ПРОГРАММА по развитию художественных способностей
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Наталья Николаевна Панчук

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_k_izo_kruzhku.doc417 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 «Ромашка»

 

ПРОГРАММА

по развитию художественных способностей

Автор: воспитатель высшей

квалификационной категории  

Панчук Наталья  Николаевна

  

     

г. Нижневартовск, 2015г

                             

   

 Оглавление

№ п/п

Содержание

Стр.

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

5

Содержание программы

9

3.1.

Требования к уровню подготовки воспитанников

12

3.2.

Календарно-тематическое  планирование  работы с детьми

14

3.3.

Мониторинг  освоения детьми программного материала

26

4.

Механизм реализации программы

33

5.

Список литературы  

39

Паспорт программы

Название программы

Программа «Вдохновение», направленная на  развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в  ИЗО деятельности.

Основание для разработки

программы

  • Законом  РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • ФГОС дошкольного образования  (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155);
  •  «Рабочая концепция одаренности»;
  • «Правилами оказания платных образовательных услуг сфере дошкольного и общего образования»
  • Программой «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
  • Устав ДОУ
  • Программой «Развитие образования МАДОУ № 68 на 2015-2020 годы»»;
  • Договор между учреждением и родителями (или лицами их заменяющими) ребенка

Заказчик программы

Родители, воспитанники  ДОУ, департамент образования

Автор программы

Панчук Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Организация исполнитель  программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 68 «Ромашка». Воспитатель высшей квалификационной категории Панчук  Наталья Николаевна,

Целевая группа

Дети дошкольного возраста от  5 до 7 лет

Составители программы

Воспитатель высшей квалификационной категории

Панчук  Наталья Николаевна

Адрес

организации исполнителя, телефон/факс

Улица Чапаева, дом 11а, город Нижневартовск Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Россия.

Телефон/факс – (3466) 46-16-30

Сроки реализации

2 года

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

Задачи

  • Обучающие задачи:
  • Совершенствовать и активизировать те знания и умения, которыми дети овладевают на занятиях  по изобразительной деятельности;
  • Содействие  развитию инициативы, выдумки и творчества детей  в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать эстетический вкус, самостоятельность, уверенность, активность.

  • Развивающие задачи:
  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных  замыслов;
  • Содействовать эстетическому развитию  дошкольников средствами изобразительного искусства;
  • Способствовать развитию творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы, техники;

Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком  своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности.

Ожидаемые результаты

  • Созданы оптимальные условия в  организации образовательного процесса для развития творческих способностей посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности.
  • Показатели высокого и среднего уровня развития изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста составили 90%, высокий уровень развития художественно – творческих способностей повысился на 20%.
  • Родители активно принимают участие в мероприятиях группы, заинтересованы в развитии у детей творческих способностей в ИЗО деятельности, повышен уровень компетентности  в данном вопросе.
  • Создан совместный творческий проект  с родителями «Я - взрослый, ты - ребенок»; организуются мастер классы по обучению приемам ИЗО в нетрадиционной технике.
  • В ДОУ организована работа по выявлению и развитию творческих способностей детей через организацию дополнительной платной образовательной услуги – кружок по ИЗО «Вдохновение»

                                                           

Пояснительная записка

Задача  развития  творческого  потенциала  в дошкольном  детстве  актуальна  для  настоящего  времени. Это  обусловлено,  прежде  всего, социально – экономической жизнью общества – потребностью    в людях   активных, знающих  и  умеющих   решать  различные  жизненные  ситуации, предвидеть,  предполагать,  прогнозировать.  Такие проблемы способны решать только творчески  одаренные люди.

        Поэтому в  Концепции   модернизации  Российского  образования до 2020 года,  главной  задачей  российской  образовательной  политики  является  обеспечение  современного  качества  образования  на  основе  сохранения  его  фундаментальности  и  соответствия  актуальным  и  перспективным  потребностям  личности,  общества  и  государства.  В  целях  создания  необходимых  условий  достижения  нового,  современного  качества  общего  образования  планируется:

   - обеспечить  государственную  поддержку    для  одаренных  детей.

       В основе  современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию   педагогического процесса, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Этот процесс начинается в дошкольном детстве, когда ребенок через общение со взрослыми и сверстниками, в широком контакте с окружающим миром, искусством, художественным творчеством осваивает социальный опыт.

   В  концепции  дошкольного  воспитания  говорится  о  том,  что  при  становлении  базиса  личностной  культуры  рождаются  и  развиваются  такие  главные  образующие компоненты личности,  как  воображение  и  основанное  на  нем  творчество,  произвольность  в  виде  способности  к самостоятельным  поступкам,  потребность  ребенка  активно  действовать  в  мире.

        Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка.

    Творчество  детей  дошкольного  возраста  хотя  и  выступает  еще  в  неразвитой  форме,  однако  содержит  в  себе  важные  качества,  которые  создают  возможность, самостоятельно  выходить  детям  за  пределы  знаний  и  умений,  полученных  от  взрослых,  создавать  новый  продукт – оригинальный  рисунок,  новую  сказку  и  т.д.

Художественное творчество детей дошкольного возраста –  это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективного нового продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; применение усвоенных способов изображения  или средств выразительности в новой ситуации.  Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи.

Рабочая программа к кружку  по изобразительной деятельности составлен на основании программы  эстетического воспитания «Красота, радость, творчество» (авторский коллектив под руководством  Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепной).

 Организуя работу в данном  кружке,  педагогом решаются следующие задачи:

  • Осуществление эстетического развития  дошкольников средствами изобразительного искусства;
  • Содействие  развитию инициативы, выдумки и творчества детей  в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности;
  • Обеспечение развития творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы, техники;
  • Развитие воображения детей, поддержка проявления их фантазии, смелости в изложении собственных  замыслов;
  • Совершенствовать и активизировать те знания и умения, которыми дети овладевают на занятиях  по изобразительной деятельности;
  • Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком  своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности. выявлять и развивать художественные способности.

Формирование  творческой  личности – одна  из  наиболее  важных  задач  педагогической  теории  и  практики  на  современном  этапе.  Наиболее  эффективное  средство  для  этого – изобразительная  деятельность  ребенка  в  детском  саду,  в процессе  рисования,  лепки,  аппликации.

Ребенок  испытывает  разнообразные  чувства:  радуется  созданному  им  красивому  изображению,  огорчается,  если  что-то  не  получается,  стремится  преодолеть  трудности  или  пасует  перед  ними.  Он  приобретает  знания  о  предметах  и  явлениях,  о  средствах  и  способах  передачи,  о  художественных  возможностях  изобразительного  искусства. Углубляются  представления  детей  об  окружающем  мире,  они  осмысляют  качества  предметов,  запоминают  их  характерные  особенности  и  детали,  овладевают  изобразительными  навыками  и  умениями,  учатся  осознанно  их  использовать.

Основными чертами  творческой деятельности ялвляется:

самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

видение новой функции предмета (объекта);

видение проблемы в стандартной ситуации;

способность к альтернативным решениям;

комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Формирование этих черт   начинается еще в дошкольном детстве.

Разнообразные  чувства,  которые  испытывает  ребенок,  занимаясь  творчеством,  новые  знания  и  навыки,  приобретаемые  им  в  этот  момент,  чрезвычайно  значимы для  развития  личности.  Изобразительное  творчество  дошкольника  проявляется  не  только  тогда,  когда  он  сам  придумывает  тему,  но  и  когда  действует  по  заданию  педагога,  определяя  композицию,  цветовое  решение,  другие  выразительные  средства.

В  творческой  деятельности  ребенка    выделяются три  основных  этапа,  каждый  из  которых  требует  специфических  методов  и  приемов  руководства  со  стороны  взрослого.

