Доклад «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей с множественными нарушениями развития».
материал по коррекционной педагогике по теме
Доклад «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей с множественными нарушениями развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 191.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детей с множественными нарушениями развития».
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.
Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.
Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ним и улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Чей нос?», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
Средствами развития мелкой моторики стали:
- Игры с пластилином
- Игры с конструктором, мозаикой
- Игры с пуговицами – пуговичный массаж
- Игры с крупами
- Шнуровки
- Рисование
- Игры с бумагой
- Игры со скрепками
- Упражнения с пипеткой
- Игры с зубочисткой
- Пальчиковые игры
Игры с пластилином.
Работа с пластилином, кроме развития моторики, вызывает у ребенка много и положительных эмоций.
Игры с пуговицами.
Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж.
Игры с крупами.
Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям можно сортировать, катать пальцами, придавливать крупу пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь и найди игрушку».
Шнуровка.
Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Рисование.
В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости. В своей работе мы используем не только карандаши, но и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету.
Пальчиковые игры.
Включаю в ежедневные занятия с детьми задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Пальчиковые игры
3. Массаж пальцев и рук
Например: «Капуста».
Мы капусту рубим, рубим. \ладошками рубим\
Мы морковку трем,трем. \кулачки трут друг друга\
Мы капусту солим, солим. \солим щепоткой\
Мы капусту мнем, мнем. \ пальчики сжимаем и разжимаем/
«Гуси – гуси»
- Гуси – гуси ! \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\
- Га – га – га! \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\
- Есть хотите? \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\
- Да – да – да! \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\.
Пальчиковые игры на занятиях играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Занятия занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать предложенный объём информации.
Вывод:
Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Литература:
1. Кислинкая Т.А. Гениальность на кончиках пальцев.- М.:Генезис, 2008.
2. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб., 2003.
3. Новиковская, О. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников.- Издательство «АСТ», 2011.
4. Османова, Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр.-М.:КАРО, 2008.
5. Османова, Г.А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.-М.:КАРО, 2013.
6. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.- М., 2001. 7. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики.-М.:Эксмо, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей
консультация для родителей...
Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей
консультация для родителей...
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»Чеч...
игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.
Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....
Статья "Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей"
Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию пальцев рук...