Консультация «Своеобразие занятий рисованием у детей 3-4 лет»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).   Изобразительная деятельность ребенка — предмет особого внимания педагогов, психологов и художников. Основными направлениями исследования детского рисунка в настоящее время являются:   изучение возрастной эволюции детского рисунка; психологический   анализ процесса рисования; измерение одаренности. Существуют попытки связать показатели умственного развития ребенка и качества   его рисунка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoeobrazie_zanyatiy_risovaniy.docx58.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Родничок»

Цивильского района Чувашской Республики»

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

Консультация

«Своеобразие занятий рисованием

у детей 3-4 лет»

   

   

   

   

   

Подготовила:

Воспитатель   I   категории

Никитина Майя Аркадьевна

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

Цивильск  2016


   

Содержание

   

1.               Введение………………………………………………………..

2.               Общая характеристика возраста……………………………...

3.               Задачи и содержание рисования в младших группах………

4.               Организация и методика проведения занятий рисованием...

5.               Практическая часть……………………………………………

6.               Выводы…………………………………………………………

7.               Список литературы…………………………………………....

   

3

5

8

10

14

28

31

   

   


1. Введение

   

        Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).   Изобразительная деятельность ребенка — предмет особого внимания педагогов, психологов и художников. Основными направлениями исследования детского рисунка в настоящее время являются:   изучение возрастной эволюции детского рисунка; психологический   анализ процесса рисования; измерение одаренности. Существуют попытки связать показатели умственного развития ребенка и качества   его рисунка.

        В русле психологии говорят как минимум о двух подходах к анализу   детского рисунка с точки зрения его содержания. Так, Л.Ф. Обухова   выделяет интеллектуалистическую теорию, в поле внимания которой   символизм детского рисунка. В концепциях В. Штерна и Д. Селли рисунок рассматривают в качестве символа определенных понятий. Лейпцигская школа комплексных переживаний — еще одно направление,   еще одна школа, еще один подход к анализу изобразительной деятельности ребенка. Здесь говорят об экспрессионистском характере детского рисунка. Детский рисунок в концепции Г. Фолькельта — отражение   чувств, эмоциональных состояний и переживаний ребенка.Поэтому крайне необходимо развивать   изобразительную деятельность   детей, особенно это относится к детям с нарушением   интеллекта.

        Развитие изобразительной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка.

        Изучением детского рисования начали заниматься в конце   XIX   в., особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети   XX   в. В этот период в Германии вышли работы В. Трейера [1894], Г. Кершенштейна [1914], В. Креча [1917], Г. Гартауба [1922], В. Штерна [1922], К. Бюлера [1924]; в Англии - Дж. Сели [1904]; в Италии - К. Риччи [1911]; в Польше - С. Шумана [1927].

        В России первыми исследователями детского рисунка были В.М. Бехтеров [1910], С.А. Левитан [1911], Ю.Н. Болдырева [1913]. В советский период этими вопросами занимались Ф.И. Шмит [1924], А.В. Бакушинский [1925], Н.А. Рыбников [1926] и другие. В русле своих общих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л.С. Выготский [1956, 1960] и Д. Н. Узнадзе [1967].

        В современной отечественной науке проблема развития детского рисования представлена в психологических исследованиях В.И. Киреенко [1948], Н.Н. Волкова [1950], Б.А. Сазонтьева [1953], В.С. Мухиной [1972] в педагогических работах Г. В. Лабунской [1956], Е. А. Флериной [1956, 1961], Н.П. Саккулиной [1965, 1973], Т.С. Комаровой [1970, 1976, 1978] и других.

   


2. Общая характеристика возраста

   

        На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. В течение года масса тела ребенка увеличивается на 1,5—2 кг, рост — на 5—7 см; к 4 годам масса тела его достигает примерно   16,5 кг, рост —   102 см, окружность грудной клетки —   53 см. [14, 97].

        Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

        С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими.

        Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети      начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

        Развивается сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика [14, 105].

        В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны.

        В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых ребенком предметов.

        В игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но усваивать и некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов [14, 80].

        Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение [14, 220].

        Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.

В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

        У детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы — ритму, рифме. Дети различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.

        Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь протяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие      динамические      и   темповые      изменения,      двухчастную      форму пьесы   [8, 46].

        Достижения в психическом развитии ребенка (особенно овладение намеренными действиями) создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

        Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем. Дети обнаруживают повышенную чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников и взрослых.


3. Задачи и содержание рисования в младших группах

   

        Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с   художественной литературой, математикой, конструированием.

        Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и   волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций:   зрительного восприятия, воображения,   памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования) [9, 42].

        Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место вработе с детьми   младшего дошкольного возраста. Изодеятельность интересна для ребенка. Он   радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации.         Свой рисунок или поделку он может подаритьмаме, близким, друзьям, а также использовать их в игре.

        Занятия изобразительной деятельностью строятся в соответствии с действующей программой.

        Выделяются следующие функции рисования в системе общего образования:

· развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

· развитие художественно-графических умений и навыков;

· развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

· развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

· становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

· получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

· воспитание зрительской культуры;

· возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности [10, 25].

        Задачи обучения рисованию во II младшей группе:

        - учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

        - продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

        - закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.

        -приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

        - учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «на деревья, на лужок тихо падает снежок», «дождик, дождик, кап, кап, кап…).

        - учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

        -учить создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.)   [3, 26].

   

4. Организация и методика проведения занятий рисованием

   

        Весь материал готовится заранее.

        1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

        2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

        Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки; чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.

        3. Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью   0,5 л, ее можно налить утром и поставить банки на поднос.

        В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

        4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

        5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцкевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

        6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке.

        7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить, в каком состоянии эти материалы.

        8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.

        9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.).

        10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, — поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности [9, 40-41].

        Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи его психического   развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:

•                           Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный»,«Смешной снеговик», «Храбрый заяц»).

•                           Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное).

•                           Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.

•                           Выбор изобразительных материалов   (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина,   уголь).

•                           Выбор материала для лепки (глина,   пластилин, мучная масса с солью).

•                           Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы   (фартучек, платочек, зонтик, платьице и т.д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.

•                           Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры   в магазин, цветы рисуем для мамы   или в подарок товарищу, и т.д.)   [7, 22].

        Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изодеятельностью используют разнообразные приемы и методы:

Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).

Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.

Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.

Полный и частичный показ спосо  бов изображения отдельными детьми.

Игры и танцы на занятии.

Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.

Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках)   [4, 25].

        Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Воспитатель предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать, раскрасить все изображения.

        В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).

        Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные: «Что я умею рисовать» «Веселое рисование» «Что хочу ... и чем хочу ...» (рисование, лепка, аппликация) «Картинка из мозаики» (аппликация) «Лепим продукты для магазина» «Мой любимый праздник» «Укрась что хочешь» (салфеточка, платье, юбка, коврик, шарфик) «Кто летает?» (рисование, лепка) «Нарисуй любимую сказку» «Вылепим что-нибудь вкусненькое» Ежемесячно следует проводить специ  альные занятия по замыслу   [13, 12].

        Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.

   


5. Практическая часть

        Для детей младшей группы был разработан цикл занятий развлекательного характера с использованием графического материала.

        Знакомя детей с той или иной темой, мы использовали приемы театрализации, что помогло детям постичь объект изображения. Этим самым у детей раскрываются артистические способности детей. Предложенные занятия снабжают ребенка большим объемом доступной информации, обогащают его словарный запас терминами и понятиями, побуждают ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы.

   

ЗАНЯТИЕ   1

        Рисование карандашами. «Что за палочки такие?»

        Цель: вызывать у детей интерес к рисованию карандашами, выяснить, что дети знают о том, как правильно пользоваться карандашами, какие цвета карандашей им известны.

        Материал: наборы цветных карандашей (12—18 цветов), бумага (половинки целых листов), телефон (игрушка).

        Ход занятия

        Игровая мотивация

        Во время завтрака мы незаметно для детей размещали в игровом уголке коробки с карандашами.

        Перед началом занятия педагог имитирует громкий телефонный звонок, затем, стараясь привлечь внимание детей, говорит в трубку: «Здравствуйте, игрушки! Я вас слушаю. Не говорите только все сразу. Не беспокойтесь, я вас поняла. Думаю, что дети вам помогут».

        Положив трубку, он объясняет детям: «Ребята, мне позвонили ваши игрушки и сообщили, что в игровом уголке появились какие-то цветные палочки. А они не знают, что с этими палочками делать».

        Мы взяли в руки коробку, достали из нее карандаши и продолжали свой рассказ: «Игрушки внимательно рассмотрели палочки, но что это такое, так и не поняли. Мишка попытался построить из них домик, но тот развалился. А вы, дети, не знаете, что это за цветные палочки? Может быть, вы поможете игрушкам — расскажете, что с ними надо делать?».

