Конспект НОД по декоративному рисованию "Звонкая гжель"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Оськина Ольга Владимировна

Формирование представления детей о росписи разных народов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._zvonkaya_gzhel_1.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект НОД по декоративному рисованию

«Звонкая гжель»

(подготовительная к школе группа)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.

2.Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька».

3. Совершенствовать навыки работы с цветной гуашью, кистями, ватными палочками.

4. Формировать интерес к изучению народной культуры, чувства единения с русским народом, его традициями.

5. Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров-умельцев.

Развивающие задачи:

1.  Развивать чувство цвета и композиции. 

2. Развивать фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.

3. Развивать эстетическое восприятие предметов народного промысла «Гжель».

4. Развивать коммуникативные умения в работе парой.

Оборудование:

1. Для детей: силуэты посуды из бумаги 3D; гуашь синяя; кисти № 3; тряпочки для промакивания кистей; ватные палочки; баночки для воды; влажные салфетки, фартучки

2. Для воспитателя: Демонстративные слайды презентации предметов  декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, блюдца, чашки, чайники и т.д.). Дидактическая игра: «Продолжи узор», 2 подноса; незаконченный сервиз (чашки и блюдца из плотной белой бумаги); белая скатерть, маленькая указка; чайник из бумаги, расписанный под Гжель.,,

План занятия:

1. Проверка готовности к занятию.

2. Теоретическая часть.

3. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи.

4. Объяснение последовательности росписи.

5. Практическая часть.

6. Самостоятельная роспись силуэта для раскрашивания.

7. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вводная часть

        Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Я воспитатель таких же детей, как и вы. Хотите познакомиться с ребятами из детского сада 57? Прошу внимание на экран.

(Показ видео-приветствия воспитанников МБДОУ 57:

Дети подготовительной группы на фоне изоцентра машут рукой, улыбаются):

Воспитатель: - Все вместе: «Здравствуйте, друзья! Нас  зовут (по очереди) Настя, Ира, Тимофей, Геля, Лида»

- Первый  ребёнок читает стихотворение:

«И в 10 лет, и в 7, и в 5,

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё - что его интересует.

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье, и на Земле!»

- Второй   ребёнок:

«Мы очень любим рисовать! Мы много знаем о народных промыслах и росписях: дымка, хохлома, городец, гжель. Особенно нам нравиться гжельская роспись».

- Третий ребёнок:

«Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель».

 - Четвёртый ребёнок: «Мы умеем расписывать посуду, предметы гжельской росписью. Посмотрите, как мы это делаем. (Показ кратких фрагментов рисования  детей гжельской росписью различных изделий из бумаги (альбом «Чудесная Гжель»)+краткий показ, как дети склеивают  расписанные элементы)

- Пятый ребёнок: «Вот наши готовые поделки, расписанные гжелью: вот  кольцо для салфетки,  вот конфетница, вот чашка с блюдцем» (Показ крупным планом поделок из альбома «Чудесная Гжель»).

- Шестой ребёнок: «Давайте вместе украсим чайный сервиз гжельской росписью!  Он украсит вашу группу и будет напоминать вам о нас, ребятах из детского сада 57! Мы начнём, а вы – закончите!».

        (Далее сюжет, как дети с  Ольгой Владимировной показывают белые чашки с блюдцами, как украшают чашки гжельской розой, верхнюю часть чашки и блюдца – бордюром. Показ незаконченных чашек с блюдцами крупным планом. Дети машут приветственно рукой): 

        - Желаем удачной работы!

(Воспитатель берёт поднос с «сервизом» в центре стоит чайник, накрытые салфеткой, обращается к детям, держа поднос на уровне глаз детей):

Воспитатель: - Вот сервиз, который послали вам дети из детского сада (снимает салфетку, ставит поднос на стол и демонстрирует сервиз.  Предлагает детям взять в руки чашку или блюдце, рассмотреть их): 

Воспитатель: - Что нарисовано на чашке? Что нарисовано на блюдце?

Дети исследуют и отвечают (цветок, волнистые линии…).

Воспитатель: - Это элементы гжельской росписи: роза и бордюр (выделяет голосом).

