Сценарий занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Данное занятие позволит познакомить дошкольников в доступной форме с хохломской росписью. Дети узнают историю появления хохломской росписи, познакомятся с технологией изготовления посуды и научатся рисовать лементы хохломы
Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
образовательные:
· Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде особенностях её росписи;
· Познакомить детей со способом изготовления хохломской посуды.
развивающие:
· Развивать умение узнавать и называть элементы хохломы;
· Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
воспитательные:
воспитывать интерес к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohloma.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Колосок»
Тутаевского муниципального района
Сценарий занятия по декоративному рисованию
«Золотая хохлома»
в подготовительной к школе группе
Составила:
Воспитатель Леванова К.Е.
пос. Фоминское 2015г.
Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
образовательные:
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде особенностях её росписи;
- Познакомить детей со способом изготовления хохломской посуды.
развивающие:
- Развивать умение узнавать и называть элементы хохломы;
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
воспитательные:
- воспитывать интерес к традициям русского народа.
Предварительная работа:
- Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
- Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
- Цикл занятий по декоративному рисованию.
- Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
- Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
- Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
- Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
- Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, детские работы.
- Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; заготовки хохломской посуды (тарелки) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №3; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, влажные и тканевые салфетки.
- Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Золотая хохлома», русских народных наигрышей.
- Мультфильм «Хохлома».
Ход занятия
Дети заходят в группу, и рассаживаются на стульчики. Входит воспитатель в русском народном костюме под музыку.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости!
Всех вас видеть очень рада я!
Как настроение, как дела?
Вы догадались, кто я?
Не колдунья, не царица,
А сказочная девица.
Как же девицу зовут?
Догадаться можно тут! –
Загадка эта нетрудная…я
Дети: вы Василиса Премудрая.
Воспитатель: подарил мне папенька русский сувенир, но строго-настрого запретил смотреть, пока не догадаюсь, что в мешочке? Я трясла и щупала и даже нюхала, но не могу догадаться. Наверное останусь без подарка? (дети трогают, трясут мешочек, высказывают свои предположения).
Дети: (по очереди обследуют предмет в мешочке и достают деревянные ложки)
Воспитатель: что вы можете сказать про эти ложки
Дети: (они деревянные, расписаны хохломским узором)
Воспитатель: где же можно купить такие ложки?
Дети: (в магазине, на ярмарке)
Воспитатель: Сегодня в нашем царстве-государстве открылась ярмарка народного декоративно-прикладного искусства, там можно увидеть изделия хохломских мастеров но, чтобы нам попасть на ярмарку, споем волшебную песню, а что с ложками делать будете?
Дети: подыгрывать
Ах, ярмарка, ах ярмарка
Как ты хороша
У русского народа
Широкая душа
Ах, ярмарка, ах ярмарка
Какие чудеса
Ах, расписная ярмарка
Народная краса
Воспитатель: Посмотрите ребята, как красиво на ярмарке! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
И чего здесь только нет: Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы глядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку, затем садятся на стульчики.
Воспитатель: Хотя я и Василиса Премудрая, но ничего не знаю о хохломской посуде, вы не знаете, где можно про нее узнать?
Дети: мы тебе расскажем
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Интересно.
Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
Как вы думаете, откуда брали вдохновение народные умельцы, расписывая посуду (от природы, рассматривали, наблюдали за цветами, травой, ягодами)
Спасибо, ребята! Я теперь тоже много знаю о хохломской посуде.
Воспитатель: За вашу помощь хочу отблагодарить вас. У меня есть волшебный цветок (достает из корзинки отдельно лепестки и серединку), но чтобы его собрать, нужно правильно назвать элементы хохломы. К сожалению я не знаю их названий, помогайте друг другу, проверяйте. Выбирайте себе лепесток. (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки, криуль, ягодки, цветы).
Проводится дидактическая игра «Цветок-лепесток»
Воспитатель: на ярмарке можно посмотреть мультфильм о хохломской посуде, садитесь на стульчики поудобнее, посмотрим, в чем секрет золотой хохломской посуды.
Просмотр презентации
Воспитатель: Ребята, скажите, какие развлечения бывают на ярмарке (Кулачные бой, соревнования, катание на карусели, перетягивание каната). Что-то засиделись мы, не пора ли прокатиться на карусели, занимайте свободные места.
Игра малой подвижности «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
У вас сегодня тоже гости, им наверное хочется купить русских сувениров. Как же нам быть? Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже
могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать посуду хохломским узором.
На столе разложены заготовки посуды.
Посмотрите, как называют мастера эти заготовки? (бельё). Выберите любую заготовку и занимайте место.
Дети выбирают заготовки посуды, проходят на свои места, садятся.
Воспитатель: ребята, я же не знаю с чего нужно начинать, наверное у меня ничего не получится, если только вы мне не поможете:
С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, криуль - изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
Воспитатель: Теперь, юные мастера, можем смело приступать к работе! Удивим гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит
народная мелодия «Золотая хохлома»).
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо, берите свои работы и выставляйте их на ярмарке.
Работы выставляются на стенд и проводится их анализ
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.
Воспитатель: ребята, что вам понравилось на ярмарке, что нового узнали о хохломе, что вам помогло так красиво расписать хохломским узором тарелочки?
Дети: (делятся впечатлениями)
Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям. Проходите за прилавок, зазывайте покупателей!
Презентация работ детьми, чтение стихотворений
- Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
- Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
- Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
- Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
- Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Гости разбирают понравившиеся работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративное рисование "Золотая хохлома".
Декоративное рисование с детьми старшей группы "Золотая хохлома"...
"По дорогам сказок" сценарий занятия-развлечения в форме викторины для детей подготовительной к школе группы.
Форма проведения: викторина.Продолжительность: 30 минут.Действующие лица: педагог, Кот ученый.Цель: Активизация имеющихся у детей знаний о сказках.Задачи:- образовательная: выявить и закрепить знания ...
Сценарий занятия "Сталинградская битва глазами детей" для детей подготовительной к школе группы
Материал по патриотическому воспитанию...
Декоративное рисование «Городецкая роспись» в подготовительной к школе группе
1.Создать условия для рисования детьми фантазийных цветочных гирлянд по мотивам Городецкой росписи. 2.Учить детей самостоятельно создавать узор по мотивам городецкой росписи, располагая ег...
Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22420083","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Конспект образовательной деятельностив области «Художе...
Презентация НОД декоративное рисование Золотая хохлома
В презентации дается материал по декоративной росписи Пасхального яйца в стиле "Хохломские узоры"...
Декоративное рисование «Городецкая роспись» в подготовительной к школе группе
laquo;Городецкая роспись»...