        С помощью вопросов мы выяснили, что дети знают о карандашах. Затем предложили, чтобы каждый ребенок взял какую-нибудь игрушку и показал нам, как надо держать карандаш. В процессе показа мы старались добиться от всех детей правильного охвата карандаша тремя пальцами близко к заточенной части.

        После того как мы убедились, что все дети правильно держат карандаш, мы предложили показать игрушкам, как рисуют карандашом на бумаге, и выполнить какое-нибудь изображение. Когда дети изобразили что-либо на своих листочках, мы спросили, что у них получилось. Далее каждый ребенок рассказывал своей игрушке, что он для нее нарисовал.

   

      

ЗАНЯТИЕ 2.

        Рисование карандашами «Травка».

        Цель: продолжать воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, вызывать желание помогать им, учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях длинные и короткие прямые линии.

        Материал: цветные карандаши, бумага (половинки от целых листов).

        Ход занятия.

        Игровая мотивация

        Мы рассказали детям: «Только я сегодня вышла из дома, чтобы идти к вам, вижу – мне навстречу зайчата бегут. Бегут со всех ног. Окружили меня и говорят:

- Ох, помогите, пожалуйста! К нам приходил мишка и всю травку нам вытоптал. Мама придет будет ругаться.

- Чем же я вам могу помочь? – спрашиваю у них.

- Надо новую травку посадить.

- Ну, я одна с этим не справлюсь, - говорю я. – Пойдемте к нашим деткам в детский сад, они обязательно помогут.

Вот и пришли со мною вместе зайчата к вам за помощью».

Постановка игровой и учебной задач.

Мы спросили, хотят ли дети помочь своим новым друзьям – быстро вырастить для них травку.

Наблюдая за работой детей, мы побуждали детей нарисовать как можно больше травки. Для этого он в процессе рисования предложили детям покормить травкой зайчат, хвалит травку от лица зверюшек и просит, чтобы ее было побольше.

        К моменту окончания работы большинством детей мы голосом имитировали телефонный звонок. Затем делали вид, что берем телефонную трубку, и начинаем разговор с мамой-зайчихой: «Алло! Это мама-зайчиха? Здравствуйте. Не беспокойтесь, пожалуйста, все ваши детки у нас. Ребята приготовили травку и накормили их. Вы хотите о чем-то еще попросить детей? Пожалуйста!» Затем, обращаясь к детям, педагог говорит, что мама-зайчиха просит их взять чашки, стаканы или мисочки, налить в них молоко, подогреть его и дать зайчатам. А потом, когда зайчата попьют молока, поиграть с ними.

        Если выполнение предложенных игровых действий вызывало у детей трудности, мы показывали им, что нужно делать, или с помощью предметов-заместителей (кубики, кегли, цилиндры — налить молоко, подогреть его на кубике или другом, замещающем плиту предмете, и т.д.), или без предметов.

Когда дети начинали терять интерес к игре, мы, взяв в руки игрушечного зайца (любая игрушка: мягкая, резиновая, плоскостная бибабо), говорили, что мама-зайчиха пришла за своими малышами. Зайчиха поблагодарила детей, прощается с ними и вместе с зайчатами покидает группу.

   

   

ЗАНЯТИЕ № 3. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОЖДИ

   

        Цель. Знакомства с вертикальным направлением листа.

        Тип. Комплексный, обучающий.

        Вид. Информативно-репродуктивная деятельность с поисковыми элементами.

        Задачи.

1.               На основе словесных объяснений педагога сформировать у детей образы явлений природы. Подкрепить их мимикой и жестикуляцией. Найти адекватные образам изобразительные линейные средства.

2.               Развить внимание и наблюдательность.

3.               Переключать детей с одного вида деятельности на другой.

4.               Развить ассоциативное мышление, образное восприятие.

5.               Развить движения рук от грубой моторики до тонких, напоминающих письмо.

6.               Обучить ориентации на листе «верх - низ» (вертикальное или горизонтальное направление листа ребенок выбирает по своему усмотрению).

Материалы к занятию.

Иллюстрации: репродукции с картин И. И. Левитана «Перед грозой», К. А. Сомова «Радуга».

Музыка: «Сказка про дождик и тучу» Л. Шестаковой (фрагменты).

Литература: народные заклички, песни, загадки про дождь, облака, тучи и радугу.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Этап I. Тихо звучит музыка.

Этап П. Педагог предлагает загадку:

Без рук, без ног

По свету рыщет,

Дует, свищет,

Калитку открывает,

Деревья наклоняет.