   1этап – возникновение,  развитие,  осознание  и  оформление  замысла.  Тема  предстоящего  изображения  может  быть  определена  самим  ребенком  или  предложена  самим  воспитателем  (конкретное  же  решение  принимают  сами  малыши).  Чем  старше  дети  и  чем  богаче  их  опыт  в  изобразительной  деятельности,  тем  более  устойчивый  характер  приобретает  замысел.

2 этап – процесс  создания  детьми  изображения.  Даже  если  тему  называет  взрослый,  это  не  лишает  ребенка  возможности  творить,  а  только  помогает  направить  его  воображение.  Значительно  больше  возможности  появляется,  когда  рисунок  создается  по  замыслу  ребенка.  Педагог  лишь  задает  направление  выбора  темы,  содержание  будущего  «шедевра».

3 этап – анализ  результатов – связан  с  двумя  предыдущими,  является  их  логическим  продолжением  и  завершением.  Просмотр   и  анализ  детских  работ  должен  осуществляться  при   их  максимальной  активности,  что  позволяет  полнее  осмыслить  результат  деятельности.  По  окончании  занятия  все  рисунки,  поделки  выставляются  на  специальном  стенде.  

Одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого. Для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Исходя из этого,   один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках - это обучение дошкольников техникам рисования. Нужно  учить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.  Понимать художественную технику  в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов ( бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши  и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Ииспользование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

     Задача активизации творческих способностей детей  требует поиска новых способов художественного выражения.

Использование нетрадиционных  художественно-графических техник выступает в рисунках дошкольников как форма выражения содержания, т.е. образа, в котором проявляются чувства, знания и умения детей.

Нетрадиционные  художественно-графические  техники  рисования,  предоставляет  широкие  возможности  для  развития  воображения,  фантазии.  Так  как  результат,  который  получается  при  рисовании  в  данных  техниках,  всегда   непредсказуем,  это  вызывает  большой  интерес  у  детей,  желание  придумывать,  экспериментировать, творить.

      Овладение нетрадиционными для дошкольников   художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.

       Введение нетрадиционных художественных техник в практику обучения  дошкольников  должно быть  последовательным, основываться на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.  Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных   художественных техниках проходит успешно при следующих условиях : доступность нетрадиционных художественных техник , предлагаемых к освоению; использование различных форм занятий (комплексные занятия, основанные на интеграции различных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение ); использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.             

        Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.

 Этапы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  средствами нетрадиционных техник рисования:

На первом  этапе -знакомим детей с простейшими техниками рисования, раскрытие возможностей данных техник в сравнении с традиционным. При этом  используется предметное рисование, несложные сюжеты;

организуются  игры,  тренинговые упражнения   на раскрепощение движения руки, придающие ребенку уверенность в решении творческих задач. Детям предлагается  рисование по заданным темам с использованием нетрадиционных техник рисования; в предметно – развивающей среде создаются условия  для самостоятельного экспериментирования с материалом.

На втором  этапе организуется  обучение использованию  на  занятиях  в сочетании  одной  нетрадиционной  и  традиционной техники  рисования,  с  усложнением  сюжетной  линии. Проводятся дидактические игры  и упражнения на развитие изобразительных умений и навыков. Также организуется  обучение   сюжетному  одноплановому рисованию с использованием изученных нетрадиционных техник; оформляются  коллективные работы   в сочетании    нетрадиционных  и  традиционных техник  рисования.

На данном этапе детям предлагается рисование по замыслу с использованием нетрадиционных техник рисования или по предложению педагога.

На третьем  этапе детей обучаем  правильному  и  рациональному  использованию  нескольких  нетрадиционных  техник  в  сочетании с традиционными; проводятся  дидактические  игры и упражнения  на развитие умений многоплановому композиционному построению; организуется обучение  детей  сюжетному  многоплановому  рисованию. В самостоятельной деятельности  детей создаются условия  для дорисовки  ранее выполненных работ. На данном этапе совместно с детьми осуществляется коллективное сочинение  рассказов и сказок на основе творческих работ   детей; оформляются творческие работы детей в книги.

В  старшей  группе    реализуется  первый  и  второй  этап  технологии,  в  подготовительной  группе  третий этап. Реализация  каждого  последующего  этапа  несет  в  себе  усложнение  и   базируется  на  знаниях,  умениях  детей  полученных на  предшествующем  этапе.  

При  организации занятий по обучению детей рисованию          учитываются  следующие  структурные  моменты  построения  занятия:

-- Организационный -   преследует  цель  создания  условий,  обеспечивающих  эмоциональный  настрой  ребенка  на  содержание  занятия.  Удивление  в  процессе  общения  педагога  с  детьми  может  стать  фактором,  организующим  и  стимулирующим  детское  внимание  и  деятельность.  Появление  педагога  в  необычном  костюме,  головном  уборе  или  гриме,  со  странным  на  вид  предметом  в  руке  или  куклой  обеспечит  заинтересованность  детей  проблемой  занятия.

-- Проблемно – мотивационный  аспект призван  стимулировать  активность  ребенка  за  счет органичного  включения  проблемной  ситуации  в  ход  занятия.  В  результате  она  оказывается  особым  педагогическим  механизмом,  который  ставит  ребенка  в  новые  для  него  условия,  требует  от  него  максимальной  мобилизации  знаний,  умений  волевых  усилий,  направленных  на  решение  проблемной  задачи.

-- Деятельностная  основа  занятия  во  многом  обеспечивает  его  развивающий  эффект,  создает  условия  для изобразительного  творчества,  анализа  художественных  образов  созданных  детьми.  При  этом  «акт  творчества»  отличается  от  других  форм  обучения  тем,  что  в  это  время  ребенок  не  накапливает  знания,  а  отдает  их  (Л.С.Выготский),  обретая  уникальный  опыт  творческой  самореализации.

--Прикладное значение  продуктов  детской  творческой  деятельности  особенно  значимо  в  связи  со  становлением  их  социального  статуса.  Во-первых,  это  явное  проявление  уважения  к  ребенку  со  стороны  взрослых  и  сверстников,  во-вторых,  продукт  его  творческого  воображения,  материализованный  в  рисунке,     приобретает  черты  особой  значимости:  это  часть  его  символического  «Я».

Занятия кружка по изобразительной деятельности «Вдохновение» организуются для детей старшего дошкольного возраста и не дублируют содержание основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Занятия проводятся 1 раз в неделю после основного образовательного процесса в вечернее время с 18.00 до 18.30. Обучение детей в кружке фронтальное, количество детей не превышает 10 человек. Возрастной состав детей кружка  - дети от 5 до 7 лет.  

                                                     Учебный  план

Виды занятий.

Кол-во воспитанников

Длительность занятий

(в минутах)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц.

Количество занятий в год.

Продуктивная деятельность

20

30 минут.

1

4

32 занятия

Содержание программы

1 год обучения.

Тема 1.  «Краска и цвет» (4 часа)

Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

Научить детей:

  • рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;
  • смешивать чистые краски с водой у себя на палитре;
  • работать жидкой краской на листе бумаги;
  • смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой;
  • пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;
  • изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;
  • работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

Тема 2. «Работа с линией» (2 часа)

Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.

Научить:

  • как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;
  • заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;
  • обыгрывать  пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт;
  • рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

Развивать творчество, фантазию.

Тема 3.  «Работаем с формой» (4 часа)

Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), научить изображать эти формы на листе.

Научить:

  • изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни;
  • работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;
  • строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;
  • фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

Тема 4.  «Композиция» (1 час)

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

  • об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);
  • о соотношении  размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;
  • об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 5.  «Развивающее задание» (1 час)

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Тема 6. «Работаем с ритмом» (1 час)

Показать детям, откуда берется ритм.

Научить:

  • чередовать различные формы и цвета в заданном ритме;
  • изображать небольшие сюжеты, сценки и композиции в заданном ритме.

Тема 7. «Делаем вместе» (1 час)

Учить работать в коллективе, отвечая каждый за свое задание.

