем песком.)
  • Аппликация из ватных дисков (приклеиваем ватные диски на основу и дополняем мелкими деталями, например, приклеиваем глаза. Получается цыпленок.)
  • Аппликация из ватных палочек.
  • Аппликация из круп, макарон (на готовый силуэт наносим клеи и насыпаем крупу, прижимаем салфеткой, лишнюю крупу убираем).
  • Аппликация гармошкой (цветная бумага складывается гармошкой и приклеивается на основной лист).
  • Аппликация палочками от мороженного.
  • Аппликация пластилиновыми шариками (на лист бумаги наносится рисунок. Его части заполняются разного цвета мелкими пластилиновыми  шариками. Здесь не используют клей. Пластилин сам хорошо держится на листе бумаги.)

     Лепка также играет важную роль в художественно – эстетическом развитии детей. А декоративная лепка напрямую связана с эстетическим воспитанием дошкольников, так как знакомит их с творчеством народных мастеров и различных культур. Лепка сопровождается росписью по изделиям. Детям очень нравятся замысловатые сосуды, предметы быта, посуда с яркой окраской и неповторимым внешним видом. В декоративной лепке дети учатся мыслить, планировать и фантазировать.

Целью своей работы в данном направлении я вижу обучение дошкольников видеть красоту своими глазами, учить превращать незаурядную вещь, во

что-то прекрасное.

Нетрадиционные техники в лепке:

  • Тестопластика (самое широкое применение имеет соленое тесто. Из него можно лепить, его можно раскрашивать. Очень пластичное, мягкое. Создавать можно все, поэтому дети очень любят с ним работать.)
  • Пластилинография (перекликается с рисованием пластилином).
  • Лепка из глины (хорошо получается декоративная посуда).
  • Лепка из круглых мягких комочков пластилина.
  • Лепка на дисках (получается панно на диске).
  • Мозаика из пластилина (пластилин скатывается в жгуты, режется на небольшие кусочки и выкладывается как мозаика на листе бумаги).
  • Лепка из бумажной массы (предварительно бумага замачивается в воде  (хорошо использовать бумажные коробки из под яиц), затем на твердой основе из бумаги выкладываем задуманный пейзаж, когда высохнет можно раскрасить красками.)

     В занятия такого рода, всегда хочется привносить, что-то новое, необычное. В результате я вижу удивление на лицах маленьких ребятишек, а значит, цель достигнута и это очень приятно. Малыши  еще до конца не понимают, как все это можно использовать, но я, как, воспитатель, стараюсь помочь им в освоении нового и интересного.

    Я рассказала лишь о некоторых видах техник, которые можно использовать в средней группе детского сада. На самом деле их гораздо больше. Главное, чтобы было желание творить. А через нетрадиционное творчество дети учатся нестандартно мыслить. И это очень здорово!

   Мы не знаем, кем будут дети, когда они вырастут, а пока мы можем помочь малышам почувствовать свою силу, раскрыть свой талант, получить уверенность в себе. Фантазируйте, творите, воплощайте в жизнь самые необычные идеи, и я уверена, успех обеспечен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...

Доклад Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития.

Задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют развития самостоятельности, творчества и инициативы во всех областях деятельности дошкольников, в ...

Доклад: "Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы"

В данном докладе рассматриваются основные направления по активизации сотрудничества ДОУ с семьей и и воспитательных возможностей родителей. Представлена модель взаимодействия педагогов и родителей по ...

Доклад по теме "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие". Срганизация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности - рисование. Нетрадиционные техники рисования"

Доклад  по теме "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие". Срганизация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности - рисование. Нетра...

Доклад и презентация на тему: «Художественно-эстетическое развитие в природоведческой деятельности «Природа Урала»

Актуальность организации  природоведческой деятельности обусловлена тем, что современные дошкольники познают в основном окружающий мир через монитор компьютера и экран телевизора, мало общаясь с ...