Городское методическое объединение по художественно-эстетическому развитию
материал по рисованию на тему

Третьякова Ксения Михайловна

Работа методического объединения по теме: "Теоретические основы традиционного и нетрадиционного рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГМО: «Теоретические основы традиционного и нетрадиционного

 рисования в ДОУ»

1 часть: теоретическая

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач, одной из которых является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей  творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Именно поэтому, формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется, созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанию их использовать.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики  творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Успех развития во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в изобразительной деятельности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую воспитатели не замечая сами, пренебрегая традиционными техниками рисования, начинают давать детям огромное количество нетрадиционных техник, забывая о том, что нетрадиционное не может идти впереди традиционного рисования.

Давайте постараемся разобраться вместе: сначала дайте определение традиционному рисованию (ответы педагогов) – способ использования материалов в соответствии с их свойствами, возможностями.

Какие материалы используются в традиционном рисовании? (ответы педагогов) – карандаш простой, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, акварель, гуашь.

Графическое рисование простым и цветными карандашами включает несколько техник:

  • Рисование с помощью линий;
  • Рисование с помощью штриховки;
  • Рисование с помощью тушевки.

Живописное рисование акварелью возможно в таких техниках как: лессировка – наложение одного прозрачного слоя на другой (работа по-сухому); алла-прима – все цвета берутся сразу нужной силы (работа по-сырому). Рисование гуашью можно использовать в технике «сухая кисть».

В рисовании красками может использоваться несколько приемов: рисование всем ворсом, тычком, точками, примакиванием.

В дошкольном воспитании при обучении детей рисованию используют классификацию методов, предложенную Ю.К. Бабанским, и частично классификацию И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.

Наглядные методы и приемы обучения:

1. Использование натуры.

2. Рассматривание предметов в начале занятия.

3. Использование образца.

4. Использование картин.

5. Показ воспитателем приемов работы.

6. Анализ детских работ.

Словесные методы:

1. Беседа в начале занятия.

2. Использование образцов художественной литературы.

3. Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия.

Игровые приемы:

1. Игровые упражнения.

2. Игровые моменты. Это наглядно-действенные приемы обучения. Игровые моменты могут применяться во всех методах обучения.

Практические методы — упражнения в освоении технических, а иногда изобразительных умений.

Эвристический метод

Эвристика — искусство нахождения истины. Метод способствует развитию находчивости, активности. Ребенка ставят в такие условия, чтобы он сам мог найти пути выполнения замысла.

А сейчас я предлагаю поиграть и вспомнить, какие задачи художественно-творческого развития, и в каком возрасте решаются: разложите карточке в порядке возрастания от второй младшей группы до подготовительной к школе группы.

Задачи художественно-творческого развития в рисовании детей 3-4 лет:

Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов. Учить детей правильно держать карандаш, фломастер. Знать назначение красок и кисти. Пользоваться кистью правильно. Видеть границы листа бумаги и контуры рисунка. Проводить линии вертикальные, горизонтальные, волнистые. Сопровождать движения кисти и карандаша словами «кап-кап-кап», «Топ-топ-топ», «легла-встала» и т.д. переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Задачи художественно-творческого развития в рисовании детей 4-5 лет:

Учить детей создавать с натуры и по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет. учить координировать движения рисующей руки (широкие, мелкие, ритмичные); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм. Сочетать в работе различные техники и приемы рисования. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а также явления природы и яркие события общественной жизни. Знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Задачи художественно-творческого развития в рисовании детей 5-6 лет:

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (получать новые цвета и оттенки; легко и уверенно пользоваться кистью). Познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, восковыми мелками, углем, сангиной. Продолжать учить рисовать акварельными красками, показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков. Предлагать для декоративного оформления глиняные поделки. Формировать представления о художественных ремеслах.