Познакомить детей с традиционной формой купола и узорами на русских куполах.

Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции

Продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору.

Тема 8.  «Подводим итоги» (2 часа)

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование  других  видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

2 год обучения

Тема 1.  Приглашение в «Творческую мастерскую» (2 часа)

Дать детям краткие сведения из истории росписи по ткани, познакомив с изделиями, фотографиями, альбомами с изображением различных изделий из батика.

Познакомить детей с предстоящей работой кружка, с планом, с инструментами и оборудованием, техникой исполнения.

Закреплять знания о цвете, научить рисовать фон для будущих картин (по- сырому), учитывая знания холодных и теплых тонов.

Учить самостоятельно рисовать батик, закрепляя технологию. Закреплять последовательность изготовления рисунков на ткани.

Тема 2. «Сказка про осень» (2 часа)

Закреплять знакомые нетрадиционные техники рисования по бумаге (тампонирование, рисование по сырому, рисование тушью).

Продолжать учить составлять композицию, используя знания о ритме, соотношении предметов к форме и размеру листа бумаги. Использование необходимого для этого способа изобразительного материала и оборудования.

Развивать творчество в придумывании сюжета и содержания рисунка.

Уметь составлять эскиз для будущей работы.

Тема 3.  «Зимняя сказка» (6 часов)

Познакомить детей с новыми видами техники батика: штамп, трафарет, узелковый батик.

Подготовка инструмента, приспособлений, материала.

Использование соли для дополнительного эффекта.

Проявлять творчество в цветовом решении, использовании дополнительных деталей в рисунке на свой вкус.

Тема 4.  «Весенняя песня» (4 часа)

Продолжать знакомить с видами батика: свободная роспись, для подарка мамам (роспись платка).

Совершенствовать нетрадиционные способы рисования на бумаге (рисование по сырому фону, кляксография, монотипия).

Учить правилам работы с изобразительными материалами: пастель, сангина, восковые мелки – познакомить с новыми способами их применения в рисовании.

Тема 5.  «Подводим итоги» (4 часа)

Закрепить полученные знания и умения, которые были получены на предыдущих занятиях. Выяснить уровень овладения техникой исполнения холодного батика и применения нетрадиционных способов рисования, разнообразного изобразительного материала.

Развивать творчество, воображение, фантазию в рисовании своих картин.

Проведение выставки – отчета выполненных детьми работ.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ    

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАННИКОВ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 7 ЛЕТ)

 

К концу учебного года воспитанники  должны иметь представления и уметь:

Разделы

Иметь представления

Умения

Рисование

- о произведениях изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народно-прикладное искусство).

- о   выразительных средствах в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

- об особенностях изобразительных материалов.

- создает изображение предметов (по представлению, с натуры), сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений).

Использует разнообразные композиционные решения (изображение располагать на всём листе, на одной линии, на широкой полосе), изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, использует  разнообразные приёмы и элементы создания узора, подбирает цвета в соответствии с видом декоративно-прикладного искусства.

Проявляет творчество  при создании выразительных образов, композиций.

 Изображение правильное (форма,  строение). Самостоятельно  выбирает ИЗО    материалы. Самостоятельно  передает  характерные  формы  предмета,  использует  разнообразные  цвета  в  рисунке,  самостоятельно  использует  прием  смешивания  красок,  прием  декорирования.  Правильно  располагает  предметы  на  рисунке, композтционное посторенние верное.     Правильно  держит  кисть,  карандаш,  движения  смелые,  свободные.   Проявляет  самостоятельный  интерес  к  изобразительной  деятельности.

Наделяет  изображаемые   предметы    оригинальным  образным  содержанием  преимущественно  без  повторений  или  близкого  образа,  прорисовывает  характерные  детали.  Умеет  закрашивать,  не  выходя  за  контур,  регулируя  силу  нажима  и   направление.

Лепка

- о скульптурах малых форм.

- о свойствах и качествах материалов (пластилин, глина и др.)

Лепить предметы разной формы, используя различные приёмы и способы.

Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создавать изображения по мотивам народных игрушек и керамических изделий.

Декоративно оформлять поверхности вылепленных изделий (процарапывание, печатание, налепы и т.д.)

Аппликация

- о свойствах и качествах материала для аппликации (бумага, ткань  и др.)

Изображать предметы (с натуры и по представлению) и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания.

Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа.

Ручной труд

- о свойствах и качествах материала   (бумага, ткань, природный и бросовый материал  и др.)

Сгибать лист бумаги вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке ножницами.

Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

        


Перспективный план работы для детей 5-6 лет.

Тема

Техника

Программное содержание

Инструменты и материалы

1

«Осеннее дерево»

Кляксография обыкновенная

Закреплять умение детей рисовать крону дерева с помощью разноцветных клякс. Учить подбирать оттенки соответствующие цвету осени.

Плотные листы бумаги. Краски теплых оттенков. Кисти беличьи.

2

«Мы гуляем»

Рисование пальчиками.

Учить детей с помощью пальцев создавать знакомые образы людей и животных. Придавать образам законченный вид с помощью дорисовки фломастером.

Пальчиковые краски, бумага А5, образцы.

3

«Бабочка которую я видел летом»

Рисование

-монотипия,

-печать листьями

Совершенствовать умение детей в различных изо. техниках, развивать пространственное мышление, знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки  в рисунке.

Силуэты предметов из плотной белой бумаги симметричные и не симметричные. Гуашь, кисть, простой карандаш, иллюстрации бабочек, сухие листья разных деревьев.

4

«Паук в паутине»

Аппликация

-обрывание бумаги,

- рисование по мокрой бумаги.

Учить технике обрывание бумаги, закрепить представление о свойствах бумаги, закреплять умение рисовать по мокрому слою бумаги.

Черный картон, черная бумага, черный фломастер, иллюстрации с изображение пауков, акварельные краски, кисти.

5

«Дерево»

Объемная аппликация

Научить детей создавать объемную аппликацию. Точно по контуру вырезать детали, соблюдая правила вырезания. Складывать полоски бумаги «гармошкой».

Листы бумаги цветов осени, картон, ножницы, простые карандаши. Узкие полоски бумаги.

6

«Дары осени»

Рисование

-набрызг по трафарету

Познакомить детей с названием эскиз, набросок. Учить правильно его создавать. Располагая элементы в центре композиции. Подбирать краски на основе контраста.

Бумага по размеру будущего витража, простой карандаш, приспособление для набрызга, трафареты овощей или фруктов.

7

«Мои фантазии»

Кляксография с ниткой.

Познакомить детей с техникой «Кляксография с ниткой». Учить видеть в незнакомых формах, знакомые предметы, дополнять их деталями, делать фон для работы.

Листы бумаги, нитки, емкости для красок, фломастеры для прорисовки деталей.

8

«Ковер из осенних листьев»

Торцевание

(коллективная работа)

Познакомить детей с техникой торцевание. Учить накручивать гофрированные квадратики бумаги на карандаш и плотно прижимать их по контуру композиции заполняя все свободное пространство.

Картон для основы, карандаш для накручивания бумаги, гофрированная бумага разных цветов. Клей.

9

«Яблоки на снегу»

Айрис фолдинг

Учить детей симметричному вырезанию, закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги вдоль посередине. При складывании узора органично сочетать бумагу одного цвета разных оттенков.

Картон плотная бумага, цветная бумага, клей, образцы работ.

10

« Первый снег»

Рисование

-монотипия,

-рисование пальчиками,

-кляксография с трубочкой

Учить рисовать дерево без листьев в технике кляксография с трубочкой. Закрепить умение рисовать снег с помощью пальчиков. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4, темно-голубого, темно-серого, фиолетового цвета, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки эскизы и иллюстрации.

11

«Натюрморт осенний»

Лепка из соленого теста или холодного фарфора

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Учить передавать особенности того или иного овоща или фрукта.

Соленого теста разных цветов и оттенков. Картон, стеки, фурнитура.