Дети отгадывают загадку и показывают, как дует ветер.

Педагог:

- Ветер гонит белые, пушистые.... Что?

Дети:

- Облака.

Педагог:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Педагог предлагает детям продирижировать музыкой, показать руками, как образуются облака, как они клубятся, какие формы принимают. Дети выполняют упражнение. Педагог выключает музыку и вместе с детьми произносит народную закличку:

Тучи, тучи,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките,

Дождем землю примочите!

   

Педагог: Как любое явление дождь имеет начало и конец. Вначале дождик робкий.

Педагог предлагает детям пальцами показать, как дождь капает, голосом сопроводить движения: «Кап, кап, кап», отстукать ручками ритм падающих капель. Затем педагог и дети рисуют тучу и капли на доске, а, освоив движения, делают изображения туч на своих листах синим цветом.

Педагог продолжает:

- Дождь становится грозным.

Дети топотом и хлопками по сигналу педагога могут показать сильно идущий дождь и гром.

Синим или черным цветом дети рисуют тучу, прямыми линиями сверху вниз показывают дождь.

Педагог:

- Дождик может быть и не грозным, а веселым.

Дети пальцами по столам отбивают веселый ритм, одновременно произнося закличку:

Дождик, дождик, сильно лей,

Ты воды не жалей,

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Хлеба каравай,

Целый день поливай!

Рядом с грозной тучей голубым цветом дети рисуют доброе облако, из которого идет веселый дождь. Дождь дети изображают штрих-пунктирными линиями.

Педагог:

- Стихающий дождик похож на начинающийся, это редкие капельки, падающие из небольшого облака, которое освещает солнышко.

Дети желтым цветом рисуют маленькое облако и редкие капельки. Пальцами показывают формы капель, карандашами (фломастерами и пр.) выстукивают ритм стихающего дождя, мимикой и жестами рассказывают о дожде (движение капель могут показать прыжками).

После раскрытия характера образов идут поиски графических средств для передачи облаков, туч, начинающего дождя, грозного дождя, веселого и стихающего дождя.

На каждый поворот сюжета можно давать музыкальные фрагменты.

Педагог:

- После того, как прошел дождь и земля напилась благодатной влаги, стали быстро расти травы и цветы.

Движением фломастера снизу вверх, штриховыми линиями дети изображают травы, цветы.

Педагог:

- Еще после дождя бывает чудо!

Цветное коромысло

На небе повисло,

Все его видят,

А достать не могут.

Радугу дети рисуют по желанию. Цвета радуги они вспоминают самостоятельно - это способ проверить их знания цветов. Педагог рассказывает о чудесном крошечном зернышке, которое лежало в земле и после дождя, обогретое солнцем, проросло. Вскоре оно превратилось в чудесный голубой цветок.

Через движения и жесты показывается, как цветок рос и распускался. Затем педагог на доске, а дети на листах рисуют голубой цветок. Что за чудесный голубой цветок, дети узнают на другом занятии.

Этап III. Выставка рисунков и придумывание названий к ним.

        К графически неудачной работе надо придумать такое название, чтобы образ композиции получил логическое обоснование и у ребенка не возникло чувство неудовлетворенности от работы по теме.

        Педагогические рекомендации

        Через некоторое время или на следующий день педагог знакомит детей с другими закличками о дожде, туче и радуге. Хлопая в ладони и топая ногами, дети передают ритм и характер веселого, грозного, грустного, стихающего дождя.

        Педагог предлагает детям нарисовать дождь, который им больше всего понравился.

        Анализируя детскую работу, мы обращали внимание на соблюдение вертикального направления линий, на их характер, на интенсивность заполнения листа, на использование цвета и нажим на инструмент не для того, чтобы сделать замечание ребенку, а для того, чтобы на следующем занятии помочь ему справиться с трудностями.

ЗАНЯТИЕ 4. ПУТЕШЕСТВИЕ С ОБЛАКАМИ

Цель. Выработка осмысленного применения изобразительных средств (точки, штриха, линии) в соответствии с образными задачами.

Тип. Комплексный, развивающий графические навыки.

Вид. Поисковая и творческая деятельность.

Задачи.

Развить навыки свободного владения графическими приемами.

Формировать ассоциативно-конкретное и абстрактное мышление.

Развить образные представления на основе детского опыта.

Формировать отношение к земной природе как к части мироздания.

Материалы к занятию.

Иллюстрации: репродукции с картин Ф. В. Васильева «После грозы», Н. К. Рериха «Небесный бой», фотографии облаков.

