Народные узоры
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 25 Калининского района Санкт – Петербурга.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС образовательной области «Художественно эстетическое развитие»
для детей старшей группы
Тема: «Народные узоры».
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие.
Используемые технологии:
игровая, здоровьесберегающая.
Составила воспитатель
Рогачева Светлана Николаевна
Санкт – Петербург 2013 г.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, .
- Учить детей различать особенности, характерные для игрушек различных промыслов.
- Формировать умение образовывать прилагательные.
- Совершенствовать умение правильно образовывать форму множественного числа имен существительных в родительном падеже.
- Развивать диалогическую речь через участия в беседе.
- Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Оборудование и материалы: фотографии произведений народных промыслов, сундучок с игрушками, силуэты народных игрушек для росписи, материалы для рисования.
Предварительная совместная деятельность:
1. Знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками. Рассказ воспитатель об истории промысла. Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек
2. Роспись бумажных силуэтов матрёшек.
3. Разучивание потешек.
4. Загадывание загадок.
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:
Открытка приглашение…
Дорогие дети группы «Дружная семейка», приглашаем вас на выставку картинной галереи декоративно- прикладного искусства, но чтобы вам далеко не ехать, эта выставка к вам приедет сама. Мастера и мастерицы.
Воспитатель: А вы знаете, что такое декоративно – прикладное искусство?
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, а вы хотели бы побывать на такой выставке? (ответы детей)
Воспитатель: Но чтобы туда отправиться, нам необходимо вспомнить правила поведения в картинной галереи.
Дети:
1. Не кричать.
2. Не толкаться.
3. Внимательно рассматривать экспонаты.
4. Отвечать на вопросы воспитателя.
5. Быть вежливыми.
Воспитатель: Ну, хорошо, тогда в путь.
(Подходим к выставке с изображением дымковских игрушек)
- Посмотрите! Эти вот картины нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чуда-люди – мастера!
(демонстрирует дымковские картинки с игрушками)
Воспитатель: Чем знаменито Дымково?
- Игрушкой своей
Зимними вечерами жители села Дымково расписывали разряженных щеголих, лихих всадников, важных индюков, создавая неповторимые образы. Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи.
Воспитатель: Ребята, знакомы вам игрушки, которые нарисованы на картинках? (ответы детей)
- Как вы думаете, Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: из глины
Воспитатель:
- Если они сделаны из глины, то какие они (глиняные)
- А если бы их вырезали из дерева, то какими они были (деревянными)
Воспитатель:
- Ребята, какую цветовую гамму для росписи игрушек используют мастера (красный, оранжевый, жёлтый, синий, коричневый)
- Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете? И что они означают?
Дети: Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий - землю.
Воспитатель: правильно дети, вот послушайте, как красиво сказано о дымковской росписи
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Физкультминутка. Подвижная игра «Подарки»
Дети встают в круг, в центре стоит водящий. Дети идут по кругу со словами:
Принесли нам всем подарки
Что захочешь, то возьмёшь
Вот вам кукла с красной лентой,
Конь, волчок и самолёт
(водящий выбирает подарок, и игра начинается сначала)
- А в сейчас ещё один сюрприз от мастеров. Эти игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И не злато, серебро -
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Воспитатель:
- Ребята, какие игрушки вы видите здесь? назовите их (дети называют козлика, лошадку, барыню, свинку)
- Вы помните стихотворение об уточке? Кто помнит помогайте.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая.
-Подожди минуточку
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
- Давайте поиграем. Я буду называть игрушки в единственном числе, а вы во множественном
Проводится Д/и «Один - много»
(одна барышня – много барышень, один всадник – много всадников, один козёл – много козлов, одна корова – много коров, один конь – много коней).
Воспитатель:
- А какие на этих игрушках узоры нарисовали мастера?
Дети: на игрушках нарисованы разноцветные полоски, ёлочки, солнышки.
Воспитатель: Какие основные цвета использовали мастера?
Дети: основные цвета на игрушках красный, жёлтый, зелёный, синий.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а здесь ещё сундучок спрятан! Давайте посмотрим, что в нём.
- Здесь игрушки (несколько Дымковских и несколько Филимоновских)
Д/и «Третий лишний» (назовите лишнюю игрушку)
- Ребята вам понравилось в картинной галерее, о каких промыслах мы говорили, во что играли?
Воспитатель:
Ребята, в сундучке ещё есть силуэты игрушек и письмо о том, что мастера хотели бы, чтобы вы их расписали. Но выбирать виды росписи будете вы сами. На столах вас ждут краски, кисточки и баночки с водой. Вы можете приступать к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе на тему "Татарский народные узоры"
Тема: “Татарские народные узоры”Цели:• Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.• Развивать творческие способности дошкольни...
Сценарий досуга для детей 2-ой мл.группы "Народные узоры"
Дети в игровой форме знакомятся с попевками и народными песенками , народные игры, считалки, игра на шумовых инструментах, ложках. Матрешка ведущая, проводит игры "Карусель". Шла коза по лесу", Петруш...
Дидактическая игра "Народные узоры"
Дидактическая игра "Народные узоры" значительно разширяет кругозор ребенка и его представление о народных узорах в различных фактурах....
Раскраски для детей "Русские красавицы. Народные узоры"
Делаем наряды девушек ярче!...
"Хантымансийский народный узор"
Знакомство детей с национальной культурой народов Ханты - Мансийского автономного округа....
«Народные узоры»
Родителям воспитанников подготовительных к школе групп о запланированном проекте "Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами фольклора"...
Минипроект "Изучение русских народных узоров"
Изучение русских народных узоров в средней группе. Издревле человек пытался украсить свое жилище и свой быт при помощи того что было у него под рукой – это и ...