12

«Ветка рябины»

Рисование с натуры

-Оттиск листьями,

-Рисование пальчиками

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности, закреплять умение рисовать пальчиками, приём примакивания для листьев. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Лист А4, ветка рябины, гуашь в мисочках, кисти, сухие листья.

13

«Зимний лес»

Обрывная аппликация

Познакомить детей с техникой. Учить детей делать простейшие детали в этой технике. Составлять композицию из деталей на всем листе бумаги.

Лист картона синего, голубого, фиолетового цвета. Клей, палочки для техники пергамано. Иллюстрации зимнего лес.

14

«Красивый горшочек для кактуса»

Декоративно-прикладное творчество

Учить детей изготавливать красивый горшочек для кактуса. Развивать фантазию, творческих способности, используя в работе разнообразную фурнитуру.

Стаканчики из под йогурта. Гофрированная бумага, клей, ножницы, фурнитура.

15

«Кактус расцвел»

Торцевание на пластилине

Познакомить детей с техникой торцевания на пластилине. Закреплять умение накручивать гофрированные квадратики бумаги на карандаш и плотно прижимать их по контуру композиции заполняя все свободное пространство.

Гофрированная бумага, клей, ножницы, фурнитура. Ячейки от таблеток бусинки черного цвета, картон.

16

«Загадочные животные»

(Коллективная работа)

Рисование Кляксография

Закреплять умение детей рисовать с помощью техники кляксография. Учить распознавать в кляксах знакомые образы и оформлять их.

17

«Мой друг»

Рисование

-цветной граттаж,

-восковые мелки +акварель,

-акварельные мелки.

Развивать художественное восприятие образа человека. Совершенствовать умение детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу. Развивать чувство композиций.

Восковые мелки, акварель, гуашь, гуашь телесного цвета с мылом, свеча, палочки для поцарапывания, акварельные мелки.

18

«Оберег»

Декоративно-прикладное творчество.

Познакомить детей с понятием «Оберег», со значением деталей использующихся для его изготовления. Изготовление необходимых деталей для изготовления оберега.

Мешковина, стаканчики из под йогурта, необходимый материал для изготовления деталей.

19

«Морозное настроение»

Рисование. Монотипия пейзажная.

Учить детей с помощью цвета передавать морозное настроение. Закреплять умение работать в технике монотипия. Развивать воображение, находить в новом рисунке знакомые образы.

Листы плотной бумаги А4, кисти, краски, фломастеры для прорисовки деталей.

20

«Снеговик»

Рисование

По мокрому слою бумаги.

Совершенствовать технику рисования по мокрому слою бумаги, учить правильно подбирать сочетания цветов для изображения фона. Развивать чувство композиции.

Лист плотной белой бумаги, губка для смачивания листа. Акварельные краски, кисти.

21

«Рамка для фотографии»

Лепка из соленого теста.

Воспитывать желание детей делать приятные подарки близким и родным своими руками. Продолжать развивать дизайнерские способности, умение подбирать необходимые детали для декорирования.

Картон для основания, соленое тесто разных цветов. Краски, кисти, мисочки с водой, стеки, эскизы, рисунки.

22-23

«Подснежники для моей мамы».

Обратная аппликация.

Познакомить детей с техникой обратная аппликация из пластилина. Учить последовательно, в обратном порядке, наклеивать пластилин на прозрачную основу. Воспитывать аккуратность в работе.

Крышки от сметаны прозрачные, схемы для налепа, пластилин.

24

«Тарелочки для папы»

Декупаж

Познакомить детей с техникой декупажа. Совершенствовать умения и навыки в свободной работе с материалом. Воспитывать эстетический вкус, умение творчески подходить к своей работе.

Пластиковые тарелочки среднего размера, бумажные салфетки с рисунком, клей ПВА, жесткие кисти.

25

«Весенняя картина»

Пуантилизм

Познакомить детей с техникой пуантилизм. Подбирать краски для придания выразительного образа. Побуждать детей к экспериментированию с красками.

Листы плотной бумаги. Краски любые, ватные палочки, простые карандаши.

26-27

«Весна пришла»

Квиллинг

Познакомить детей с техникой квиллинг, научить изготавливать некоторые разновидности деталей, правильно соединять их в одну композицию.

Цветные полоски бумаги шириной 5 мм. Деревянные шпажки для закручивания полосок. Клей, ножницы.

28

«Корзина с цветами».

Узелковый батик.

Познакомить детей с техникой узелковый батик. Учить подбирать гармоничное сочетание цветов. Воспитывать аккуратность в работе.

Краски для ткани, ткань хлопок, нитки, клеенка, фартуки.

29-30

«Инопланетяне в космосе»

Рисование:

- рисование по мокрому слою бумаги,

- набрызг по трафарету,

- использование печатей.

Закреплять с детьми технику рисования по мокрому слою бумаги, умение пользоваться приспособлениями для набрызга, печатями. Рационально заполнять весь лист бумаги. Использовать цвета передающие космическое настроение.

Плотный белый лист бумаги, акварельные краски, кисти, печати.

31-32

«Весеннее настроение»

Рисование «Монотипия предметная».

Закреплять умение детей рисовать в технике «Монотипия предметная». Подбирать подходящие оттенки цветов, для передачи весеннего настроения. С помощью прорисовывания деталей учить детей доводить свою работу до завершенного образа.

Плотные листы бумаги А5, кисти, гуашь, фломастеры или цветные карандаши.

Перспективный план работы для детей 6-7 лет.

Тема

Техника

Программное содержание

Инструменты и материалы

1

«Осенний цветок»

Киригами

Закреплять умение детей вырезать цветы путем складывания бумаги, соблюдать правила вырезания, складывать готовые детали по схеме, аккуратно соединять их с помощью клея.

Картон для основы, цветная бумага для цветов, клей, ножницы, шаблоны для рисования цветов, образец воспитателя.

2

«Букет для моей воспитательницы»

Рисование:

-набрызг,

-рисование по трафаретам

Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображению. Учить использовать трафареты. Развивать пространственные представления. Чувства ритма, композиции, колорита.

Трафареты листьев, цветные карандаши, тонкая белая бумага, картон, жесткая кисть, простые карандаши, ножницы, клей, эскизы букетов.

3

«Осенний пейзаж»

Торцевание

Познакомить детей с техникой «Торцевание». Учить накручивать квадратики бумаги на карандаш,  и плотно прижимать их по контуру композиции заполняя все свободное пространство.

Картон для основы, карандаш для накручивания бумаги, гофрированная бумага разных цветов, клей.

4

«Аквариум»

«Бумажный тоннель»

Познакомить детей с техникой. Учить создавать основу, каркас из плотной бумаги для тоннеля путем складывания его «веером». Соединять все детали тоннеля аккуратно. Совершенствовать умение детей равномерно составлять композицию из различных морских обитателей. Учить располагать их в перспективе.

Картон, тонкая бумага, ножницы, клей, простой карандаш, трафареты с изображением различных морских животных разных размеров, краски кисти.

5

«Мое любимое дерево осенью»

Рисование:

-монотипия,

- кляксография с трубочкой,

- набрызг по трафарету.

Закреплять умение рисовать в технике пейзажная монотипия, кляксография с трубочкой. Использовать в работе цвета отражающие осеннее настроение. Развивать чувство композиции.

Лист А4, кисти, краски, иллюстрации с изображением осеннего пейзажа, приспособление для набрызга, трафареты, трубочки для коктейля.

6

«Животные которых я сам придумал»

Рисование:

-кляксография,

- кляксография с ниткой

Закрепить технику рисования «кляксография». Развивать воображение. Закреплять умение вырезать изображение по контуру соблюдая правила. Распределять фигурки в едином композиционном решении, учить дополнять незаконченный образ необходимыми деталями.

Гуашь, нитки, пластиковые ложечки, бумага плотная и тонкая одинакового размера, фломастеры или цветные карандаши, восковые мелки. Клей.

