«Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по алгоритмическим схемам».
консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Обучение детей рисованию по алгоритмическим схемам дает фундамент для развития творческих способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-tekst_microsoft_office_word.docx | 166.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №18
муниципального образования Кавказский район города Кропоткин
Семинар-практикум
«Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по алгоритмическим схемам».
Педагог дополнительного образования: Савельева С.П.
2018год
Слайд №1
В условиях реализации ФГОС в системе дошкольного образования, предполагается использование различных методов в непосредственно образовательной деятельности, и создает необходимость подбирать и осваивать новые, все более эффективные и разнообразные методики и формы работы с детьми, обеспечивающих их всестороннее развитие.
Изобразительная деятельность является наиболее актуальной и продуктивной в дошкольный период, она развивает не только художественно – творческие способности, но и активизирует различные психофизические функции и способности ребенка . Многолетний опыт преподавания изобразительной деятельности показывает, что изображение предметов, фигур или силуэтов, вызывает определенное затруднение.
Слайд№2
Не освоив на занятиях под руководством педагогов необходимых для рисования знаний, навыков и умений, не получив отчётливых представлений об изображаемом, ребёнок чувствует себя беспомощным. Он вынужден рисовать не то, что задумал, а то, что получается. Это вызывает неудовлетворённость, скованность, и чем старше ребёнок, тем острее он чувствует свою неумелость.
Решить данную проблему возможно, с использованием метода алгоритмического рисования. Обучение детей дошкольного возраста рисованию по алгоритмическим схемам направлено на освоение детьми формообразующих движений, способствует развитию навыков изобразительной деятельности и не исключает развития творческих способностей. Обучение рисованию по алгоритмическим схемам закладывает фундамент для дальнейшего творческого развития личности. Научившись рисовать животных, птиц, транспорт по алгоритмическим схемам, дошкольники включают их в свои сюжетные композиции.
Алгоритмическое рисование – это поэтапное рисование отдельных частей, на основе геометрических форм и объединением их в целую, общую, узнаваемую форму.
Слайд№3
Для того чтобы использовать данную методику, нужно определить понятие алгоритмического рисования.
Алгоритм: предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
Схема:
- Чертеж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение; связь частей чего либо.
При алгоритмическом рисовании автор Н.В. Шайдурова, предлагает мысленно разделить объект на составляющие – туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисовани.
«Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» . Если нарисовать треугольник, то он будет выглядеть как пирамидка, или превратиться в уши животного, или крышу дома. А это уже определенная ступень воображения. А именно работа с ассоциациями и лежит в основе фундамента для развития воображения и творчества в изобразительной деятельности. Так, нарисованный круг, может быть похож на солнце, или яблочко, а может превратиться и в тарелку. Прямоугольник превратиться в дом или телевизор, все это и есть творческое воображение или творческий замысел.
Слайд№4
Задачи
1.Учить создавать рисунок по алгоритмическим схемам.
Мир, окружающий человека прекрасен и многообразен. Ребенок, испытывая большое желание передать свои впечатления на бумаге, зачастую сталкивается с трудностями изображения задуманного в рисунке. Далеко не каждый ребенок имеет способность самостоятельно и поэтапно правильно передать образ того или иного существа. Чаще всего дети испытывают трудности в начале рисования, т.е. не знают, с чего начать или не знают, что рисовать дальше. В этом ребенку могут помочь образцы с изображением необходимой последовательности рисования различных объектов, т.е. алгоритмы. При помощи них ребенку легко сориентироваться в количестве и форме частей тела, увидеть их пропорциональное соотношение, а также конечный результат.
2. Учить работать с технологической картой; В качестве предварительной работы, можно использовать шаблоны различных животных,птиц,транспорта и т.д. Это поможет ребенку сориентироваться в количестве тех или иных частей , их форме и размера, но и даст возможность передать любое движение.
3.знакомить с технологическими операциями при создании образа.
Освоение изобразительных умений происходит постепенно: сначала дети получают представления о способах действий по подражанию, затем применяют полученные умения на практике, закрепляя в упражнениях. И наконец потом могут применять освоенные способы в новых условиях, воспроизводить их в собственном творчестве.
4.Формировать умение создавать образ в виде простых геометрических форм по методу «Шаг за шагом»;
Дошкольники лучше запоминают и закрепляют знание геометрических форм, ассоциативное сравнение форм с объектами живой и не живой природы, и последовательности изображения их.
Практически каждый педагог, может помочь ребенку научиться рисовать, используя различные алгоритмические схемы. Такие схемы, можно использовать из электронных источников и (или) методической литературы.
В основе данной методики, заложены базовые геометрические формы, известные детям уже в дошкольном возрасте (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), а также первичные графические элементы (точка, линия, пятно), что позволяет легко усвоить данный способ изображения. Данные схемы довольно просты, и достаточно узнаваемы для ребенка.
Методика алгоритмического рисования предполагает следующую последовательность. Исследование геометрической фигуры, ее формы, размера. При помощи взрослого, ребенок может выбрать и закрепить знания об определенной базовой, геометрической форме, которая ляжет в основу изображения. Например, круг, овал – для головы и туловища, треугольник для ушей и т. д. Далее по алгоритму дорисовывается небольшие детали, состоящие так же из геометрических форм, меньших по размеру (лапы, уши, нос, глаза и т. д). В завершении рисования фигуры, прорисовываются самые маленькие, необходимые детали и формы. Уточняются конкретные элементы для завершения образа (зрачки, кармашки, пуговицы, принт на одежде, ресницы и т. д). Возможно, при изображении, у ребенка возникнет потребность самому дополнить уже сложившийся силуэт какими-то деталями, такое желание, должно быть положительно отмечено педагогом. Если нет, то педагогу нужно подсказать ребенку различные решения завершения образа дополнительными элементами. Это способствует развитию воображения и проявления творческого «Я».
5.Овладевать отдельными технологическими операциями.
Разметка рисунка, создания наброска, прорисовка ,штриховка, заливка цветом. В основе данной методики, заложены базовые геометрические формы, известные детям уже в дошкольном возрасте (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), а также первичные графические элементы (точка, линия, пятно), что позволяет легко усвоить данный способ изображения.
Слайд№5.
Дети 4-5 лет
- Дети 4-5 лет начинают овладевать умением самостоятельно читать и изображать по схемам и образцам по заданным темам.
- важно формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения отображать их в собственной деятельности.
- В изобразительной деятельности схемы позволяют помочь детям воплотить собственные впечатления.
- В среднем возрасте больше используется показ, совместная, индивидуальная работа, используется прием дорисовки.
Слайд№6.
Формы организации
Индивидуальная работа: - Младшие дошкольники учатся рисовать по схемам с 3 этапа алгоритма,
- Прием дорисовки (по заготовке педагога). - Соединять туловище с шеей, дорисовывать ноги, хвост и отдельные детали.
- Совместная работа: - Рисование по всем этапам алгоритмов по шаблонам или трафаретам. Самостоятельный выбор шаблонов или трафаретов, самостоятельная обводка частей тела.
- Алгоритмы и схемы – универсальны, состоят их отдельных карточек –этапов
Слайд№7.
Для детей младших групп лучше использовать алгоритмы с наименьшим количеством шагов. Алгоритм должен быть выполнен в цвете и сроиться на основе овала, круга, треугольника, прямоугольника.
Можно сопровождать показ рисования животного художественным словом. Например, при показе изображения зайчика, можно использовать следующие слова:
Мы рисуем снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой!
Он с хвостом и головой.
Слайд№8.
Наши работы.
В качестве предварительной работы, можно использовать шаблоны различных животных. Это поможет ребенку сориентироваться в количестве тех или иных частей тела, их форме и размера, но и даст возможность передать любое движение. Также можно использовать ватные диски для образования базовой формы.
Слайд№9.
В старшем дошкольном возрасте
(5-6 лет большое внимание уделяется сознанию условий для самостоятельной деятельности).
- Для развития продуктивного творчества детей необходимо позаботится, о наглядности (подборка картинок, иллюстративного материала, и подборке схем, алгоритмов, с изображением последовательности работы для какого либо изображения). Это дает возможность подчеркнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности.
В этом возрасте дети продолжают овладевать умением самостоятельно читать и изображать по схемам и образцам по заданным темам.
Слайд№10.
Формы организации деятельности
Фронтальная работа. - Совместна работа педагога и ребенка, через показ, всех этапов изображения активно используются разнообразные виды наглядности .
Самостоятельная работа (шаблоны) -
Изображение выполняются произвольно от руки или с помощью шаблонов, по мере возможности ребенка
- Подгрупповая работа . - дети выполняют не большой группой заданную тему.
