Знакомим дошкольников с пейзажем
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье раскрыты принципы знакомства дошкольников с искусством пейзажа и его место в художественно эстетическом развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomim_s_peyzazhem-_statya.docx | 252.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомим дошкольников с пейзажем
Начиная знакомить дошкольников с пейзажной живописью мы тем самым решаем задачи художественно – эстетического воспитания, которые направлены на то, чтобы
- Обогащать духовный мир ребенка, воспитывать чувства. Вооружая детей опытом поколений, помочь им «открыть в себе человека»,
- Развивать у всех детей способность быть читателем, зрителем, слушателем. Научить детей отличать подлинные произведения искусства от антиискусства.
- Дать сумму знаний, формировать навыки и умения помочь детям овладеть языком искусства.
Образовательная область" Художественно – эстетическое развитие" является направлением развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, который раскрывает содержание понятия художественно - эстетического развития ребенка, показывает, что под этим подразумевается.
Это отражено и в Примерной общеобразовательной программе ДО "От рождения до школы",где отражены цели и задачи по приобщению дошкольников к искусству.
Искусство объединяет в себе несколько видов, отличающихся способом материального воплощения. Живопись является составной частью изобразительного искусства и в свою очередь подразделяется на жанры: портрет, натюрморт, бытовой, исторический, батальный, мифологический, сказочный, космический и, наконец, пейзаж.
Пейзаж определяется как жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Это высшая ступень восприятия человеком природы. В нём природа одухотворена чувствами художника.
В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа:
- первозданный природный пейзаж :поле, луг, река, озеро, лес, море, горы, космос;
- измененная человеком природа - села и города (сельский, городской пейзаж) с их ландшафтами;
- конструкции мостов, железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный);
- изображение какой - либо местности в определенную эпоху (исторический);
- сказочный;
- фантастический.
Пейзаж, по словам Надежды Александровны Курочкиной можно назвать «одним из самых эмоциональных» жанров изобразительного искусства. Поэтому и начинать знакомить дошкольников с изобразительным искусством специалисты рекомендуют с пейзажа. Объясняя это еще и тем , что у дошкольников уже к среднему возрасту накоплен определенный запас наблюдений, впечатлений, эмоций, связанных с красотой природы и многообразием природных явлений, который накладываясь на созданное художником изображение, открывает детям понимание художественного образа.
Какова же последовательность знакомство дошкольников с пейзажем?
В группе детей раннего возраста, а затем и в младшей группе детского сада дети знакомятся лишь с народными игрушками и книжной графикой.
А уже в средней же группе впервые дается представление о картине, репродукции. В этом возрасте детям можно предложить пейзажи по временам года. Следует обращать внимание на средства выразительности – цвет, форму, величину, а также начинать посещение музеев.
В старшей группе предлагаются работы И. Шишкина, И. Левитана, В. Серова, И. Грабаря, и других художников. Рекомендуется подбирать произведения в которых отражены переходные состояния ( ранняя осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых почерпнули из литературы, кино и т.д. (морской, горный, лесной), различные периоды суток, различное состояние погоды.
Дети в этом возрасте уже могут выделять выразительные средства, соотносить образ и средства выразительности.
В подготовительной группе предлагается более широкий ряд произведений и авторов. Знакомство с пейзажем обогащается такими его видами как индустриальный, космический, сказочный, исторический. Однако всегда следует исходить из возможностей детей.
Обращается внимание на эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности, предлагается самостоятельно создавать художественные образы .
Научить детей видеть великолепие живописного пейзажа, это многотрудная задача педагогов. Начинать рекомендуется с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты.
Важна роль правильно организованной предметно – пространственной среды, использование возможностей режимных моментов, разнообразие совместной, индивидуальной деятельности по ознакомлению с пейзажем и развитием изобразительной деятельности, а также установление тесного взаимодействия с родителями, привлечение их к организации посещения музеев,, к проектной деятельности и к другим мероприятиям и конечно использование ресурсов организованной образовательной деятельности «Рисование».
Подводя детей к знакомству с изобразительным искусством, с пейзажем необходимо прислушаться к словам В.Н. Шацкой: «Это должны быть моменты детской радости, моменты хороших переживаний, моменты чутких и интимных настроений и прекрасного общения детей со взрослым человеком".
Этому как нельзя лучше соответствует «Полихудожественный подход», который получил свое широкое распространение среди педагогов и представляет собой синтез искусств – музыки, живописи, слова, действующие сразу, вместе.
Рассматривая живописные пейзажи художников, проникаясь их настроением и образной выразительностью, ребенок эмоционально откликается, у него пробуждаются чувства, он вдохновляться , возникает желание самому научиться создавать образы природы в рисунке, активно и творчески применяя ранее усвоенные способы изображения создать собственный неповторимый пейзаж.
И здесь опять приходит на помощь педагог, который начиная уже с младшей группы подводит детей к созданию образов природы, деревьев, созданию несложных сюжетных композиций.
Важно, чтобы образы , к созданию которых приступают дети
- носили в себе эстетические чувства:развесистое дерево, нарядная новогодняя елка;
- вызывали эстетическое (чувственное) отношение ( дерево для птички, елочка для зверей и т.д.
В средней группе у детей уже больше возможностей, мы продолжаем их учить
- рисовать отдельные предметы и сюжетные композиции;
- располагать изображение на всем листе (новое);
- передавать соотношение предметов (дерево, трава).
К старшему возрасту уже можно начинать говорить о творчестве, о формировании художественно – творческих способностей; Перед детьми и педагогами встают новые задачи, развиваются композиционные умения, изображения располагаются на полосе внизу листа, по всему листу. Появляется возможность анализа работ. Дети, радуясь достигнутому результату, могут замечать и выделять друг у друга выразительные решения изображений.
Хочется отметить, что в подготовительной группе у детей
- формируется эстетическое отношение к художественно – творческой деятельности,
- широко используются различные способы создания фона,
- развивается наблюдательность, способность замечать характерные особенности ,
- в рисунке появляется передний план, задний план, линия горизонта,
- необходимо формировать умение передавать движение растений, склоняющихся от ветра.
В старшем дошкольном возрасте важную роль играет анализ работ. Он способствует развитию образного, эстетического восприятия, образных представлений, формированию эстетических суждений, так необходимых для художественно - эстетического развития детей. Широкое применение при этом эпитетов, сравнений, обогащает оценку образа.
Использование всех перечисленных выше средств позволяет дошкольникам не только приблизиться к пониманию языка живописи, стать активными зрителями, но и даёт возможность создать свой неповторимую пейзаж, проникнуться радостью и певучей гармонией природы, поделиться ею с другими, например через участие в выставках или используя другие возможности по своему выбору.
При этом, по словам Н.А Курочкиной закладывается фундамент эстетического мировосприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит эстетического и художественного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников "Зимние пейзажи"
Конспект направлен на обобщение представлений о зиме и изменениях в природе, посредством активного восприятия классической музыки и развития художественного восприятия детей. Развиватие у детей потреб...
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»
В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...
НОД по ознакомлению дошкольников с пейзажем "Художественная галерея"
Продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение, понимать образный строй. Учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил худо...
Учебно-методическое пособие."Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с пейзажем"
Презентация для воспитателей и педагогов дополнительного образования...
Мастер-класс для старших дошкольников " Осенний пейзаж" (рисунки в технике "Печатание листьями")
Мастер-класс...
Конспект занятия "Ознакомление дошкольников с пейзажем"
Презентация " Ознакомление дошкольников с пейзажем"...