Задачи художественно-творческого развития в рисовании детей 6-7 лет:

Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками. Закреплять умение самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа. Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям. Развивать композиционные умения. Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности. Инициировать самостоятельный выбор художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, способов реализации замысла.

Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, а традиционное рисование некоторым детям дается с трудом, вот здесь на помощь и приходит нетрадиционное рисование.

(Спросить, что такое нетрадиционное рисование? ) Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. (Спросить какие техники вам знакомы?)

Нетрадиционные техники и приёмы:

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

• рисование ладошками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

• Рисование ватными палочками;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• Тычок жесткой полусухой кистью. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

• Печать поролоном. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

• Восковые мелки и акварель; восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

• Рисование мятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• Рисование песком;

• Набрызг – способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

• Кляксография обычная. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются

• Кляксография с трубочкой;

• Монотипия пейзажная. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

• Монотипия предметная. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. • Печать по трафарету. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

• Граттаж (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После просыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

• Витраж – рисование красками по стеклу (пластику, картону).

• Батик – рисование по ткани.

• Водяная печать. Автор этого приема Линда Маркус. На воду наливается краска, а сверху кладется лист бумаги, отсюда и название «водяная печать», так как печатание происходит с водяной поверхности.

А сейчас, давайте поиграем и проверим, насколько  правильно мы умеем подбирать занятия по рисованию для детей

Игра для педагогов по подгруппам:

1 подгруппе дается задание «Распределить занятия в соответствии с возрастными особенностями от второй младшей до подготовительной группы по традиционному  рисованию »

2 подгруппе дается задание «Распределить занятия в соответствии с возрастными особенностями от второй младшей до подготовительной группы по нетрадиционному  рисованию»

2 часть: практическая

Уважаемые педагоги, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где вам представиться возможность самостоятельно создать продукт в традиционной и нетрадиционной технике рисования. Займите свое место в творческой группе согласно вашему номеру (1 и 2). Готовый продукт мы будем презентовать.

Презентация продукта:

- название техники;

- рекомендуемый возраст ребенка для выполнения данной работы;

- форма работы по данной технике;

- методы и приемы, необходимые для создания продукта.

3 часть: заключительная

Подведение итогов: «Нарисуем картину отзывов»

Педагогам даются стикеры разных форм предметов (солнце, облака, деревья, домики, полянки). На стикерах необходимо написать отзыв или пожелание о городском методическом объединении и составить из  них композицию на тонированном картоне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Методы работы: - теоретические – это изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию; - экспериментальные (подготовка и проведение занятий с использованием новых игровых технологий); - эмпирические (наблюдения, беседы, оценка результатов игр, занятий, деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса)

Слайд 14

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок В.А. Сухомлинский

Слайд 16

Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть: · сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности; · взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом; не должна быть завершенной, застывшей

Слайд 22

Направления работы руководителя изостудии: - закрепление содержания занятий художественно-эстетического цикла в рисовании, аппликации; - оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам; - совместное проведение занятий с музыкальным руководителем; - участие в создании выставок детских работ; - подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций; - координация своей программы с программой воспитателей; - использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Слайд 23

Направления работы воспитателя : - использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); - включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества; - участие в конкурсах детского художественного творчества; - создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества; - работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания; - участие в диагностике; - оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Слайд 24

Всем спасибо за приятное и плодотворное общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Выступление на городском методическом объединении на тему: "Повышение познавательной активности через художественно- эстетическое творчество".

laquo;От того, как прошло детство,кто вел ребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира –от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сего...

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

laquo;Развитие творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы».                    ...

Выступление на городском методическом объединении: «Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятия...

Мастер-класс на городском методическом объединении «Нетрадиционные техники рисования как средство художественно - эстетического развития дошкольников»

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;• В...

Положение о Городском Методическом Объединении в области познавательного развития детей дошкольного возраста педагогических работников города Назарово

Настоящее положение регламентирует порядок создания и функционирования городского методического объединения педагогических работников города Назарово....