Влияние художественного творчества (рисование) на развитие дошкольников.
консультация по рисованию на тему

Рябеченкова Анжела Николаевна

Мы до сих пор не знаем и недооцениваем возможности индивидуального общения человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами  жизни человека. Удивительное явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни рисует с упоением грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верным рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Всем детским рисункам определенного возраста свойственны «добавочные носы детской логики». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_pedsovet.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мы до сих пор не знаем и недооцениваем возможности индивидуального общения человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами  жизни человека. Удивительное явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни рисует с упоением грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верным рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Всем детским рисункам определенного возраста свойственны «добавочные носы детской логики». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.

Итак, почему дети рисуют? Почему все какое-то время столь самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к нему угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно ясный период детского рисования с очередным началом и концом, а внутри него происходит смена этапов развития рисунка? Скорее всего рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физических и психических функций. Тогда рисование – один из путей программы совершенствования организма.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького ребенка вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что, спустя продолжительное время, ребенок всегда точно указывает, что и где изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках, то рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении обучению. До такой степени, что даже учась рисовать в кружках, дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. И считают их правильными. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляются рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Итак , детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развить чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами изодеятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: « Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто смотрит» По мнению многих ученых, детское рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга. Координируется абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов, и психологов, и педагогов, сходятся во мнении: детской рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальнее черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как разговаривать. Ведь не случайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психологическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочивать бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Тогда почему ребенок перестает интересоваться рисованием? По-видимому потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологический функции, его адаптивная роль снижается, психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью. Всерьез побудить взрослого  человека –нехудожника к рисованию невозможно.

Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Причин много. Одна из них: рисование карандашами или красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приемов работы с различными красками. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться работать с ребенком  в русле традиционной техники рисования, однако есть риск, что он будет копировать данный взрослыми образец. Это с одной стороны, а с другой – недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволят маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и средствами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования показали: нетрадиционные техники рисования способствует ослаблению возбуждения эмоционально-расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются  в обширном пространстве для разворачивания деятельности.  Суть в том, что внимание рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными, круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Изображение способствует развитию и познавательной деятельности, творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественных средств на всестороннее развитие дошкольника»

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связан...

«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Конспект интегрированного занятия художественное творчество (рисование)- сенсорное развитие-развитие речи

Конспект интегрированного занятия "Подарок кукле Катюше" для младших дошкольников...

Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....

Влияние художественно-продуктивной деятельности на развитие дошкольника. Консультация для родителей.

Овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере...

Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников.

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем....

"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "

Разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой....