Использование авторских программ в обучении детей рисованию
консультация по рисованию на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»
Консультация для педагогов ДОУ.
Использование авторских программ
в обучении детей рисованию.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительная деятельность. Детское творчество – это сознательное отражение окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, - отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картину и другие виды искусства. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, знаниями – значит дать обильную пищу для творчества.
Целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание,
сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки» (авт. И.А.Лыкова) представляет оригинальный вариант реализации задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ. Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями. В ней много интересных методов и приемов обучения детей рисованию.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как
следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием –
пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного
характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д.
Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным
движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический
прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество
педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется
информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием
действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой,
играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое
обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.
Основные задачи программы:
- развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности;
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- создание условий для увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
- принцип культуросообразности (учет региональных культурных традиций);
- принцип сезонности ( учет природных и климатических особенностей местности);
- принцип систематичности и последовательности (от простого к сложному; от хорошо известного к мало известному);
- принцип цикличности (постепенное усложнение и расширение от возраста к возрасту);
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип развития детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
В программе также сформулированы педагогические условия для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
- создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду;
- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и ДОУ.
Авторская программа «Цветные ладошки» предлагает разработки занятий по ИЗО и художественному труду для всех возрастных групп, а также варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми.
Очень интересны в этой программе занятия лепкой из соленого теста, занятия по рисованию с элементами обрывной аппликации, рисование фантазийных образов, много коллективных занятий лепкой и рисование, которые приучают детей к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех, четырех лет.
“Узор из точек”
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированный лист бумаги, косметические палочки (палочки с ватными тампонами), краски, кисти.
Порядок работы:
Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.
Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску.
В данной технике можно получить мозаичное изображение.
«Печатаем листьями на бумаге»
Необходимые материалы и инструменты. Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;
Порядок работы:
Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.
“Печатаем штампами”
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т.д.
“Недолговечные штампы”.
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, краски, ножик, овощи или фрукты: морковь, картофель, свекла, яблоко, редис, репу, сладкий перец.
Порядок работы:
Используем разрезанные вдоль или поперек фрукты, овощи. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, дети старшего возраста могут попробовать вырезать на нем узор. Ребенок может воспользоваться ложкой, карандашом, тупыми ножницами или пластмассовым ножом с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампика смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге. Для декорирования открыток, упаковочной бумаги в качестве штампа очень хорошо использовать стручки перца. Забавно изогнутые линии среза придадут работе загадочность и неповторимость.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет.
«Долговечные штампы»
Необходимые материалы и инструменты: клей ПВА, плотный картон, резина толстая, бутылочная пробка, бечевка, краска, бумага.
Порядок работы: проще всего изготовить штамп из пробки или ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора.
Для оформления большого количества самодельных открыток или пригласительных билетов можно приспособить штамп из бечевки. На плотный картон наклеивается клеем ПВА бечевка в виде витиеватой рамочки. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остается рисунок.
Из веревочки можно выкладывать инициалы, имена и рисовать, контурные изображения предметов - в зависимости от замысла.
“Разные разности”
Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, кисти, краски, деревянная катушка от ниток, пуговицы, трубка от картона, консервная банка, скалка, апельсиновая корка (свежая), кукурузный початок, спица, карандаш или высохший фломастер
Порядок работы:
Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив себе, какие удивительные следы они могут оставить. Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а обыкновенная пуговица- кружочек с двумя или четырьмя точечками.
Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две цветные дорожки. А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.
Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.
“Прямые и кривые линии”
Необходимые материалы и инструменты: картон (толстый, тонкий, гофрированный), газета, кисть, гуашевые краски, лист бумаги.
Порядок работы:
Для того чтобы получить в качестве оттиска прямую или ломаную линию, берем кусочек плотного картона.
Нарежем полоски из картона разной толщины. Обмакнем край картона в краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от толщины и вида картона.
Чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона и, слегка согнув его, нанесем на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок.
Для составления узора из цветов можно использовать прием рисования картонкой, смещая ее определенным образом. В результате лепестки получаются в виде клинышков.
Чтобы отпечатать клинышек, нужно обмакнуть в краску край картона и прижать к бумаге, затем сдвинуть картонку, держа ее за верхний край. Нижний остается прижатым к бумаге. Из нескольких клинышков-лепестков можно сделать цветок.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Многие ДОУ в обучении детей изобразительной деятельности используют программу «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой. В этой программе работа с детьми по ИЗО осуществляется по двум самостоятельным направлениям:
- в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства;
- на занятиях по рисованию, лепке и в процессе свободной самостоятельной деятельности.
Следует обратить внимание на такой раздел программы, как – обучение детей рисованию по сырой бумаге. Это один из интереснейших приемов работы акварельными красками. Например, дети рисуют зверька, благодаря сырой поверхности бумаги, контур растекается, шерстка зверька приобретает неровную фактуру и возникает эффект пушистости.
В разделе описаны последовательность и приемы работы по сырой бумаге.
Обучать детей рисованию нужно начинать с раннего возраста. Об этом в своей программе «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» рассказывает Е.В.Полозова. В ее программе даны рекомендации по организации и проведению интегрированных занятий, эффективность которых определяется комплексом методов и приемов. Помимо традиционных способов рисования – карандашами, фломастерами, красками, - Е.В.Полозова предлагает – рисование ладошками и пальчиками. Эти приемы рисования интересны детям младшего дошкольного возраста и способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.
Авторская методика В.Н.Волчковой является результатом работы по творческому освоению и внедрению в практику программы «Детство».
Занятия по ИЗО в ее методике рассчитаны на 5-6 летних детей и распределены по блокам «Пейзаж», «Натюрморт», «Архитектура», «Портрет», «Декоративная роспись», «Графика», «Сюжетное изображение».
Занятия помогут детям узнать и различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности, высказывать свое мнение об искусстве, понимать его значение в жизни людей.
Система занятий построена с учетом принципов последовательности и систематичности в формировании знаний, умений, навыков, краеведческого принципа, связи всех видов искусств.
Автор предлагает интересные приемы рисования, такие как: рисование поролоновой губкой, жатой бумагой, ватными палочками, печатание.
Использование в рисовании различных методов и приемов помогает поддерживать у детей устойчивый интерес к рисованию.
Все выше перечисленные программы построены на принципах развивающего обучения, они закрепляют представление у детей о том, что каждый может создать прекрасное и этим доставлять большую радость людям. Авторы рекомендуют на занятиях по изодеятельности создавать атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности, отзывчивости и уважения к труду, фантазии и творчеству каждого ребенка. И это поможет каждому ребенку проявить сполна свою индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...
Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...
Презентация опыта работы по теме "Использование авторского пособия для детей раннего возраста "Фетровая сказка" на региональном Фестивале педагогических идей
Пособие "Фетровая сказка", как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взро...
Электронная презентация к выступлению по теме " Использование авторского пособия для детей раннего возраста "Фетровая сказка"
Педагогу дано право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы и она всегда будет неповторима и индивидуальна. Результатами моего педагогического творчества...
Консультация для воспитателей доу "Использование игровых техник при обучении детей рисованию"
Цель обучения изобразительной деятельности – развитие умений в рисовании, обогащение эмоционального мира ребенка.Воспитатель создает для этого все условия: обеспечивает эмоционально-образное вос...
Обучение рисованию детей. С чего начинать обучение детей рисованию
Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование. Предлагая ребёнку ...