Слайд№11.
Для детей старших групп используются алгоритмы с большим количеством шагов, т.к. добавляется больше деталей .
Овладевая умениями рисования дети испытывают трудности: не всегда верно определяют величину изображения в зависимости от размера листа; не выполняет предварительный набросок простым карандашом; действия в рисовании осуществляет не последовательно: композиционное размещение на плоскости листа опускается; набросок может не выполняться; сразу приступает к изображению; не передают характерные особенности объекта: при изображении строения, формы частей тела имеются значительные искажения, пропорции объекта и расположение его частей переданы неверно. Ракурсы изображения не точные, только в профиль; характерно статическое изображение .
Для детей старших групп используются алгоритмы выполненные графическим способом.
Схемы изображения стилизованы, но совершенно очевидно обозначают конкретное животное, а потому безошибочно узнаются детьми.
Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали животного или предмета и показывают как их можно передать на бумаге. Дети легко их усваивают. Выбор методов и приёмам проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств.
Прежде всего педагог определяет цели и задачи конкретного занятия.
При обучении старших дошкольников рисованию животных воспитатель сначала предлагает назвать форму туловища и головы животного, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их форму (туловище – овальное, голова – круглая, клюв, хвост и т.п.) .Прием показа способов изображения (способов действия) - один из важных в обучении дошкольников. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может быть общим и индивидуальным. Причем индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка. Кроме того, различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком. Показ используется при ознакомлении с техникой работы и с новыми способами изображения. Показ технических приемов совпадает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора. Применение показа на первом и последующих занятиях принципиально отличается. Когда предмет данной формы изображается впервые, показ осуществляет педагог (после соответствующего обследования). Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании. На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети. Впоследствии, когда ребенок усвоил данный метод рисования, он может манипулировать фигурами, наклонять, поворачивать вытягивать формы и элементы, по желанию. И тогда изображение будет изменяться, трансформироваться, радовать и мотивировать ребенка для дальнейшего творческого поиска. Ещё один совет-перед тем как вы начнёте учить ребёнка рисованию по схемам, поупражняйтесь сами в рисовании. Поверьте, вам будет достаточно нескольких минут для закрепления формообразующего движения, чтобы ваши руки почувствовали изобразительную смелость. В процессе таких упражнений вы не только закрепите свои навыки, но и лучше поймёте, как показать ребёнку те или иные приёмы рисования или штриховки, а также трудности , с которыми может столкнуться ребёно
Слайд№12 .
Подготовительный возраст (6-7 лет).
Обучение рисованию детей шести-семи лет представляет особую сложность. При правильном руководстве дети этого возраста приобретают умение больше видеть, лучше наблюдать, что требует и соответствующей фиксации в рисовании, требует новых умений. В рисовании начинает всё более проявляться критическое отношение к результатам. Внимание ребёнка и его интересы становятся более широкими и более устойчивыми. Обнаруживается сознательный интерес к ученью. В то же время ребёнок ещё сохраняет ряд черт, характерных для предшествующего возраста: в рисовании ребёнка ещё не покидает психология соучастника изображаемого.
Побуждение детей к активному применению своих знания и умения, решению все более сложных задач, развитию воли, желания преодолевать трудности, доводить начатое дела до конца, нацеливание на новые, творческие решения. С этой целью активно используются разнообразные виды наглядности: усложненные схемы, предметные и условно – графические алгоритмы и модели.
- Образовательные ситуации с использованием схем и алгоритмов носят преимущественно интегративный, проблемно- поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с педагогом и активною самостоятельность детей в решении задач, совместную деятельность с другими детьми.
- Назначение организованных образовательных ситуаций состоит в обогащении, систематизации, углублении личного опыта старших дошкольников: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности: в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требует для их освоения специальных условий, что способствует подготовке детей к обучению в школ.
Слайд№13.
Формы организации деятельности
Самостоятельная работа.
Самостоятельный выбор алгоритмических схем и шаблонов для рисования.
Коллективная работа
- Совместна работа педагога и ребенка, через показ,
используются разнообразные виды наглядности: усложненные схемы, предметные и условно – графические алгоритмы и модели. Сюжетное рисование. Для развития продуктивного творчества детей необходимо позаботится о наличии несколько схем для создания сюжета ,а затем дорабатывать образ в соответствии с сюжетом.