7

«Цветы в корзине»

Гофро

трубочки.

Познакомить детей с техникой гофротрубочки. Учить плотно накручивать бумагу на шпажки, делая ровные трубочки. Находить правильное композиционное решение, экспериментируя с размещением тех или иных деталей композиции.

Гофрированная бумага, ножницы, деревянные шпажки, клей, картон.

8

«Зимний день»

Рисование.

Закреплять умение рисовать жесткой полусухой кистью способом тычка. Учить располагать композицию в несколько планов. Учитывать размер предметов нарисованных на переднем и заднем планах. Акцентировать внимание на изображении тени в светлое время суток.

Бумага А4, кисти жесткие щетина, гуашь, иллюстрации с изображением зимнего солнечного утра.

9

«Зимняя ночь»

Пластелинография.

Закреплять умение детей работать в технике пластелинография. Учить передавать особенности снега, неба зимней ночью. Учить делать плавные переходы от одного цвета к другому. Смешивать пластилин добиваясь нужного оттенка. Развивать мелкую моторику рук.

Иллюстрации с изображением зимней ночи. Картон для основания, пластилин подходящих цветов. Стеки, вода.

10

«Открытка»

Изонить.

Познакомить детей с техникой изонить. Закрепить умение вырезать контур основной детали используя трафарет. Учить по схеме наматывать нить на основу.  Воспитывать усидчивость, развивать дизайнерские способности.

Трафарет, карандаш, ножницы, клей, цветная бумага, картон. Пайетки, бисер, тесьма, нитки с люрексом, для наматывания.

11

«Мой портрет»

Рисование:

 черно-белый граттаж. Акварель + восковые мелки.

Закрепить знания о портрете как жанре изобразительного искусства. закрепить умение рисовать портрет человека. Готовить основу для будущей работы. Учить отображать в портрете настроение человека, особенности внешности.

Репродукции портретов известных художников. Бумага А5, тушь черная с жидким мылом. Свеча, палочка для процарапывания.

12-13

«Я в подводном мире»

Рисование:

-цветной граттаж,

- восковые мелки,

- рисование мыльными пузырями,

- кляксография с трубочкой.

Воспитывать эстетическое отношение к подводному миру, и его изображению в различных художественных техниках. Развивать чувство композиции и фонтазию.

Иллюстрации морских обитателей, растений. Материалы для кляксографии, и рисования мыльными пузырями. Белая бумага А4, восковые мелки, кисти, акварель, гуашь.

14

«Открытка к празднику»

Пуантилизм.

Закрепить с детьми умение рисовать в технике «пуантилизм», подбирать краски для придания выразительного образа. Побуждать детей к экспериментированию с красками.

Лист плотной бумаги. Краски любые, ватные палочки. Простые карандаши.

15

«Снеговик»

 Ассамбляж

Познакомить детей с техникой ассамбляж. Развивать творческие дизайнерские способности в оформление работы.

Салфетки белые, жгутики из гофрированной бумаги, разнообразная фурнитура, клей, ножницы, основа для работы, тонированные листы бумаги.

16

«Витражное   окно »

Витраж

Познакомить детей с выполнением работ в витражной технике. Закреплять умение аккуратно работать с витражными красками, регулировать силу нажима.

Пленка для ламинирования, или любая другая прозрачная поверхность, краски витражные, контуры,  тряпочки.

17-18

«Платок для папы»

Холодный батик

Познакомить детей с техникой рисования по ткани. Закреплять умение создавать орнаментальную композицию на квадрате. Учить рисовать эскиз будущей композиции, аккуратно переводить его на ткань. Учить аккуратно работать с красками и контуром.

Бумага для рисования  эскиза по размеру равная размеру ткани. Рамы, кнопки, кисти, контуры.

19

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Рисование:

- мазок жесткой полусухой кистью,

-оттиск скомканной бумагой или поролоном.

Воспитывать интерес и любовь к животным через их изображение в различных изобразительных техниках. Упражнять в выразительной передачи фактуры. цвета.

Тонированная бумага бледно-зеленого и голубого цвета. Жесткая кисть, скомканная бумага, поролон. Фото иллюстрации разных животных.

20

«Мое настроение»

 Рисование:

- монотипия пейзажная.

Закреплять умение детей рисовать в технике монотипия. Передавать свое настроение с помощью цвета.

Лист бумаги А4, гуашевые краски, толстые кисти, пленка прозрачная.

21

«Веселые барашки»

Объемная аппликация

Закреплять умение работать в технике «Объемная аппликация».

Учить аккуратно работать с шерстью, наматывать ее на палец, придавая вид колечек.

Заготовки для барашка (туловище, голова, копытца). Ниточки для ног, комочки разноцветной шерсти. Клей, ножницы.

22-23

«Ваза для цветов»

Мозаика.

Познакомить детей  с техникой мозаика. Учить, правильно подбирать оттенки разных цветов, для оформления предметов. Закреплять умение симметричного вырезывания.

Листы бумаги окрашенные в разные цвета и оттенки в технике монотипия разрезанные на квадратики 1*1 см или 2*2см. картон для основы.

24

«Шляпа с сюрпризом»

Ассамбляж.

Закрепить умение детей работать в технике ассамбляж. Учить подбирать разнообразные материалы для своей работы, гармонично сочетающиеся по фактуре и цвету.

Картон, цветная бумага, ножницы фигурные, простой карандаш, разнообразная фурнитура.

25

«Цветы весенние в вазе»

Квиллинг.

Закреплять с детьми умение работать в технике «квиллинг». Учить изготавливать некоторые разновидности деталей, правильно соединять их в одну композицию. Развивать фантазию и творческие способности.

Цветные полоски бумаги шир. 5 мм. Деревянная шпажка для закручивания полосок. Клей, ножницы.

26

«Чудесный букет»

Торцевание на пластилине

Познакомить детей с техникой торцевание на пластилине. Учить накручивать квадратики бумаги на карандаш и плотно прижимать их к пластилиновой основе заполняя весь объем работы.

Пластилин для основы, карандаш для накручивания бумаги, гофрированная бумага разных цветов, стеки, клей, проволока.

27

«Клоун»

Объемная аппликация

Закреплять умение работать в технике «Объемная аппликация». Учить располагать детали костюма клоуна таким образом, чтобы передавать его динамику, движение.

Заготовки деталей одежды из гофрированной бумаги. Клей, ножницы, декоративные элементы для украшения.

28-29

«Инопланетяне в космосе»

Изонить

Закреплять с детьми умение работать в технике изонить. Придумывать различные детали для изображения космических, инопланетных кораблей. Рационально заполнять весь лист бумаги.

Плотные листы бумаги, шаблоны деталей космических кораблей, нити, гуашь, кисти, клей.

30

«Загадочные узоры»

Зентангел

Познакомить детей с техникой «зентангел». Учить рисовать неповторяющиеся узоры. Развивать фантазию.

Квадратные листы бумаги, черный маркер, простой карандаш.

31-32

«Весенние цветы»

Картина из шерсти

Познакомить детей с техникой выполнения картин из шерсти. Учить самостоятельно подбирать необходимые оттенки шерсти для создания элементов картины.

Основа для работы, шерсть, клей, ножницы.

Педагогическое  обследование  индивидуальных  особенностей  детей    стершего  дошкольного  возраста

по  изобразительной  деятельности.

      Методика  экспресс – анализа  Григорьевой Г.Г.    Методика Дороновой  Т.Н.

Цель:

      Определить  уровень  сформированности  изобразительных навыков  у  детей.

Проследить  динамику  достижений  каждого  ребенка  и  наметить  перспективу  коррекционной  работы.

Методы  обследования:  анализ  продуктов  детской  деятельности,  наблюдение  в  процессе  рисования  детей.

