Проект "Веселые пальчики" (средняя группа)
проект по рисованию (средняя группа) на тему
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нетрадиционные техники рисования | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование педагогического опыта | Проект «Веселые пальчики» |
Авторы – разработчики педагогического опыта | Драган Надежда Александровна - воспитатель |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2017-2018 гг. |
Адрес педагогического опыта | 62883, Российская федерация, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть – Ях, 3-й мк.Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия» Т. 8(3463)46-51-16 Элекронный адрес: mdou fantaziya@mail/ru |
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити —
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Однако у детей среднего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
- Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы реализации проекта:
- метод обследования, наглядности;
- словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Предполагаемый результат:
- Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
- Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей средней группы.
- Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.
Вид проекта: творческий.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, трубочки для коктейля, ватные палочки и диски, сухие листья деревьев, восковые карандаши и мелки; фотоаппарат.
Партнеры: Драган Н. А., родители детей средней "Б" группы..
Целевая аудитория: в этом проекте участвуют 31 воспитанник средней "Б" группы в возрасте 4-5лет.
Мониторинг проектной деятельности:
• формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака;
• умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм;
• изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
•развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
•анализ продуктов детской деятельности;
•выявление уровня творческого развития.
Проведение диагностики по методике Комаровой Т.С.
Критерии сформированности умений | Критерии творческого развития |
Передача формы | Продуктивность |
Строение предмета | Разработанность образа |
Передача пропорции предмета в изображении | Оригинальность |
Композиция | Качество |
Передача движения | |
Цвет |
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь 2017-2018 уч.год
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
- подбор литературы, пособий, атрибутов;
- сбор информации из различных источников по теме;
- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- разработка методического материала по теме.
II этап – основной – октябрь – апрель 2017-2018 уч.год.
- организация и проведение циклов занятий;
- разработка и изготовление практического и наглядного материала;
- формирование навыков художественной деятельности детей, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей;
- взаимодействие с родителями: создание информационного пространства; беседы, консультации с родителями.
III этап – итоговый (обобщающий) – май 2017 – 2018 уч.год.
- обобщение результатов работы по проекту;
- анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
- презентация опыта работы по проекту.
Результаты проектной деятельности.
- Работа с детьми.
- Проведение непосредственно образовательной деятельности
по художественному творчеству, познанию.
- Беседы и рассказы о временах года, их характерных признаках.
- Наблюдения в природе за природными явлениями .
- Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь», демонстрационных картинок «Зима», Праздник «Новый год».
- Знакомство с техникой рисования «пальчиковое рисование » «Штампование», «Пластелинография».
- Дидактические игры «Осенняя палитра», «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Укрась ёлку».
- Прослушивание аудиозаписи музыкальных пьес и театральных шумов.
- Чтение и заучивание стихотворений , пословиц об осени, зиме, весне.
- Организация выставки детских работ.
- Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.
II. Работа с родителями.
- Родительское собрание на тему: « Развитие творческих способностей детей младшего и среднего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
- Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»
- Помощь родителей в организации выставки «Осень золотая», «Зимняя фантазия», «Весна в цвету».
- Участие родителей в подготовке и проведении развлечения.
III. Деятельность педагога.
1. Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций на осеннюю тематику и по техникам нетрадиционного рисования.
2.Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
- картотека по нетрадиционной технике рисования;
- альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования;
- разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей;
- изготовить дидактические игры.
IV. Продукт проектной деятельности.
1.Изготовленные детьми альбома с различными видами нетрадиционных техник рисования.
2.Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
5. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.
8. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Приложение 1
Перспективный план по проекту
«Веселые пальчики»
месяц | № п/п | Тема занятия | Цель занятия |
сентябрь | Подготовительный этап: - обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, - - определение цели и задач проекта; - подбор литературы, пособий, атрибутов; - сбор информации из различных источников по теме; - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе; - разработка методического материала по теме. | ||
октябрь | 1. | «Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы) | Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность |
2. | «Красивый букет» (Печатание растений) | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Воспитывать аккуратность. | |
3. | «Осеннее дерево» (Печатание листьями) | Продолжать учить детей работать с хрупким материалом - листьями. | |
4. | «Домик» (Печатание кубиками) | Продолжать знакомить с техникой печатания. | |
ноябрь | 1. | «Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись) | Продолжать учить детей рисовать пальчиками. |
2. | «Ветка рябины» (Пальцевая живопись) | Продолжать учить детей рисовать пальчиками. | |
3. | «Наше солнышко» (Рисование ладошками) | Учить детей рисовать ладошками, равномерно наносить гуашь на ладонь. | |
4. | «Осьминожек» (Рисование ладонью) | Продолжать учить детей равномерно наносить гуашь на ладонь. | |
декабрь январь | 1. | «Ежик» (Метод тычка) | Познакомить с методом тычка. Воспитывать аккуратность. |
2. | «Береза в снегу» (Метод тычка) | Продолжать развивать умение рисовать методом тычка. | |
3. | «Медвежонок» (Рисование поролоном) | Познакомить детей с техникой рисования поролоном. | |
4. | «Снеговик» (Рисование поролоном) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования поролоном. | |
1. | «Снеговик» (Рисование печаткой из картофеля) | Обогащать художественный опыт детей. | |
2. | «Укрась рукавицу» (Оттиск смятой бумагой) | Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций. | |
3. | «Снегопад» (Оттиск смятой бумагой) | Продолжать учить детей технике оттиска. | |
февраль | 1. | «Зимнее солнышко» (Техника монотипия) | Познакомить детей с техникой монотипии. |
2. | «Елочка» (Техника монотипия) | Продолжать учить детей технике монотипии. | |
3. | «Узоры на окнах» (Раздувание капли) | Учить детей создавать рисунки с помощью коктейльных палочек. | |
4. | «Снежинка» (Раздувание капли) | Продолжать учить детей создавать рисунки с помощью трубочек. | |
март | 1. | «Цветочек для мамы» (Пластилинография) | Развивать умения и навыки в рисовании пластилином. |
2. | «Волшебные зонтики» (Пластилинография) | Развивать умения и навыки в рисовании пластилином. | |
3. | «Волшебный цветок» (Пуантилизм) | Развивать умения и навыки в рисовании ватными палочками. | |
4. | «Береза в цвету» (Пуантилизм) | Развивать умения и навыки в рисовании ватными палочками. | |
апрель | 1. | «Космос» | Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. |
2. | «Салют» | Продолжать знакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | |
3. | «Весенний пейзаж» | Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. | |
4. | «Цветущая ветка» | Учить детей рисовать в данной технике. | |
май | 1. | «Салют Победы» | Познакомить с техникой рисования восковыми мелками. Развивать композиционные умения. |
2. | «Нарисуй, что хочешь» (Работа со знакомыми техниками) | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | |
3. | Мониторинг результатов реализации проекта | ||
4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Предлагаю родителям познакомиться с элементами палчиковой гимнастики. Сформировать у родителей, представление о значении пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики, и её роли в психофизическом ...
Родительские собрания в детском саду Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Родительские собрания в детском садуСеминар – практикум для родителей«Играем пальчиками» (средняя группа)...
Семинар – практикум для родителей «Развиваем пальчики» (средняя группа)
Практикум для родителей...
Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками" (средняя группа)
И. П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способств...
Работа с родителями Мастер-класс для родителей «Дружат наши пальчики» (средняя группа)
Данный материал предназначен для родителей детей 4-5 лет....
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)...
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предста...