Музыка: сюита К. Дебюсси «Облака» (фрагменты), песня В. Шаинского и Л. Яхнина «Кораблики».

Литература: стихи А. С. Пушкина «Туча», В. Я. Брюсова «Обла-ка», В. В. Маяковского «Тучкины штучки», книга А. Веретинникова «Ознакомление дошкольников с природой».

Оборудование: ножницы, вата; бумага; фломастеры, карандаши, ручки.

Подготовка

Во время прогулок педагог обращает внимание детей на форму, характер и цвет облаков, на состояние дня (солнечную освещенность). Напоминает детям «Сказку о том, как дружили солнце, ветер и море» и «Разноцветные дожди».

Читает стихотворение А. С. Пушкина "Туча" и по нему проводит беседу, объясняя непонятные слова.

ТУЧА

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес.

Тебя с успокоенных гонит небес.

Оформляет помещение, где проходит занятие, вырезанными из бумаги облаками, похожими на сказочных героев, животных, растения или даже на какие-то вещи, например шляпу, ведро.

Ход занятия

Этап I. Дежурный ребенок проверяет на столах у детей наличие необходимых инструментов и материалов.

Звучит песня «Кораблики». Незадолго до конца педагог музыку останавливает и спрашивает у детей, о каких корабликах идет речь. Дети отвечают.

Педагог рассказывает об облаках. К беседе привлекает детей, те вспоминают материалы подготовительного этапа.

Дети слушают фрагменты из сюиты Дебюсси, под руководством педагога дирижируют, затем руками показывают рост и движение облаков.

Педагог демонстрирует репродукции с картин Ф. А. Васильева и Н. К. Рериха. Рисует на доске облако линией, штрихами и точка-ми. Спрашивает:

- Какими изобразительными средствами лучше передать облака, которые написали художники? Точкой, штрихом или линией? Почему? На что похожи облака?

Показывает на оформление помещения.

Образные представления об облаках развиваются и закрепляются пантомимой. По просьбе педагога дети поочередно показывают облака, похожие то на зайца, то на медведя, то на шляпу, то на лодку и т. д.

Этап II.   Педагог читает стихотворение В. В. Маяковского. Дети вслед за каждой строчкой изображают облака на доске (большом листе). Можно вызывать по три-четыре человека одновременно. При неудаче ребенок может обратиться за помощью к детям, те помогут исправить рисунок.

Рисунки могут быть самыми приблизительными, только слегка напоминать обозначенные персонажи.

Затем на бумаге дети самостоятельно рисуют облака, какие хотят.

Этап III.   Педагог устраивает вместе с детьми выставку рисунков. Дети дают имена своим облакам, придумывают про них рассказы на основе полученных на занятии знаний.

Этап IV.   Под песню «Облака» дети пляшут и поют.

Педагогические рекомендации

Педагогу следует обратить внимание на эмоциональную свободу ребенка, на его желание участвовать в общем рисовании на доске, на готовность помочь товарищам. Для развития коллективистских качеств на занятии по труду детям предлагается выложить из ваты или мятой бумаги рельефную композицию «Облака». Педагог распределяет детей на рабочие группы, в каждой на основе анализа личности ребенка назначает лидера. Работа в такой группе - это начало социализации маленького человека, формирование у него чувства ответственности, как за себя, так и за окружающих.

На занятиях по изобразительному искусству к теме «Облака» можно вернуться и показать детям следующие техники: письмо по влажной бумаге, письмо гуашью сухой кистью при помощи трафарета и шаблона, которые дети или педагог вырезают из плотной чертежной бумаги, работу воском с последующей заливкой рисунка акварелью разных цветов. Последнее рекомендуется использовать на занятиях с детьми, которые плохо контролируют нажим ручки: или слишком слабо на нее нажимают или слишком сильно давят. Техника «акварель, воск» вследствие контрастности работы с каждым материалом позволяет ребенку ощутить характер своего движения и усилий руки.

Для закрепления образа облака, на занятии по развитию речи рекомендуется прочитать детям стихотворение В. Я. Брюсова. Желательно, чтобы дети через выразительные движения пережили услышанные сюжеты.

При анализе детского рисунка педагог отмечает работу по всей плоскости листа, равномерность компоновки, непрерывность проведения линий, самостоятельность выбора персонажей и делает вывод о развитии мышления, сформированности графических навыков, уверенности в себе у ребенка. Плохая компоновка, прерывистость линий, бедность рисунка свидетельствуют о необходимости дополнительных занятий с ребенком или поиска методических приемов, более соответствующих его индивидуальности.

