Рисование как форма игры
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Аширова Надия Харрясовна

Рисование – столь же естественная и органичная потребность ребёнка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребёнок рисует всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Рисуя, как и играя, он не только отражает мир, но и познаёт его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование как форма игры для формирования художественного творчества дошкольников.

Аширова Н.Х. воспитатель МБДОУ «Лямбирский

                                           детский сад №3 комбинированного вида»

Известно немало исследований и программ, указывающих, как обучать ребёнка рисованию, что он должен уметь рисовать к тому или иному возрасту.

Рисование – столь же естественная и органичная потребность ребёнка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребёнок рисует всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Рисуя, как и играя, он не только отражает мир, но и познаёт его.

Известно, что главные перспективы развития ребёнка дошкольного возраста связаны с игрой, являющейся его ведущей деятельностью. Однако не все знания и впечатления, которые он получает, могут найти своё отражение в игре.

Рисование, помимо отражения тех или иных впечатлений ребёнка, выполняет также и развивающую функцию, обогащая и уточняя представления ребёнка о мире, что точно отражено в известной фразе «Ребёнок рисует то, что знает». Ведь чтобы нарисовать что-нибудь, недостаточно самых общих знаний о предмете или явлении. Известны случаи, когда ребёнок берётся что-то рисовать, но затем обнаруживает, что не может это сделать: у него существует образ предмета, достаточный для его узнавания, но он слишком туманен и расплывчат, когда дело доходит до его изображения. Рисуя, ребёнок идёт от представления к его материальному воплощению – изображению.

Однако выделить основные признаки предмета (т. е. проанализировать его), а потом изобразить их в правильном соотношении (т. е. синтезировать целостный образ) часто непосильно для ребёнка, особенно младшего дошкольного возраста.

В решении этой сложной задачи изображения на помощь ребёнку приходят графические образы и так называемые «схемы», которым его обучает взрослый.

Схемы – это всем известные изображения, которые когда-то рисовал каждый из нас (например, круг с расходящимися от него линиями – солнце, «палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек» и т. п.). Эти схемы позволяют выделить основные, существенные детали предмета и показать, как они изображаются на листе.

Самые первые рисунки ребёнка не являются ими в строгом смысле этого слова, часто они представляют собой своего рода игрушки. Например, черкая карандашом, ребёнок изобразил нечто крестообразное, что вызвало в его воображении образ самолета. И ребёнок бегает, высоко подняв лист, и гудит, как самолёт. Со временем эта игра полностью переходит на лист, и процесс рисования приобретает повествовательный характер: начав рисовать, ребёнок присоединяет всё новые и новые детали, обогащая уже знакомую схему, включая в рисунок новые образы. Для ребёнка его рисунок – не условность.

Вместе со словесными дополнениями он воссоздаёт кусочек реальной жизни. Ребенка увлекает не столько сам процесс изображения, сколько те события, которые он изображает. Неопытные руки малыша не успевают сделать всё красиво и правильно, зато слова (которые взрослый подчас не слышит за своими замечаниями) объясняет всё, что ребёнок хотел передать в рисунке. И что внутреннее содержание рисунка гораздо важнее того, что получилось на листе. Именно с содержанием идет ребёнок ко взрослому, чтобы поделиться радостью, а в ответ получает оценку формы.. В процессе совершенствования формы «убивается» сюжет.

По всей вероятности, рисование в дошкольном возрасте может считаться своеобразной игрой. И в этом случае в рисовании должно происходить познавательное развитие того же уровня, что и в игре. Слишком раннее превращение детского рисования в собственно изобразительную деятельность с её законами передачи информации (так же, как и раннее превращение игры в учебную деятельность) может привести к снижению развивающей функции рисования и шаблонным изображениям.

Чем богаче и интереснее жизнь в детском саду, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше накапливается у них впечатлений, тем больше содержание их рисунков.

Огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе различные игры – сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные, на занятиях дети могут рисовать не только угощения, но и посуду для кукол, создавать декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики) для кукольной комнаты. Тем самым не только повышается интерес к изобразительной деятельности, но и обогащается и развивается сама игра. Более того, углубляется познание окружающей жизни. Чем ярче впечатления, тем богаче содержание игр, тем более творчески они могут быть отражены в детском рисунке. Предложение нарисовать о том, как играли в больницу, воспринимается с интересом, нежели изображение того же сюжета на основе жизненных впечатлений, например, посещение поликлиники. Задача воспитателя – помочь ребёнку полнее и выразительнее раскрыть наиболее интересные эпизоды.

Отбирая темы занятий по мотивам игр-драматизаций, желательно варьировать и виды изобразительной деятельности. Для игр-драматизаций дети уже со средней группы могут подготавливать декорации, некоторые детали, костюмы, маски.

С большим интересом и удовольствие обычно воспринимаются предложения воспитателя создать рисунки на темы подвижных игр. Сюжеты многих («Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши») – незамысловаты, их легко передать в рисунке. А характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки, Задача изобразить несколько рыбок, птиц обычно вызывает у детей желание изобразить их в движении. Фактически в каждой возрастной группе можно отобрать сюжеты игр, доступные детям для изображения.

Содержанием изображения могут стать и дидактические игры. Дети сами могут изготовить дидактические игры и материалы: домино, лото, парные картинки, даже картинки метки на шкафчиках.

Игровые приёмы обучения на занятиях, создающие радостную необычную атмосферу, повышающие интерес, способствующие более эффективному овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных группах.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт личностно значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, что обеспечивает её более высокую эффективность и результативность, так как ребёнок не просто рисует, а передает в изображениях образы знакомой игры и создаёт новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Особое значение в работе с детьми принадлежит новым педагогическим технологиям, построенным на основе игровой мотивации.

Если на пятом году жизни серьёзные трудности у детей возникают с передачей формы и строения предметов, то, наоборот проведённые психолого – педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом.

Старшие дошкольники уже имеют опыт изобразительной деятельности, облегчающий их приобщение к дизайн – деятельности, к таким его видам как архитектурно - художественное моделирование среды; дизайн одежды; прикладные аранжировки из разных материалов. В живом общении с искусством дети учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды и обстановку для игр, спектаклей и праздничных утренников.

Занимаясь архитектурно – художественным дизайном, дети работают в трёх измерениях: кукольная, детская и взрослая среда. Вначале дети учатся благоустраивать своё ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия).

Плодотворна дизайн – деятельность ребёнка в художественно – игровых ситуациях типа «Ярмарка», «Город мастеров; в организации ширм – комнат «Ателье мод», «Дом игрушки», «В гостях у цветов».

В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к повседневной и празднично – театральной одежде. Воспитатель учит детей создавать рисунки для тканей, подбирать ткани для разных фасонов. Дети вместе с воспитателем создают яркие композиции (фризы и панно «Детский карнавал», «Бал Золушки» и др.)

Занятия дизайном способствуют формированию у детей устойчивости замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждаются чувства творческого удовлетворения («Я – декоратор», «Я – модельер», «Я – архитектор»).

В результате занятий дети начинают эмоционально откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его видам и жанрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

Статья "Рисование -как форма обучения"

Статья«Рисование-как форма обучения»Подготовила воспитатель Ступа Наталья Александровна Родители очень часто относятся к рисованию как к бессмысленному время провождению ребенком...

Рисование "Нетрадиционная форма рисования"

Нетрадиционная форма рисования...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум по ЗОЖ для педагогов детского сада в форме игры. Тема «Досуг, как одна из форм приобщения дошкольников к ЗОЖ».

Пропаганда здорового образа жизни, популяризация спортивного досуга. Сплочение коллектива, укрепление дружеских связей между членами коллектива детского сада, создание благоприятного психологического ...

методическая разработка по рисованию "Нетрадиционные формы рисования"

методическая разработка по рисованию "Нетрадиционные формы рисования"...