Показатели:

  1. Проявление  интереса  к  изобразительной  деятельности.
  2. Умение  рисовать  по  замыслу.
  3. Уровень  воображения  и  фантазии.
  4. Технические  навыки

-выбор  изо.материала,  

-смешивание  красок,  

-умение  наносить  штрихи  в  разных  направлениях,

-использование  разных  приемов  рисования  кистью,  

-качество  движения  руки

  1. Средства  выразительности

-форма,  

-цвет,  

-композиция,

-декор

Критерии:

1 балл – не  проявляет  самостоятельный  интерес  к  изо.деятельности,  замыслы  отсутствуют,   воображения  находится  на  недостаточном  уровне. Неправильный  захват  кисти,  карандаша,  движения  хаотичные,  при  штриховке  сильно  выходит  за  контуры  предмета.  Затрудняется  самостоятельно  выбирать  изобразительные  материалы,  не  использует  смешивание  красок,  рисует  всем  ворсом  кисти. Формы  не  прорисовывает,  преимущественно  использует  один – два цвета,  не  умеет  декорировать  изображение,  не  прослеживается  композиционная  выразительность.

2 балла – интерес  к  изобразительной  деятельности  проявляет  только  после  мотивировки  со  стороны  взрослого.  Изображает  со  значительной  помощью  взрослого.  Начинает  воображать  по  наводящим  вопросам  воспитателя.  Изображение  узнаваемое,  но  есть  искажения  в  форме,  строении. Движение  руки  правильное,  но  робкое,  может  быть  прерывистым.  Выбирает  материал с  незначительной  помощью  взрослого.  Смешивание  красок  использует  по  напоминанию  взрослого.  Штриховать  пытается  аккуратно,  но  не  смело. Приемы  рисования  кистью  использует  по  подсказке  взрослого.  В  рисунке использует  ограниченное  количество  цветов (3 - 4).  Иногда  в  рисунке  использует  декорирование.

3 балла – изображение грамотное (форма,  строение). При  рисовании  самостоятельно  выбирает  изо. материалы. Самостоятельно  передает  характерные  формы  предмета,  использует  разнообразные  цвета  в  рисунке,  самостоятельно  использует  прием  смешивания  красок,  прием  декорирования.  Правильно  располагает  предметы  на  рисунке.  Уровень  воображения  находиться  на  достаточном  уровне.  Правильно  держит  кисть,  карандаш,  движения  смелые,  свободные.   Проявляет  самостоятельный  интерес  к  изобразительной  деятельности.

Результаты:

Высокий  уровень      28 - 36

Средний  уровень       20 -27

Низкий  уровень         12 -19


   Педагогическое  обследование  индивидуальных  особенностей  детей  дошкольного  возраста  по  изобразительной  

                 деятельности.       Методика  экспресс – анализа  Григорьевой  Г.Г. ; Методика  Дороновой Т.Н.

                                                                                   

№ п/п

И.ф.ребенка

1

2

3

                                                   4

                                          5              

результаты

Интерес к изо. деят

Рис.. по замыслу

воображен

                              технические  навыки

                  средства  выразительности

 

выбор изо. матер-ла

смешивание красок

 

Приемы работы каранд.

 

приемы работы кистью

 

кач-во движен. руки

форма

 

цвет

композиция

 

декор

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

     

    Диагностический  инструментарий  к  проведению  обследования  детей  старшего  дошкольного  возраста

                                                                 по   изобразительной    деятельности.

1

Задание

Ребенку  предлагается  на  выбор  заняться  различными  видами    деятельность  (рисование,  конструирование, театр и т.д.)

Инструкция

Чем  тебе  больше  всего  нравится  заниматься  в  группе?  Ты  можешь  выбрать  свое  любимое  занятье.  Чем  оно  тебе  нравиться?

Материал

2

Задание

Ребенку  предлагается  нарисовать  рисунок.

Инструкция

Сегодня  ты  можешь  нарисовать  то,  что  тебе  больше  всего  нравиться,  то,  что  ты  умеешь.

Материал

Предложить  на  выбор  разнообразный  изобразительный  материал. (карандаши,  краски, фломастеры, восковые мелки, и т.д.)

3

Задание

Предложить ребенку дорисовать  шесть  одинаковых  кругов.

Инструкция

Перед тобой шесть одинаковых кругов. Подумай  хорошо, на  что  могут  быть  похожи  эти  круги,  дорисуй  то,  что  ты  себе  вообразил  и  раскрась  так,  чтобы  было  красиво.

Материал

Лист бумаги  А4 с  нарисованными  на  нем  в  два  ряда  (по  три  в  каждом) кругами  одинаковой  величины  (д-4,5 см.)  на  одинаковом  расстоянии  от  верхнего  и  нижнего  края  листа

4*

Рис.

карандашами

Задание

            Ребенку предлагается  разукрасить  картинку.

Инструкция

Я  предлагаю  тебе  взять  цветные  карандаши,  и  разукрасить  картинки.  Вспомни  правила  штриховки.

Материал

Цветные  карандаши,  раскраска  или  нарисованные  от  руки  картинки  разных  форм.

Рис. красками

Задание

Ребенку  предлагается  нарисовать  картинку.

Инструкция

Я  предлагаю  тебе  взять  краски,  и  нарисовать  картинку  по  твоему  желанию.  Вспомни  все  приемы рисования.

Материал

Чистый  лист  бумаги, краски,  кисти.

*Остальные  разделы:  выбор  изо.материала, смешивание  красок,  качество  движения  руки,  форма,  цвет,  колорит, декор,  оцениваются  по  результатам  анализа  детских  рисунков. 


Педагогическое  обследование индивидуальных  особенностей  детей     старшего  дошкольного  возраста  по  изобразительной  деятельности.

Тестовое  задание  на  дорисовку  шести  кругов.

Методика   Комаровой  Т.С.

Цель:   выявить  уровень  развития  художественно – творческих  способностей.

Методы  обследования:  проведение  контрольных  рисунков,  анализ  продуктов  детской  деятельности.

Показатели:  

1. Продуктивность – количество  кругов,  оформленным  ребенком  в  образы. 2.Оригинальность – наделение  предметов  оригинальным  образным  содержанием,  преимущественно  без  повторения  или  близкого  образа,  например  яблоко  (красное,  желтое, зеленое).

3.Качество  выполнения  рисунка (разнообразие  цветовой  гаммы,  тщательность  выполнения  изображения:  нарисованы  характерные  детали  или  ребенок  ограничился лишь  передачей  общей  формы,  а так же  техника  рисования  и  закрашивание).

Критерии:

Первый  показатель  оценивается  по  6 – и  бальной  системе.  Так,  если  в  образы  оформились  все  шесть  кругов,  то  выставлялась  шесть  баллов,  если  пять  кругов  то  пять  баллов,  и  т.д.

Второй  и  третий  показатели  оцениваются  по  трех  бальной  системе.

1 балл – ставится  тем  детям,  кто  не  смог  наделить  образным  решением  все  круги,  выполнил  задание  не  до  конца  и  небрежно.  Ограничивается  передачей  общей  формы.  преимущественно  не  использует  закрашивание,  если  оно  присутствует,  то  небрежное,  с  большими  пробелами,  сильно  выходит  за  контур.  Разнообразная  цветовая  гамма  в  основном  отсутствует.

2  балла – ставится  тем  детям,  которые  наделяли  образным  значением  все  или  почти  все  круги,  но  допускали  буквальные  повторения (например,  мордочки)  или  оформляли  круги  очень  простыми,  часто  встречающимися  в  жизни  предметами  (шарик,  мяч,  яблоко  и  т.д.).  При  закрашивании  использует  один  два  цвета,  штрихи  накладывает  хаотично,  незначительно  выходит  за  контур.

3  балла - ставится  тем  детям,  которые  наделили  предмет    оригинальным  образным  содержанием  преимущественно  без  повторений  или  близкого  образа,  прорисовывает  характерные  детали.  Использование  разнообразной  цветовой  гаммы,  умение  закрашивать,  не  выходя  за  контур,  регулируя  силу  нажима  и   направление.