   ЗАНЯТИЯ 5. СОЛНЫШКО СОГРЕЕТ ЗЕМЛЮ

   

   

                  Цель:   научить проводить прямые линии; закрашивать      цветными карандашами; научить держать карандаш при раскрашивании двумя способами; учиться передавать окружающие предметы      на рисунке, находить сходство.

                  Материал:   листы бумаги, цветные карандаши, иллюстрация с изображением солнца.

Ход занятия

1.               Воспитатель спрашивает детей о лете: где они были, купались ли в реке, загорали ли на солнышке, и задаёт загадку:

Очень – очень горячи

Солнца летнего … (лучи).

Всё лето на пляже

Трудился маляр –

Без красок и кисти

Он красил загар.

-   Кто сделал вас загорелыми? – ну конечно, солнце.

Демонстрируется рисунок, на котором изображено солнце.

-   Посмотрите, как солнечные лучи, пробиваются сквозь облака, деревья и согревают всё живое. Дотроньтесь до подоконника, который освещён солнцем, и до стола, который стоит в тени, что теплее? Почему? Понаблюдайте за солнышком, прищурив глаза, и рассмотрите лучики, Какого они цвета? (Разноцветные).

2.               Дети рисуют круг и от него разноцветные лучики до самой земли.

Следить, чтобы линии проводились непрерывные, прямые, за правильностью посадки за столом, за тем, чтобы дети правильно держали карандаш.

3.               По окончании работы обсудите чьё солнышко самое большое, самое

маленькое, поговорите о лучиках и их длине. Ещё раз посмотреть на солнышко и сравнить размеры, форму, близко или далеко расположено от нас солнце. Радуемся мы или грустим без солнышка. Вспомнить сказку К.Чуковского (Краденое солнце) и строчки из этой сказки. Пусть дети «почитают» с вами в слух:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,

За букашками летать.

***                                    ***

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

-Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

ЗАНЯТИЕ 6. РАДУГА

   

                     Цель:   закрепить умения различать цвет; раскрашивать, регулируя силу нажима на карандаши; учить располагать изображение на всём листе, передаче отношений предметов по величине.

                  Материал:   лист бумаги, цветные карандаши, картинки с изображением радуги, образец рисунка.

Ход занятия

1.               Воспитатель начинает с беседы.

                                 Тёплый дождик лили и Лид

                                 На простор лугов.

                                 Он ромашки отбелил

                                 В синьке васильков.

А потом над головой

Радуга взошла

И над ширью луговой

Синь цветов зажгла.

                                       Семицветная дуга

                                       Обняла в лугах стога,

                                       И берёзку, и дубок,

                                       И весёлый ручеёк.

Вот такое коромысло

Над рекой повисло.

   

Есть в природе редкое явление – радуга.

-                        Кто из вас, дети, видел такое явление природы?

-                        Но кто ещё не видел, не огорчайтесь, я вас уверяю, что вы ещё увидите её и не один раз. А сейчас мы её можем увидеть на этой иллюстрации.

2.               Дети перечисляют все семь цветов радуги и их последовательность,

воспитатель показывает рисунок-образец, нацеливает на то, что радуга большая и должна охватить весь лист от одной стороны до другой. Называют каждый цвет. Воспитатель напоминает раскрасить все цвета радуги, меняя нажим на карандаш.      На земле пусть появятся цветы.

3.               По окончании работы дети могут любоваться выполненной работой

и разучить закличку:

   

                                                Радуга – дуга,                                                                                                   Радуга – дуга,                                                                                                      

                                                   Перебей дождь -                                                                                       Не давай дождя,

                                              Опять в ночь                                                                                                            Давай солнышко,

                                                      Льёт во всю мочь;                                                                                 Красно вёдрышко.

                                                   Перебей гром,

                                                   Не попал бы в дом.

ЗАНЯТИЕ № 7.

ТРИ ПРИЯТЕЛЯ БОЛЬШИХ - ТОЧКА, ЛИНИЯ И ШТРИХ

Цель. Развитие образных представлений и осознания изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия и штрих.

Тип. Комплексный, развивающий графические навыки.

Вид. Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.

Задачи.

Раскрыть особенности графических средств путем использования их в передаче образной поэтической формы.

Развить навык работы с шаблоном, ориентацию на листе в трехчастной композиции.

Материалы к занятию.

Иллюстрации: фотографии собак разных пород, лохматых и гладкошерстных.

