Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник рисования.
материал по рисованию на тему
Рекомендации разработаны для педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник рисования.
Составила: воспитатель Баран Юлия Яновна
Содержание.
1. Введение.
2. Что такое мелкая моторика?
3. Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам.
4. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
5. Литература.
1. Введение.
Как для левшей так и для правшей при работе с художественными материалами необходима хорошо развитая мелкая моторика рук.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Именно поэтому необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и т.п. Я в своей работе предлагаю использовать рисование нетрадиционными техниками.. По моему мнению, этот вид деятельности развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки).
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова.
2. Что такое «мелкая моторика»?
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
- Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника.
- Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к обучению.
- Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
- Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
- Очень медлительны.
Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка
- Работа головного мозга.
- Состояние желудка.
- Состояние кишечника.
- Работа печени и почек.
Чтобы подготовить руку , необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:
1. «Пальчиковая гимнастика»
2. «Пальчиковые игры»
3. «Система игровых упражнений».
Всё это в комплексе необходимо внедрить в занятия с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к дальнейшему обучению. Знакомясь с нетрадиционными техниками рисования, дети учатся: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.
Нестандартные способы рисования помогают педагогу развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.
3. Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Младший дошкольный возраст
- рисование пальчиками; - оттиск печатками из картофеля, моркови; - тычок жёсткой полусухой кистью. - рисование линией; - набрызг
Старший и подготовительный возраст
- «ладонная» техника; - рисование поролоновым тампоном; - оттиск печаткой из ластика; - рисование свечой или восковыми мелками; - отпечатки листьев; - волшебная ниточка; - монотипия; - рисование по сырому; - мятая бумага
Старший и подготовительный возраст
- кляксография обычная и трубочкой; - монотопия предметная и пейзажная; - печать по трафарету; - раздувание краски; - рисование мыльной пеной; - рисование нитками; - рисование солью; - граттаж и др.
1. Рисование линией. Нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Закрыв глаза и под музыку, рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что похоже и раскрасить это.
2. Волшебная ниточка. Альбомный лист сложить пополам. Опустить нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.
3. Монотипия. Сложить лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанести кисточкой несколько ярких цветных пятен. Быстро сложить лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Открыть и всмотреться: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!
4. Набрызг. На кончик щетки набрать немного краски. Наклонить щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой провести по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.
5. Рисование мыльной пеной. В баночку с жидкой краской добавить шампунь, хорошо размещать. Опустить трубочку в банку и дуть до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.
6. Рисование свечой или восковыми мелками. Переведение – под тонкий альбомный лист положить нарисованный контурный рисунок. Сверху обвести по контуру свечой, затем нанесите краску.
7. Печатка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижать печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток для любой композиции.
8. Кляксография. Рисование соломкой. Поставить на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуть на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернуть лист и снова подуть. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Посмотреть, что получится.
9. Рисование по сырому. Намочить бумагу и положить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Взять акварельный мелок или краски и кисточку и нарисовать все, что угодно.
10. Мятая бумага. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики, или смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.
11. Граттаж. Нанести цветной фон акварелью или взять цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затереть воском, парафином. Налить в розетку черной, или цветной гуаши, добавить немного шампуня и тщательно перемешать. Затем покрыть этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов. А теперь можно взять заостренную палочку и начать процарапывать рисунок. Чем не гравюра!
12. Трио – тушь, вода, гуашь. Развести гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисовать то, что задумали. Главное чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покрыть весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустить лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями.
13. Рисование способом – «тычка». В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.
14. Рисование способом – трения. Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветы, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.
15. Рисование способом от пятна. Широкой кистью нанести пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовать недостающие детали или краской или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.
16. Рисование природными материалами. Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания. Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.
17. Рисование пластилином. На плотный лист бумаги или картон нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином.
18. Волшебство бумаги. Разлить краску по ванночкам, разбавить водой. Приготовить туалетную бумагу в 6-4-2 квадратика, около 18 полосок. Сложить полоски 4-6 квадратиков попола.. Скатать их в трубочки. Намочить бумагу в краске. Потом быстро окунуть ее в миске с теплой водой и оставить на несколько секунд высыхать. Свернуть бумагу кольцом на стопке газет, надавить не нее сверху так, чтобы стекли краски и вода. Положить на блюдо, покрыть калькой и просушить. Готовые изделия размещают и приклеивают на бумагу.
19. Рисование крупами. Для того, чтобы сделать аппликацию из круп нужно: шаблон для аппликации — контур рисунка, который необходимо «раскрасить» с помощью крупы (дети могут сами нарисовать такой шаблон или получить уже готовый).
4. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек.
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки.
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги.
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц.
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Вкладыши – мисочки.
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
6. Бусы.
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
7. Крупы.
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами.
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке.
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
10. Горошина.
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек.
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застёгивание, расстегивание и шнуровка.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Собирание мозаик и паззлов.
Для детей выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
14. Пальчиковый театр.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка: вырабатывает способность к концентрации внимания; тренирует память; обогащает словарный запас; развивает пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме); возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
5. Литература.
1. Козина И.Б., Ворончихина В.М., Гущина С.Ю., Кузьминых Л.М., Обухова Л.Р., Охотникова Э.В. Учите детей говорить. Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.//Дошкольное образование №13-14 2007 2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 3. Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста /Сост. Е.С.Евдокимова (науч. ред.), М.В.Лунева, И.В.Сухамлинова. – Волгоград: Перемена, 1998. 4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. 5. Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8. 6. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 7. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционной техники рисования"
Изобразительная деятельность как средство развития ребенка в целом...
Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников....
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования
В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому взрослому проводить такие заня...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования"
Работа с родителями...
«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи...
Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...
«Развитие мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник рисования»
uml;ИСПОЛЬЗУЮ ПРИНЦИП ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, даёт возможность мне раскрыть его восприятие окружающего мира. Позволяет развивать наглядно- образную памя...