Результаты.      Высокий  уровень –    10 – 12

                       Средний  уровень –     7 – 9    

                        Низкий  уровень –       3 – 6

Педагогическое  обследование  индивидуальных  особенностей  детей  старшего  дошкольного  возраста  по

изобразительной  деятельности.  Тестовое  задание  на  дорисовку  шести  кругов.

п/п

Ф.и. ребенка

продуктивность

оригинальность

Качество  выполненной  работы

результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                                      Диагностический  инструментарий

                     к  тестовому  заданию  на  дорисовку  шести  кругов

Детям  дается  стандартный  альбомный  лист  бумаги  с  нарисованными  на нем  в  два  ряда  (по  три  в  каждом)  круги  одинаковой  величины  (диаметр  4,5  см.)

 

Задание:     рассмотри    внимательно  нарисованные  круги,  подумай,  что  это  могут  быть  за  предметы.  Их  нужно  дорисовать  и  раскрасить,  чтобы  получилось  красиво.

                                         Рисуночные  игры

 «Радуга»

Продемонстрировать  волшебную  игру  красок,  обучая  ребенка  смешивать  цвета,  полезно,  попросив  его  нарисовать   радугу.  Чтобы  хорошо  запомнить,  как  расположены  в  радуге  цвета,  расскажите  ему  считалку:  «Каждый  (красный)  охотник  (оранжевый)  желает  (желтый)  знать (зеленый),  где  (голубой)  сидит  (синий)  фазан  (фиолетовый)» - и  вместе  с  ним  прорисовывайте  и  радугу,  смешивая  краски.

                                                «Самоцветы»

Упражнение  дает  возможность  свободно  экспериментировать  с  цветом.  Мокрый  лист  бумаги – это  сундук  с  драгоценными  камнями.  Все  они  имеют  свой  неповторимый  цвет.  Ребенку  предлагается  попробовать  все  возможные  сочетания  трех  красок,  разную  яркость  и  насыщенность  красочных  смесей,  наполнить  сундук  разными  самоцветами,  просто  ставя  разноцветные  точки.

                              «Рисуем  музыку»

Приготовьте  все  для  рисования  по  мокрому  слою  бумаги.  Сядьте  рядом  с  ребенком  и  наблюдайте  за  проявлением   эмоций   на  его  лице  и  на  бумаге,  включив  спокойную,  лирическую  музыку.  Можно  сначала договориться,  какие  цвета  будут  добрыми  (желтый,  голубой),  грустными  (зеленый,  светло-синий),  злыми  (темно-красный,  темно-синий).  Затем  эти  правила  лучше  исключить  и  дать  ребенку  свободу  в  выборе  цветов,  отражающих  его  восприятия  музыки.

                     «Рисуем  настроение»

Приготовьте  мокрый  лист  и  краски.  Попросить  ребенка  нарисовать  свое  настроение.  Рядом  пусть  он  изобразит  настроение  папы,  мамы,  сестры,  брата  и  т.д.

Взрослый  наблюдает,  но  не  вмешивается  в  процесс  рисования.  Интерпретация  будет  зависеть  от  яркости,  густоты  и    цвета  рисунка.   Темные  тона – это  тревожные  тона.

                           «Чудо-рисунок»

Предложите  ребенку  нарисовать  что-то  (портрет  мамы,  город,  животное,  человечков)   из ….. разных  цветов  (ромашки,  колокольчики,  розы  и  т.д.),  из …  овощей  (огурцы,  морковь,  арбузы  и  т.д.),  из  зайчиков,  белочек,  птичек.  Вот  это  будут  чудо – картины!

                      «Смешной  рисунок»

Прикрепите  лист  бумаги  на  дверь,  стену.   Играющие  выстраиваются  в  одну  линию.  Ведущий  завязывает  первому  глаза,  подводит  его  к  мольберту,  дает  в  руки  фломастер  и  говорит,  что  сейчас  все  будут  рисовать  одну  корову,  слона,  зайца  и  т.д.  все  по  очереди  подходят  и  дорисовывают  недостающие  детали.

Танцевально – двигательные  и телесно-ориентированные техники.

                                               «Сочини  свой  танец»

Ведущий  встает  в  центр  круга.  В  такт  музыке  (быстрой  или  медленной)  он  выполняет  несколько   различных  танцевальных  движений,  все  остальные  копируют  его  танец.  Затем  он  дотрагивается  до  любого  участника,  тот  выходит  в  центр,  сочиняет  свой  танец,  и  далее  по  кругу.  

                                                «Водный  карнавал»

Ведущий  предлагает  побывать  на  празднике  у  морского  царя.  Все  превращаются  в  рыбок,  морских  звезд,  русалок,  ракушек,  крабов,  морских  коньков  и  т.д.   Звучит  плавная  музыка – морские  обитатели,  лежа  на  полу  или  стоя,  начинают  свой  карнавал.  Морской  царь  (ведущий)  хвалит  особо  понравившихся  ему  танцоров.

                                                 «Воздушный  бал»

Ведущий  предлагает  превратиться  в  птиц,  бабочек,  стрекоз.  Звучит  спокойная  музыка.  Танцующие  «летают»,  кружатся,  прыгают  высоко  вверх.  Всем  легко,  весело,  радостно.

                                               «Зеркальный  танец»

Участники  разбиваются  на  пары.  Звучит  любая  музыка.  Один  из  пары – зеркало,  он  с  наибольшей  точностью  старается  повторить  танцевальные  движения  другого.  Затем  пары  меняются  ролями.

                                                                                                                                               

                                                                                              Динамические  паузы

                               Этюды  на  имитацию  разных  явлений  природы.

 

                                                        Этюд  «Дует  ветер»

   П е д а г о г .  Пошли  мы  летом  на  прогулку  в  лес.  Идем  полем,  светит  солнышко,  дует  легкий  ветерок  и  колышет  травку,  цветочки.  Он  дует  тихо,  вот  так:  «У-у-у».

   Д е т и  (повторяют).  «У-у-у».

   П е д а г о г.  Пришли  в  лес,  набрали  ягод.  Собрались  обратно  идти.  Вдруг  подул  сильный  ветер.  Он  громко  загудел: «У-у-у».

   Д е т и  (повторяют).   «У-у-у».

                                                         Этюд «Дождик»

   П е д а г о г.   Набежали  на  небо  тучи,  спрятали  солнышко,  и  вдруг  начался  дождик,  забарабанил  по  листьям  и  траве.  Как  капли  закапали?  Вспомним  стихотворение:

Капля  раз,  капля  два,

Капли  медленно  сперва –

Кап, кап, кап, кап.

                    (дети  сопровождают  эти  слова  медленными  хлопками)

Стали  капли  поспевать,

Капля  каплю  подгонять –

Кап, кап, кап, кап.

(хлопки  учащаются).

Зонтик  поскорей  раскроем,

От  дождя  себя  укроем.

                    (Дети  поднимают  руки  над  головой,  имитируя  зонтик).

                                                        Этюд  «Вьюга»

Педагог  показывает  картинку,  на  которой  нарисована  вьюга.  Дети,  сидящие  в  ряд,  изображают  вьюгу,  воющую  в  зимний  вечер.   По  сигналу  «вьюга  начинается»  дети  тихо  говорят  «у-у-у…»;  по  сигналу  «сильная  вьюга»  громко  говорят:  «У-у-у…»;  по  сигналу  «вьюга  кончается»  говорят  тише: «у-у-у…»;  по  сигналу  «вьюга  кончилась»  замолкают.