Воспитатель: - Поставьте чашки и блюдца на поднос.

Включается тихая спокойная мелодия  «Славянский фольклор».

Воспитатель:  Откуда доносятся эти звуки?

(Воспитатель подводит детей к столу, на котором под салфеткой находятся изделия гжели, хохломы, дымки).

Воспитатель:  - Глаз радуется такой красоте расписных изделий. Какие росписи вы узнали? (дымковская, хохломская, гжельская)

Воспитатель:  - Покажите изделие гжельской росписи?  

Воспитатель:  - Чем отличается гжельская роспись от хохломской росписи.

(Если затрудняются ответить, то обратить внимание: Какие основные цвета хохломской росписи? А гжельской? Какие элементы хохломской росписи вы знаете? А гжельской?)

Воспитатель:- А вы знаете, что гжельской росписью можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты. Это единственная роспись, которой можно рисовать всё, что захотите.

(Воспитатель обводит рукой, читает четверостишие):

Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.

Воспитатель:- Какой предмет гжели вам особенно нравится?... (чашка, блюдце, уточка, коробочка)

(Воспитатель подводит итог сказанному):

Воспитатель:- Да, действительно хороши изделия, раскрашенные гжельской росписью. По-другому  называют «Бело-синее чудо».   Ребята, повторяйте за мной. (Показ воспитателя с движениями):

Физкультминутка:

Чудо – птицы прилетели (руки на поясе, повороты вправо, влево,

Прилетели к нам из Гжели (взмахи руками).

На ветвях они присели (присели,

Вдруг вспорхнули, улетели (прыжок, взмахи руками).

        (Дети «летят» вслед за воспитателем к столу, где находится незаконченный сервиз).

Воспитатель: - Вот и пришло время стать вам настоящими мастерами-художниками. Наденьте специальный фартучек для работы.

        (Предлагает детям присесть за столы.

        Начинает показ рисования на мольберте элементов росписи (прямые и волнистые линии, мазок «капелька», точка.  Предлагает взять кисть и чистой кистью повторять движения за воспитателем на готовом изделии (незаконченный), для элемента «точки» предлагает использовать ватные палочки для рисования точек): Возьмите, пожалуйста, чашку (блюдце), чистую кисточку, поставьте кисточку и повторяйте движения за мной.

Воспитатель: - Прямые и волнистые линии мы рисуем кончиком ворса кисточки. Можно использовать эти элементы росписи для сеточки, бордюра.

Воспитатель: - Мазок «капелька» рисуем всем ворсом кисточки, широким мазком. Можно использовать эти элементы росписи для рисования цветов, розочек, листиков, травки.

Воспитатель: - Точку рисуем при помощи ватной палочки. Можно использовать эти элементы росписи для рисования цветов, ягодок, украшением бордюра.

Воспитатель:

        Практическая часть:

Воспитатель:

Перед тем как мы приступим к росписи посуды, немного разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Наши синие цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

        (Дети приступают к украшению блюдца и чашки гжельским узором под народную музыку. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В ходе занятия воспитатель обращает внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, листочками, точками).

        (В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает хвалить каждого ребенка, отметить в работе то, что лучше всего удалось).

Воспитатель: Посмотрите, какой расписной сервиз у нас получился. Голубые узоры будто ожили на нём.  

Расскажите, какая чайная пара  больше всего понравилась вам? Почему понравился именно этот узор? Что наиболее удачно получилось?  (Ответы 2 – 3 детей).

Предлагаю назвать этот сервиз «Звонкая Гжель».

Благодарю вас за труд и прошу сфотографироваться на память. А фотографию сервиза пошлём моим ребятам из детского сада 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Чудо-Гжель"

Знакомство с русской народной росписью - гжель, с ее характерными особенностями, с техникой гжельских мастеров....

Конспект занятия по декоративному рисованию "Чудо- гжель" старшая группа

Знакомство детей с народно- прикладным искусством....

Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы

Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Конспект ОД по аппликации в младшей группе "Декоративное блюдце"...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству " Сказочная гжель"

Цель занятия: приобщение детей к народному ремеслу....