Доклад «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей с множественными нарушениями развития».
материал по коррекционной педагогике по теме

сергеева наталья александровна

Доклад «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей с множественными нарушениями развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx191.8 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей с множественными нарушениями развития».

Пальчиковые игры для малышей

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

   Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ним и улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Чей нос?», «Сорока – белобока», «Коза рогатая». 

Средствами развития мелкой моторики стали:

  • Игры с пластилином
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж
  • Игры с крупами
  • Шнуровки
  • Рисование
  • Игры с бумагой
  • Игры со скрепками
  • Упражнения с пипеткой
  • Игры с зубочисткой
  • Пальчиковые игры

Игры с пластилином.

 

C:\Users\User\Desktop\101PHOTO\SAM_0126.JPG  C:\Users\User\Desktop\101PHOTO\SAM_0107.JPG    C:\Users\User\Desktop\101PHOTO\SAM_0132.JPG  C:\Users\User\Desktop\101PHOTO\SAM_0114.JPG

 Работа с пластилином, кроме развития моторики, вызывает у ребенка много и положительных эмоций.

Игры с пуговицами.

         C:\Users\User\Desktop\101PHOTO\SAM_0030.JPG

 Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж.      

Игры с крупами.  

   C:\Users\User\Desktop\101PHOTO\SAM_0124.JPG

 Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям можно сортировать,  катать  пальцами, придавливать крупу  пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь  и найди игрушку».

Шнуровка.

 Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Рисование.

В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости. В своей работе мы  используем не только карандаши, но и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету.  

Пальчиковые игры.

Включаю  в ежедневные занятия с детьми задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

3. Массаж пальцев и рук

Например: «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим.   \ладошками рубим\

Мы морковку трем,трем.       \кулачки трут друг  друга\

Мы капусту солим, солим.     \солим щепоткой\

Мы капусту мнем, мнем.        \ пальчики сжимаем и разжимаем/

«Гуси – гуси»

- Гуси – гуси !     \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\

- Га – га – га!  \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\

- Есть хотите?  \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\

- Да – да – да!   \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\.

Пальчиковые игры на занятиях играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Занятия занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать предложенный объём информации.

Вывод: 

Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании  придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Литература:

1. Кислинкая Т.А. Гениальность на кончиках пальцев.- М.:Генезис, 2008.

 2. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб., 2003.

3. Новиковская, О. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников.- Издательство «АСТ», 2011.

4. Османова, Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр.-М.:КАРО, 2008.

5. Османова, Г.А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.-М.:КАРО, 2013.

6. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.- М., 2001. 7. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики.-М.:Эксмо, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с  контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»Чеч...

игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.

Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....

Статья "Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей"

   Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию пальцев рук...