Конспект НОД в средней группе «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народная игрушка. Дымковская игрушка | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: Народные игрушки.
Цель недели: Расширять представления о народной игрушке.
Тема : Дымковская игрушка.
Цель: Расширять представления детей о дымковской игрушке.
Задачи: Расширять представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
Формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки.
Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.
Активизировать словарь за счёт слов :промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Материал: несколько иллюстраций дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, карусель с игрушками; гуашь, баночки с водой, пуговицы, ватные палочки, салфетки, готовые фигурки дымковской игрушки.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.
Голос за ширмой Внимание, внимание!
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
Кто на ярмарку пойдет,
Много полезного найдет,
А кто не пойдет,
Тот со скуки помрет!
Воспитатель: Ребята, мы много говорили о народных традициях.
Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарки. Обычно во время ярмарок возводились огромное количество каруселей и качелей. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Воспитатель: - Народ веселили скоморохи с дрессированным, “учёным”медведем, остроумный русский весельчак Петрушка.
Воспитатель: Ребята, хотели ли вы посетить ярмарку?
Тогда отправляемся.
Звучит музыка «Ярмарка», появляется игрушка Петрушка.
- Здравствуйте, ребята,
Вы меня узнали?(Да)
я Петрушка – веселушка ,
Я игрушки для вас взял и встречать вас прибежал!
Воспитатель
– А у ребят есть игрушки в детском саду!
Петрушка:
Мои игрушки не простые,
Они чудесно расписные.
(Детям дает из сумочки)
И Колесо свое, друзья,
Взял сюда не просто я,
Раз, другой перевернется -
В карусельку обернется!
Воспитатель предлагает детям самостоятельно (называет имена)расставить игрушки на карусели.
- Сколько игрушек на карусели?(5)
Петрушка: Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.
Воспит: Посмотрите, какие красивые.
- назовите, кого вы видите (конь,баран, петух)
-расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.)
- назовите, какие элементы узора ( точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).
К как вы думаете, к какому виду промыслов их можно отнести? И прежде чем мы ответим с вами на этот вопрос, давайте вспомним, с какими промыслами вы знакомы?
(филимоновская,матрешка , дымковская).
(Здесь дети самостоятельно определяют дымковскую игрушку(по изучен.матер) по характерным для них узорам- Кружочки, точечки, полоски)
Давайте вместе скажем:
Дети: дымковские игрушки.
Воспитатель: Ребята, а кто сделал эти игрушки?
Дети: Мастера.
Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода Дымково».
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, – кукол, музыкальных инструментов, разных забав.
Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, мастера выносили свои игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель: Какое настроение создают эти игрушки?
Воспитатель: Для чего еще нужны дымковские игрушки? (высказывание детей)
Воспитатель: Есть игрушки, которыми жилища украшают, а есть те,
которыми играют.
Воспитатель: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.
Молодцы!
А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?
Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.
Воспитатель: Весело у вас на каруселях кататься.
А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?
Петр. На нашей ярмарке есть площадь мастеров.
Там ремеслу обучат — будь здоров!
Воспитатель: Охота бы и нам с ребятами там побывать,
Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.
Ребята, интересно вам посмотреть, как создавалась дымковская игрушка мастерицами? Проходите на площадь мастеров. Здесь мастерицы приготовили подсказки(картинки),как они работают над игрушкой.
Беседа по 1-й иллюстрации.
Воспитатель: Что вы видите на картинке? (лепить из глины).
Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и поставить локти на стол.
Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).
Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,
Их соединяем.
Прищипнём вверху кокошник,
Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.
Воспитатель: Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).
- А что дальше делают с вылепленными игрушками?(2-я иллюстрация)
- Правильно, ставят в специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).
Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?
Дети: Если их уронить, то они разобьются.
Воспитатель: Как с ними надо обращаться?
Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно.
- А что дальше делают с в игрушками?(3-я иллюстрация)
Затем покрывали белой краской
Воспитатель:А затем? мастерицы... правильно, расписывали. (4-я иллюстрация)
Узоры были особенные и неповторимые.
Вот и задание от мастериц «Собери узор» (узор ,который будет на юбке барыни)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.
-5-я иллюстрация – готовая работа мастеров -барышня расписная.
Воспитатель: Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Рядом, на столе лежат несколько барынь- незаконченная работа мастеров.
Воспитатель Посмотрите Мастера не успели расписать своих барышень! Обратили ли вы внимание , что у барынь на юбке нет украшений?
(Дети рассматривают варианты)
Воспитатель: Как же барышни без красивой юбки?
Воспитатель ненавязчиво побуждает детей помочь мастерам - украсить наряд барышень.
Дети предлагают помощь.
Петрушка: У меня есть в сумочке украшения.
Дети высыпают пуговицы (украшения).
Обращаю внимание на таблицу «Дымковская роспись».
Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним- какие узоры мы будем рисовать.
Украшать будем по-особенному, печатать пуговицами круги, а точки и линии нарисуем ватной палочкой.
Дети украшают юбки, звучит народная музыка. После выполнения работы дети надевают барынь на правую руку и становятся на импровизированную улицу (в круг).
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие наряды у нас получились?! Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая юбочка вам понравилась больше всех? Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли мастерам.
Воспитатель: Ребята, есть народный танец «Барыня». Давайте вместе с нашими барышнями его исполним .
Звучит народная музыка. Дети танцуют.
Петрушка: Всем спасибо за веселье,
Что ж прощаться нам пора
До свиданья, детвора!
Воспитатель: Открывала ярмарка двери нам,
А теперь, друзья, до свиданьица,
С нами ярмарка наша прощается.
Ребята, скажем все до свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»
Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение ...
Конспект занятия по рисованию для детей средней группы "Дымковская игрушка-утушка"
Конспект занятия по декоративному рисованию "Дымковская игрушка-утушка" для детей средней группы...
Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»
Конспект занятий по изобразительной деятельности...
Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"
Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...
Конспект ООД в средней группе «Дымковские игрушки»
Конспект ООД в средней группе «Дымковские игрушки»...
Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка"
Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка"...
Конспект занятия в средней группе "Дымковская игрушка"
Цель: Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.Образовательные:закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, во...