Музыка: пьеса Н. Артоболевской «Дрессированные собачки», «Собачий вальс» (фольклор).

Литература: книга Дж. Палмер «Ваша собака», стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших - точка, линия и штрих».

Оборудование: шаблоны-треугольники; бумага; фломастеры.

Подготовка

Педагог оформляет помещение, в котором проходит занятие, фотографиями и рисунками с изображением собак разных пород, проводит беседу о породах собак, о том, как собаки служат человеку.

Ход занятия

        Этап I. Педагог проводит с детьми физкультминутку, во время которой дети создают театрализованные образы бульдогов, пуде-лей, овчарок, мимикой, жестами и телодвижениями передавая по-вадки животных.

        Этап II. Педагог спрашивает у детей:

- Каких размеров бывают собаки? Какая у собак шерсть? Есть ли у вас дома собака? Какой она породы? Что вы знаете о породах собак? Любите ли своих четвероногих питомцев?

Дети отвечают.

Педагог подводит к теме занятия:

- Как вы думаете, трудно ли нарисовать собаку?

Дети на рабочих листах пробуют нарисовать животное. Педагог вызывает детей к доске и предлагает нарисовать собаку. Кто хочет, тот идет. Педагог:

- Сейчас мы с вами нарисуем сразу трех собак и узнаем, кто нам в этом поможет.

Читает стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших - точка, линия и штрих»:

Дорогие мои дети, Может в шарик превращаться

Много есть чудес на свете. И в зигзаги изгибаться,

Смело их рисуют люди: Может сеточки плести,

Это яблоко на блюде, Ведь она всегда в пути.

Дом, забор, собака, миска, По секрету всему свету

Вертолет, корабль и киска, Я хочу совет вам дать.

Сковородка, стол, вагон, Подружиться с ними можно,

Дерево, магнитофон. Научившись рисовать!

Только кто же их создал, Точкой, линией, штрихом

а точней, нарисовал? Можно буквы написать

Три приятеля больших - И зверей изображать -

Точка, линия и штрих! Что хотите рисовать.

Штрих - от линии кусочек, Только помните, друзья,

Точка - маленький кружочек, Рисовать старательно -

Ну, а линия большая Это обязательно!

И прямая, и кривая Вот!!!

   

Педагог разбирает стихотворение, предлагает детям разделить бумагу на три части, используя шаблоны. Ребенок придерживает шаблон левой рукой, правой обводит его фломастером. Педагог просит по левой стороне центрального треугольника поставить точки, считая вслух: «Раз, два, три», чтобы точки наносились равномерно и развивалось чувство ритма, по правой стороне на счет «Раз, два, раз, два, три» - штрихи.

Педагог рассказывает сказку «О путешествии собачек по городу» и попутно объясняет, где, что и как рисовать.

Дети под сказку делают зарисовки.

Педагог рассказывает:

- Как-то рано утром, когда солнце выглянуло из-за разбежавшихся дождевых туч, вышла на прогулку кудрявая собачка. Она посмотрела на солнце (в верхнем углу треугольника нарисуйте солнце при помощи линии), на редкие облака (не отрывая руки от листа, нарисуйте облака) и на лужи. Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытянутые. Собачка смотрела на свое отражение в луже и заигрывала с ним, лая и трогая воду лапкой.

Педагог прерывает сказку и показывает на доске последовательность рисования собачки:

- Давайте нарисуем собачку в центральном треугольнике и дадим ей имя.

Дети выполняют рисунок и называют собачку, например Маня. Педагог продолжает сказку:

- Особенно Маня любила нюхать цветы, их очень много росло в этом районе. Цветы были самые разные: ромашки и розы, колокольчики и одуванчики. (Нарисуйте цветы.) Бегала Маня, бегала и далеко убежала от дома, в другой район. Там тоже светило солнце, но оно было не такое, как в Линейном районе, и облака, лужи, цветы были другие.

Педагог на доске рисует штрихом солнце, лужи и цветы, дети на листах повторяют за ним.

- Но самое любопытное, что Маня встретила там пса, похожего на нее, только лохматого, совсем непричесанного (нарисуйте его в треугольнике).

Пес оказался очень компанейским и веселым. Правда, его манеры не были так хороши, как у Мани, которая выступала в цирке и была на редкость дрессированной.

«Извините за беспокойство, будьте добры, скажите, пожалуйста, куда я попала», - обратилась Маня к взъерошенному псу.

«Гав, гав, - ответил тот, - наш район называется Штриховой, а меня зовут...»

