Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности (рисования) в развитии детей дошкольного возраста
статья по рисованию на тему
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Детский сад №17 «Малютка» городского округа город Октябрьский РБ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЯ) В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ибрагимова Наиля Лаиковна г.Октябрьский, РБ 2017г. |
Актуальность. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство.
В связи с вышесказанным было выбрано следующее направление работы «Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Цель работы – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формировать уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Для развития творчества и систематизации знаний воспитанников я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Теоретико-методологическая основа.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А.Флериной, Н. П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников я изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Новизна заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Мои воспитанники имеют возможность самостоятельного выбора изобразительного материала. Весь материал как для традиционных техник рисования, так и для нетрадиционных находится в доступном для детей месте – «уголке детского творчества». Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес и к изобразительной и деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Интерес у детей появляется еще и потому, что занятия преимущественно проводятся комбинированными. Сначала мы рисуем фон будущего рисунка, затем какие-то прорисовки делаем карандашом или кисточкой, завершаем рисунок нетрадиционным способом. Готовим рамки для уже готовых работ. Результат такой работы радует и детей, и меня.
Опыт моей работы с дошкольниками по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности доказывает эффективность этой методики. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей:
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного восприятия;
• внимания, образного и логического мышления, памяти, воображения,
речи;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности,
эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• креативности (оригинальности);
• самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля;
• творческих способностей.
Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование ( в основу которой легла педагогическая диагностика Т.С.Комаровой) по 4 критериям:
• оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;
• оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес);
• оценка продуктов деятельности (рисунки, работы по аппликации);
• оценка творческого воображения.
Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень
развития художественно-творческих способностей у детей старшей группы за 2 учебных года. Результаты диагностики показали: в начале учебного 54,5% детей –уровень ниже среднего, 45,5%-средний уровень. В конце учебного года показатели значительно улучшились – только у пяти воспитанников уровень ниже среднего – 22,7%, 68,2%-средний уровень, 9,1 – уровень выше среднего. В начале учебного года (второй год обучения) показатели остались примерно такие же, как и в конце предыдущего года. В середине учебного года уровень ниже среднего у 1 ребенка (4,6%), средний уровень - 72,7%, 22,7% - уровень выше среднего. Работы детей стали более выразительные, оригинальные. Ребята проявляют большой интерес к рисованию нетрадиционными способами. У них повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно- эстетического воспитания (например, «Нетрадиционные техники рисования», «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка», «Волшебная нить» и др.). Организовала мастер-классы для родителей «Космос» (техника: рисование мыльными пузырями), «Необычные цветы» (техника: монотипия), «Снеговик» (техника: примакивание, солевой фон), «Фантазия» (рисование манной крупой).
Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.
И родители наших воспитанников становятся активными участниками различных конкурсов, выставок («Зимняя сказка», «Удивительное рядом», «Краски осени» и др.), где как раз и демонстрируют умелое использование нетрадиционных материалов и техник. Позитивным является и тот факт, что эти работы для выставок родители готовят вместе со своими детьми.
Подготовила и провела консультацию для педагогов «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми», семинар-практикум «Рисуем красками», мастер-класс «Осенний лес» (техника: монотипия пейзажная).
Анализируя проделанную работу по данному направлению, могу с уверенностью сказать, что поставленные задачи решены полностью. В будущем планирую внедрять в работу нетрадиционные приемы аппликации и лепки.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Ведь в конце концов самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их друг с другом, придумывая новые.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)»
Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)». Способность к изо...
"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов изобразительной...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую различныенетрадиционные техники рисования, которые вызывают интерес и способствуют развитию художественных навыков.[[{"type":"me...
опыт работы на тему "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и резуль...
Презентация "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"
изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных приемов является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно прояв...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка в старшем возрасте.
Консультация для воспитателей детских садов...
Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста.
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...