Творческие задания .
Использование разных алгоритмических схем по выбору ребёнка. На занятиях по рисованию дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. Применяют полученные умения на практике, закрепляя в упражнениях. И наконец потом могут применять освоенные способы в новых условиях, воспроизводить их в собственном творчестве.
На занятиях в процессе обучения рисованию у детей 6-7 лет можно постепенно сформировать действия контроля трех видов: контроля по результату, контроля за способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля. Это подводит детей к самостоятельному использованию действий контроля. Улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения; формируется потребность контролировать себя при любой работе.
Исследование обнаружило и подтвердило, что, овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу действия, используют разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес.
Слайд№14
В подготовительной группе следует учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов и соотношение их по величине; передавать характерные движения; разнообразные ракурсы их положения в пространстве (анфас, вид сзади, в профиль); совершенствовать технику изображения: продолжать развивать свободу и одновременно точность движений под контролем зрения, их плавность, ритмичность; продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий в разных направлениях, учить осуществлять движение всей рукой при рисовании крупных форм, длинных линий, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов; определять величину изображения в зависимости от размера листа; выполнять предварительный набросок простым карандашом, отмечая основные формы тела в соответствии с ракурсом; прорисовывать детали; использовать цвет и выразительные возможности изобразительных материалов в соответствии с поставленной изобразительной задачей; осуществлять действия в рисовании в определённой последовательности: начинать работу с композиционного размещения на листе бумаги, выполнять набросок, прорисовывая сначала основные формы частей тела, затем мелкие части и детали, дорабатывать объект в соответствии со спецификой изобразительного материала.
Слайд№15
При обучении детей рисованию с помощью алгоритмических схем нужно давать детям как можно больше алгоритмов рисования одного и того же животного, а затем дорабатывать образ в соответствии с сюжетом. Для этого обязательно нужно, чтобы рассказ воспитателя был эмоционально насыщенным, интересным для ребенка, вызывающим желание отразить его на бумаге. Желательно каждую новую схему подавать с помощью сказочного сюжета - необычные превращения геометрических фигур, знакомых предметов в новые, неожиданные образы воспринимаются детьми более эмоционально, глубже переживаются. Дети быстро и прочно запоминают сказочный сюжет, а вместе с ним осваивают технические навыки и формообразующие движении . Рисование, «привязанное » к сказочному сюжету ,сокращает время объяснения приёмов рисования в начале занятия, проводимого в традиционной форме.(Например- снесла курочка 3 яичка разного размера, первый поднял головку и запищал, второй –нашёл червяка на земле ,а третий побежал к маме и т.д).
Поэтому , когда вы закончите рисовать сказку у вас останется время для развития творческой активности детей. Предложите нарисовать сюжетную картину по сказке или изменить сюжет. Существует стереотип, что дети обладают большой фантазией. Но в действительности развитие творческого воображения требует серьезных усилий, как от взрослого, так и от ребенка. И такое развитие нуждается в определенных средствах.
Слайд№16
Такими средствами могут быть различные техники рисования, нетрадиционные формы и методы.
Для того чтобы закончить рисунок, сделать его целостным и композиционно правильным, получившееся изображение, дорисовывается окружающими элементами, создавая свою индивидуальную, творческую работу.
Создав определенный образ по алгоритмической схеме, у ребенка появляется необходимость «вписать» его в ту среду, где он мог бы находиться. Этим мы обучаем ребенка основным законам композиции (определенному гармоничному расположению форм и элементов, на листе бумаги), мы так же даем ребенку возможность проявить свою творческую позицию.
Слайд№17
В завершении данной творческой деятельности, используя алгоритмический метод рисования, ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные и художественные способности. В том числе, и при выборе необходимых художественных материалов, которые предоставляются для решения художественных и творческих задач.
Слайд№18 .Мы любим рисовать.
Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что, используя методику алгоритмического рисования в изобразительной деятельности, мы способствуем формированию и приобретению художественных навыков и развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Слайд№19. Спасибо за внимание!
Практическая часть.