Дети придумывают кличку собаке, например Тобик (Тузик, Лохмач...).

- Собаки бегали, играли и сами не заметили, как оказались в не-знакомом месте.

Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек, что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, которая представилась Кнопочкой. Она вся была в точках и действительно напоминала кучу кнопок. (Нарисуйте ее в треугольнике.)

«Куда мы попали?» - осведомились Маня и Тобик.

«В Точечный район», - ответила Кнопочка.

Три собачки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Маня забеспокоилась, что ее, наверное, давно ищет хозяин. Собачки пожали друг другу лапы, помахали хвостиками, тявкнули на прощание и разбежались по своим домам.

Кнопочка осталась в Точечном районе. Тобик побежал в Штриховой. А Маня... Кто угадает, как назывался район, где жила Маня?

Дети отвечают: «Линейный».

- Однако собачки не забыли о своем знакомстве. Иногда они ходили друг к другу в гости и весело проводили вместе время.

Дети дорисовывают в треугольниках солнце, лужи и цветы, используя соответственно точки и штрихи.

        Этап III. Педагог устраивает выставку детских рисунков и проводит по ним беседу. Предлагает детям придумать свои рассказы о собачках.

        Этап IV. Под музыку Н. Артоболевской и фольклорного Собачьего вальса дети играют в «Собачий цирк»: собачки танцуют, вскакивают на стулья, прыгают через обручи, головами отталкивают воздушные шары и т.д.

Педагогические рекомендации

        Если у детей после занятия появится желание нарисовать животных на доске (больших листах бумаги), это следует поощрить.

        О животных и о собаках, в частности, существует много произведений.         Педагог по возможности знакомит детей с ними; песни и стихи дети могут выучить наизусть.

        Если дети смотрели мультфильм «Об умной собачке Соне», то можно предложить им сделать групповую композицию коллажного типа с облаками из мятой бумаги, с вырезанными из цветной бумаги лужами и нарисованными героями.

        Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.


6.   Выводы

   

        Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Ведь не случайно, ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Материал для рисования: карандаши и бумага, всякий материал для построек, научить, как общаться с этим материалом.

        Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.

        Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.

        Рисование - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Владение умением изображать невозможно без развития целенаправленного восприятия - наблюдения.

        Для того, чтобы нарисовать какой либо предмет предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

        Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти.

        Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Дети осваивают так же опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

        На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

        На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.

        Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.

        Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.

        Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изображения действительности ребенка, но и для психического развития. В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения.

        Так ребенок в детском саду овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации движений под углом зрения.

        Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

        Основными свойствами движения, пишет С.Л. Рубинштейн, является:

1. скорость (быстрота прохождения траектории);

2. сила;

3. темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);

4. ритм (временной, пространственный, силовой);

5. координированность;

6. точность и меткость;

7. размах;

8. пластичность и ловкость.

        В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.

   


Список литературы:

   

1.      Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968.

2.         Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. – М.: ВЛАДОС, 2004.

3.         Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации /Сост. М.Б. Зацепина.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4.      Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 2. – С.24-33.

5.         Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

6.      Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969.

7.            Казакова Т. Г. .Изобразительная деятельность младших дошкольников. М., 1980.

8.      Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002.

9.      Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10.         Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития. – М.: Карапуз, 2006.

11.      Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду /Под ред. Н.П. Саккулиной. – М.: Просвещение, 1971.

12.            Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.

13.            Тихонова О. Рисование детей третьего года жизни //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С.10-14.

14.            Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Академия, 2004.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СЛЕДАМ ВОСПРИНЯТОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – СКАЗКА «ГОСПАЖА МЕТЕЛИЦА»» подготовительная группа

Развивать интерес к  созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить передавать в рисунке сказочных героев в д...

Работа с родителями консультация «Совместные занятия спортом детей и родителей»

     Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры....

Консультация "Совместные занятия спортом детей и взрослых"

Консультация  "Совместные занятия  спортом детей и взрослых"...

Консультация: "Совместные занятия спортом детей и родителей "

Совместные занятия спортом детей и родителей...

Консультация «Совместные занятия спортом детей и родителей»

Консультация «Совместные занятия спортомдетей и родителей»...

Консультация для родителей "Рисование детей 1-3 лет фломастерами, мелками"

Информация, направленная на оказание помощи семьям в воспитании и развитии детей раннего возраста....

«Своеобразие рисования детей в возрасте 3-4 лет»

Консультация для родителей             «Своеобразие рисования детей в возрасте 3-4 лет»...