Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками" (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
И. П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 196.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей
«Играем пальчиками» (средняя группа)
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
- Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
- Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
- Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).
Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн»(с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), маски-шапочки, сарафаны ,платки, аудиозапись.
Ход:
Беседа с родителями
В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас нет ни одной области, где не используют компьютеры и информационные программы. Но негативная сторона информационных технологий заключается в том, что люди перестали общаться между собой. И первыми забили тревогу педагоги, потому, что именно они видят, как деградирует общество, а самый незащищённый контингент – это конечно дети. Работая в дошкольном образовательном учреждении ежедневно сталкиваюсь с различной речевой патологией, и с каждым годом речевые нарушения у детей становятся всё тяжелей. Причины речевых нарушений разные, но одна из причин – это недостаток у детей коммуникативных навыков. И для того, чтобы человечество не перешло к форме общения первобытных людей – жестам, педагоги вынуждены искать новые интересные формы работы не только с детьми, но и с родителями. И если дети откликаются на предложение поиграть, то, как же тяжело вдохновить родителей принять участие в любых педагогических мероприятиях. Для того, чтобы начать работать с детьми раннего дошкольного возраста пришлось перечитать множество методик разных авторов, обратиться к давно забытым формам общения с детьми. И как говорит мудрость: всё новое – это хорошо забытое старое. Оказалось, что в наш век высоких технологий очень эффективны старые приёмы развития детей раннего возраста.
Ещё с давних времён талантливые люди из народа играли с маленькими детьми, которые ещё не умели говорить и сопровождали слова песни или слова-игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились известные всем игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и т.д. Специалисты, такие как невропатолог и психиатр В.И. Бехтерев, физиолог И.П. Павлов, писатель Н.И. Новиков и другие, исследующие деятельность мозга и психику детей в своих исследованиях отмечали, что развитие тонких движений пальцев рук благотворно влияет на развитие и функционирование мозга.
И. П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Выдающийся педагог-гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека – это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я применяю различные пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику. Родители детей, с которыми проводилась эта работа отмечают, что дети стали лучше говорить, с удовольствием играют с пальчиками даже тогда, когда сильно больны. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены для детей разных возрастных групп: начиная от самых простых и заканчивая очень сложными играми.
. Вопросы:
- Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
- Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка
- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковая гимнастика:
- Способствует овладению навыками мелкой моторики;
- Помогает развивать речь ребенка;
- Повышает работоспособность коры головного мозга;
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- Снимает тревожность.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»
Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)
Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)
Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)
По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.
- Давайте и мы с вами поиграем:
- Движение самомассажа:
- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;
- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.
- Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).
- Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.
Например,
«Этот пальчик »
Этот пальчик хочет спать,
загибание пальцев, начиная с мизинца
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик – давно спит.
Большой палец уже загнут
Тише, тише не шумите,
Наши пальчики не будите.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора!
Растопырить пальцы и пошевелить ими
- Хлопки:
- обычные;
- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;
- хлопки ладонями, сложенными чашечками;
Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее).
В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.
- А теперь дети сами покажут Вам, все, чему они научились.
Начинаем сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками,
Ведь мешок со сказками.
(показ русской народной сказки «Репка»).
- А теперь встречайте, маленьких девчушек – веселушек. (выходят девочки в русских народных костюмах).
Вот у Катиных ворот
Уж собрался хоровод:
Что-то затевают?
Частушки запевают!
Эй, девчонки – хохотушки, запевайте – кА частушки.
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
(исполняются частушки под музыкальное сопровождение)
- Сегодня Вы могли увидеть чему научились ваши дети и как они выросли. А на память об этом вечере, дети хотели бы Вам преподнести небольшие сувениры, сделанные своими руками(дети выносят расписанных птичек из соленого теста). Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Предлагаю родителям познакомиться с элементами палчиковой гимнастики. Сформировать у родителей, представление о значении пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики, и её роли в психофизическом ...
Родительские собрания в детском саду Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Родительские собрания в детском садуСеминар – практикум для родителей«Играем пальчиками» (средняя группа)...
Семинар – практикум для родителей «Развиваем пальчики» (средняя группа)
Практикум для родителей...
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)...
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предста...
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....
Родительские собрания в детском саду Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Главная задача построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....