                                               Этюд – имитация «Лес  шумит»

Педагог  вспоминает  с  детьми,  как  они  ходили  летом  в  лес  и  видели  там высокие  деревья.  У  них  зеленые  верхушки,  много  веточек  и  листьев.   Набежит  ветерок  и  колышет  верхушки  деревьев,  а  они  качаются  и  шумят:  «ш-ш-ш…»  Педагог   предлагает  детям  поднять    руки  вверх,  как  веточки  у  деревьев,  и  пошуметь  как  деревья,  когда  на  них  дует  ветерок:  «ш-ш-ш…».

                                                                           

                      «Как  я  помню  то,  что  помню»                                           

                                         Упражнение «Запомни  движение»

Цель.  Упражнение  развивает  зрительно-моторную  память  и  внимание.

Ход  упражнения.   Педагог  выходит  на  середину  комнаты.  Дети  внимательно  следят  за  движением  его  рук  и  запоминают  их.  Затем  педагог  останавливается,  а  дети  должны  повторить  те  движения,  которые  он  им  показал.

                                        Упражнение  «Запомни  мое  лицо»

Цель.  Упражнение  развивает  зрительную  и  эмоциональную  память.

Ход  упражнения.  Педагог  предлагает  одному  из  детей  показать  подряд  2-3 разных  выражений  лица.  Другие  дети  внимательно  смотрят  и  запоминают.  Затем  педагог  просит  «зрителей»  по  памяти  сказать,  какие  выражения  лиц  они  видели.

                                       Упражнение  «Узнай  предмет»

Цель.   упражнение  развивает  зрительно – моторную  память,  крупную  моторику  рук,  внимание.

Ход  упражнения.  Педагог  предлагает  одному  из  детей  показать  с  помощью  рук  какой-нибудь  предмет.  Остальные  дети  внимательно  смотрят  и  пытаются  узнать  в  движениях  знакомый  предмет.

                                       Упражнение  «Рисуем  в  воздухе»

Цель.  Развивать  крупную  моторику  рук,  зрительную память.

Ход  упражнения.  Дети  по  очереди  выходят  в  центр  круга  и  показывают  какой-либо  предмет  используя  жесты.  Остальные  сидят  за  столами  и  схематично  изображают  этот  предмет  на  листке  бумаги.  Затем  все  рисунки  сравниваются,  а  ведущий  говорит,  какой  предмет  он  загадывал.

                                                      умей  расслабиться

                                                 Упражнение  «Разговор  с  лесом»

Цель:   упражнение  развивает  творческую  фантазию,  умение  расслабиться.

Ход  упражнения:   педагог  сообщает  детям  о  том,  что  их  ждет  необычное  путешествие.  Вначале  им  предлагается  мысленно  перенестись  в  лес.  Дети  закрывают  глаза,  кладут  мягкие,  расслабленные  руки  на  колени.  Педагог  называет  то,  что  находится  вокруг  них  в  лесу:  деревья,  кустарники,  травы,  цветы,  птицы,  поляна  и  др .   Перечисляет  всевозможный  живой  и  неживой  мир  леса.  Педагог  предлагает  детям  «пообщаться»  с  лесом:  мысленно  потрогать   листочки,  травку,  понюхать  цветы,  воздух,  подставить  лицо  свежему  ветерку  и  пр .  Можно   попросить  детей  прислушаться  к  лесным  звукам.  Дети  молча  (1-2 мин.)  слушают.  Затем  педагог  предлагает  им  поделиться  своими  впечатлениями  от  общения  с  лесом.

                                     Упражнение  «Что  рассказало  море»

Цель.   Упражнение  развивает  творческую фантазию,  речь,  умение  расслабиться.

Ход  упражнения.  Данное  упражнение  проводиться  как  упражнение   «Разговор  с  лесом».  Педагог  предлагает   детям  вспомнить,  какого  цвета  море,  какие  у  него  бывают  настроения,  какой  берег,  кто  обитает  в  море.  Дети  закрывают  глаза  и  представляют  себя  на  берегу  моря:  слушают,  как  «разговаривают»  песок,  волны,  ветер.  Затем  педагог  просит  рассказать  о  том,  что  каждому  изх  них  рассказало  море,  ветер,  волны.  (можно  использовать  музыкальное  сопровождение)

                                                   Упражнение  «На  берегу»

Цель.   Упражнение развивает  творческую  фантазию,  речь, умение  расслабиться.

Ход  упражнения.  Педагог  предлагает  детям  представить,  что  они  оказались  на  берегу  моря,  реки.  Для  проведения  упражнения  дети  ложатся  на  ковер.   Педагог  просит  представить,  что  вокруг  них  теплый,  ласковый  песок.  Дети  лежат  на  спине.  Им  предлагается  почувствовать,  как  тепло  и  приятно  их  головам.  Они  могут  протянуть  руки  и  ощутить  в  ладонях  теплоту  песка,  пропустить  его  сквозь  пальцы.  Дети  могут  представить  его  ласковое  и  приятное  прикосновение.  Затем  они    вместе  с  педагогом  расслабляют  тело,  ноги.  Они  нежатся  как,  в  кроватке,  на  теплом  песке,  ощутив  его  всем  телом.  Представляет,  как  ласково  греет  солнце.  Полное  расслабление  проводится  в  абсолютной  тишине  не  более  1  минуты.

                                                 

Список  литературы:

  1. Программы  эстетического воспитания «Красота, радость, творчество» (авторский коллектив под руководством  Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепной), М.: 2002г.
  2. Григорьева  Г.Г.  Развитие  дошкольника  в  изобразительной  деятельности. – М.: 1999.
  3. Григорьева  Г.Г.  Игровые  приемы  в  обучении  дошкольников  изобразительной   деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Комарова  Т.С.  Детское  художественное  творчество. – М.: 1995.
  5. Дубровская  Н.В.  Рисунки,  спрятанные  в  пальчиках. – СПб.: 2004.
  6. Дубровская  Н.В.  Игры  с  цветом. – СПб.: 2005.
  7. Дубровская  Н.В.  Рисунки  из  ладошки. – СПб.:  2004.
  8. Дрязгина М.Г.  Каждый  ребенок  художник. – М.: 2003.
  9. Кудейко  М., Туфкрео Р.  Коллекция  идей. – М.: 2004.
  10. Комарова Т.С., Савенков А.И.  Коллективное  творчество  дошкольников: Учебное  пособие. – М.: 2005.
  11. Комарова Т.С.  Изобразительная  деятельность  в  детском  саду. – М.:2006.
  12. Комарова Т.С.  «Программа  эстетического  воспитания  детей  «2 – 7 лет».
  13. Казакова  Р.Г.  Рисование  с  детьми  дошкольного  возраста: Нетрадиционные  техники, планирование, конспекты  занятий – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  14. Дошкольное  воспитание №2, 2006.  «О  развитии  творческого  потенциала      
  15. дошкольников».
  16. Дошкольное  воспитание  №8,  2003.  «Бумажная  пластика  и  оригами».
  17. Дошкольное  воспитание  № 2,  2004.  «Рисование  нетрадиционными  способами»,  «Научите  детей  рисовать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Семицветик»

Программа ДПОУпроведение занятий по развитию художественныхспособностей у детей старшего дошкольного возраста«Семицветик»...

Программа по развитию художественных способностей у детей 4-5 лет

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Программа поз...

Дополнительная образовательная программа по развитию художественных способностей у детей 3-4 лет "Пластилиновая ворона"

Программа «Пластилиновая ворона» сегодня актуальна, так как она помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способ...

Дополнительная образовательная программа по развитию художественных способностей у детей дошкольного возраста "Пластилиновая ворона"

Программа по развитию художественных способностей у детей дошкольного возраста «Пластилиновая ворона» - (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным о...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественных способностей детей «Цветная палитра» (4 -5 лет) на 2022-2023 учебный год.

Дополнительная общеразвивающая программа  по развитию художественных способностей детей  «Цветная палитра» (4 -5 лет) на 2022-2023 учебный год....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВДОХНОВЕНИЕ»

Задача развития творческого потенциала в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. Это обусловлено, прежде всего, социально – экономической жизнью общества – потребностью в людя...