Поэтапное рисование елки с детьми
Нарисовать елку можно самыми разными способами. Хотя «устроена» она так же, как и остальные деревья (ствол, отходящие от него ветки), но этот «скелет» замаскирован пушистыми еловыми лапами. Поэтому, рисуя елочку с детьми обобщенно, за основу удобно брать треугольник. Кстати, такая треугольная (вернее, конусообразная) форма у елей имеет глубокий экологический смысл. Ель растет в местах с суровым климатом, со снежными зимами. Такая форма кроны не дает снегу в большом количестве скапливаться на ветвях деревьев. Он просто скатывается с елки, как с горы. А это помогает веткам выстоять, не сломаться от чрезмерной снежной тяжести.
Раскрашивать новогоднюю елочку с детьми очень удобно гуашевыми красками. Сначала зеленой краской закрашиваем хвою, а когда гуашь немного подсохнет рисуем шарики и бусы. Эти круглые украшения очень легко рисовать с маленькими детьми не кистью, а ватными палочками. Обмакните ватную палочку в краску и прижмите к бумаге. У вас получиться отпечаток достаточно правильной круглой формы. Затем на высохших шариках белой краской можно сделать блики-оживки.
Мы предлагаем семь варианта рисования елки с детьми разных возрастов. Они расположены по мере усложнения работы.
Елка-треугольник – поэтапное рисование с детьми от 4 лет.
Это самая простая елочка. Она даже не на основе треугольника – это просто треугольник. Добавьте украшения-шарики – и у вас готова прекрасная новогодняя картинка!
Елка-треугольник – схема поэтапного рисования с детьми от 4 лет.
Простая елка на основе треугольника – поэтапное рисование с детьми от 5 лет.
Эта елочка чуть посложнее. У нее уже есть характерные ветки-зубцы. Такую елочку можно украсить шарами или, просто раскрасив зеленой краской «посадить» в лесу.
У этой елки веток-лапок больше. Рисовать их надо как заборчик, сразу от руки. Низ у елки тоже ажурный. Она уже больше похожа на настоящее деревце. Рисовать украшения заранее имеет смысл, только если вы собираетесь раскрашивать елку фломастерами или цветными карандашами. Если же вы будете работать красками, то можно написать шарики и гирлянды потом, без предварительного рисунка.
Схема поэтапного рисования елки с детьми от 5лет.
Елка на основе треугольника – поэтапное рисование
с детьми от 6 лет.
В этом варианте елочке на смену простым линиям приходят ломанные, волнистые. И елочка выглядит менее схематичной, даже обретает некоторый объем. Хотя основа ее пока все тот же плоский треугольник. Ощущение объема достигается тем, что мы намечаем не только боковые веточки, но и веточки в середине дерева. А также не прямолинейной, а капризной и прихотливой линией гирлянды.
Схема поэтапного рисования елки с детьми от 6 лет.
Объемная елка – поэтапное рисование с детьми.
При рисовании этой елки используем условный скелет- ствол. Ее главная особенность в том, что здесь рисуем ветки, которые обращены к нам. Они должны быть короткими, искаженными перспективой. После того как рисунок выполнен в карандаше, можно предложить разные варианты оформления и декорирования елки. Рисунок 4А – летняя елка в лесу. Рисунок 4Б – зимняя елка, заметенная снегом. Для такой работы очень подходят гуашевые краски. После окончания работы зеленой краской, возьмите белила и нанесите на ветви снежные волны. Еще одна идея – попробуйте сделать елочку не зеленой, а синей. Рисунок 4В – новогодняя елочка, наряженная в бусы и шары.
Схема поэтапного рисования елки с детьми 6 лет.
Реалистичная елка – поэтапное рисование с детьми.
Это, конечно, совсем молодая елочка. Такую работу лучше выполнять красками. Елочка получится похожа на настоящее живое деревце. Одеть ее в новогодний наряд вряд ли получиться.
Реалистичная елка – схема поэтапного рисования с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Наш практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскр...
Статья «Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение....
Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»
Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»...
Мастер-класс для воспитателей «Игровые приёмы при обучении рисованию дошкольников»
Игровые техники, используемые при обучении рисованию....
Обучение рисованию дошкольников с нарушением интеллекта.
Консультация для педагогов...
Обучение рисованию дошкольников с помощью алгоритмов
Обучение рисованию дошкольников с помощью алгоритмов Перед детьми висит на стенде наглядная таблица, изображающая последовательность рисования определенного предмета. Педагог пошагово объясняет д...
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников" (экспериментальная работа)
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.Рисование прио...